Файл: Урок Вводный Цели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 253

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(1841—1880) — русский поэт. Родился в глу­хой деревушке Ярославской губернии в семье крестьянина. Отец был кре­постным графа Шереметева, жил в Москве на оброке (помещик отпустил его отца на заработки в Москву, откуда тот должен был присылать барину деньги). Восьми лет мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в тор­говле, урывками учился грамоте. В конце 1850-х гг. под впечатлением от прочитанных стихотворений Пушкина Суриков начал складывать свои стихи. У его родственников и знакомых это вызывало лишь раздраже­ние; над юношей смеялись. Жизнь Сурикова, проводившего целые дни в лавке отца, была очень тяжелой; однажды он едва не утопился. В 1862 г. Суриков познакомился с поэтом А. Плещеевым, который оценил талант юноши и помог ему выступить со стихами в печати. А в 1871 г. Суриков издает первый сборник стихотворений. Его печатали уже не только ма­лоизвестные журналы, но и такие, как «Вестник Европы», «Дело».

Стихи Сурикова отличаются простотой и мелодичностью. Их ос­новная тема — тяжелое положение народа. Суриков — настоящий лирик, о чем свидетельствуют следующие строки:

Мне доставались нелегко Моей души больные звуки,

Страдал я сердцем глубоко,

Когда слагалась песня муки.

Я в песне жил не головой,

А жил скорбящею душою, —

И оттого мой стон больной Звучит тяжелою тоскою.

Многие стихи поэта посвящены русской природе и детям, а не­которые из них стали популярными народными песнями («Рябинка», «В степи», «Степь да степь кругом»). На слова Сурикова писали музыку П. Чайковский и Ц. Кюн. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Су­риков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер Иван Захарович от чахотки в возрасте 39 лет.

(Подробнее см.: Школьный словарик. С. 75.)

Прочитайте стихотворение И. Сурикова «Лето».

Докажите строчками стихотворения, что оно посвящено именно этому времени года.

Приготовьтесь читать выразительно своим одноклассни­кам. Передайте настроение поэта.

(Выразительное чтение стихотворения.)

(У детей на партах карточки с текстом загадки.)

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» — приглашаю.

И любите за это Вы все меня.

Я —... (лето).

Прочитайте хором выразительно, вместе с отгадкой.

Прочитайте в учебнике на с. 74 фамилию поэта. (Н.. Греков.)

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Н.П. Грекова.)


Материал для учителя

Николай Порфирьевич Греков (1810-1866) — русский поэт-перевод­чик. Переводил с английского, французского, немецкого и испанского языков. Из переводов его особо примечательны две драмы Кальдерона: «Ересь в Англии» и «Жизнь есть сон»; первая часть «Фауста» Гете (М., 1843; СПб., 1859); «Ромео и Джульетта» Шекспира (СПб., 1862); драма Жирардена «Пытка женщины»; поэма Альфреда де Мюссе «Ролла» (М., 1864); стихотворения Гейне (М., 1863) и пр. Переводы Грекова отличают­ся хорошим стихом и довольно близки к подлинникам. Он и сам не был лишен поэтического таланта; стихотворения его, появлявшиеся в журна­лах в 1830—1850 гг. — большей частью впечатления, навеянные картина­ми природы. Отдельно изданы: «Стихотворения» (М., 1866) и «Рассказы иочерки»(М., 1865).

Прочитаем стихотворение Н. Грекова «Летом».

(Чтение стихотворения учителем.)

Какие слова и выражения были непонятны?

Какое настроение у вас создало чтение стихотворения?

Перечитайте стихотворение, обратив внимание, как поэт рассказал о лете.

Прочитайте его выразительно.

(Выразительное чтение стихотворения.)

Рассмотрите репродукции картин, помещенные в учебнике на развороте с. 74—75. Кто их автор?

Какие работы знаменитых художников вы знаете?

Материал для учителя

Исаак Ильич Левитан (1860—1900) — живописец-пейзажист. Родился на западной окраине России в небольшой безымянной деревеньке близ железнодорожной станции Кибарты (неподалеку от пограничного городка Вержболово) в образованной, интеллигентной, но бедной еврейской семье.

Несмотря на бедность и скудность средств (кроме Исаака, в семье были еще сын и две дочери), в доме Левитанов царила добрая атмосфера, благоприятная для духовного развития детей. Отец сам обучал их грамоте, а в конце 1860-х гг. перевез семью в Москву, чтобы дать детям возмож­ность выйти в люди.

— Рассмотрите репродукцию картины И. Шишкина «Уголок застывшего сада».

Материал для учителя

Иван Иванович Шишкин (1832—1898) — один из даровитейших рус­ских пейзажистов, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист. Ро­дился в Елабуге (Вятской губ.) в купеческой семье. В 1832 г., двенадцати лет от роду, был определен в ученики Первой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил ее и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Окончив курс этого заведения, он с 1857 г. продолжал свое образо­вание Академии художеств, где числился учеником профессора С.М. Во­робьева.



Не довольствуясь занятиями в стенах академии, Шишкин в это время усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях и на острове Ва­лааме. Уже в первый год пребывания в академии ему были присуждены две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях.

В 1858 г. он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 г. — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей и, нако­нец, в 1860 г. — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Приобретя вместе с этой последней наградой право на по­ездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 г. в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников Бено и Фран­ца Адамов, пользовавшихся большой популярностью, а затем, в 1863 г., перебрался в Цюрих, где под руководством профессора Коллера, считав­шегося тогда одним из лучших анималистов, писал животных с натуры. Из Цюриха Шишкин поехал на экскурсию в Женеву с целью ознакомить­ся с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях города Дюссельдорфа» — картину, которая помогла художнику получить звание академика.

Расскажите, что вы видите на картине. Что хотел показать нам художник?

(Беседа по картине.)

Физкультминутка

Солнце глянуло в кроватку...

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки развести пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться — три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

Продолжение работы по теме урока

После переезда семья Левитанов жила бедно, перебиваясь грошовой оплатой за уроки французского и английского языков, которые давал отец. Тем не менее родители с пониманием отнеслись к увлечению сы­новей искусством и не возражали, когда в 1870 г. старший сын Авель, а затем, в 1873 г., и Исаак решили поступить в Московское училище жи­вописи, ваяния и зодчества.

Годы обучения в училище были для Исаака временем тяжких и му­чительных испытаний. Впоследствии, через много лет, уже будучи при­знанным и любимым, художник писал: «Не надо очень розово представ­лять себе перспективу изучения живописи. Сколько горя, усилий, трудов и разочарований пока выбился на дорогу». В 1875 г. в семье Левитанов умерла мать,
вслед за ней два года спустя умер отец, и детям пришлось вести почти нищенский образ жизни. Но все-таки уже в ранние годы своего учения Исаак Левитан не только верно усвоил уроки учителей, но и сказал свое слово в искусстве пейзажа. Его склонность к изобра­жению природы и страстная любовь к ней проявились уже вскоре после поступления в училище.

По воспоминаниям современников, Алексей Кондратьевич Савра­сов, в тот момент уже знаменитый художник и руководитель пейзажной мастерской, буквально выпросил его у своего друга Василия Перова, у ко­торого Исаак учился в натурном классе. Заметив незаурядные способно­сти, искренность и поэтичность натуры бедного ученика, преподаватели стремились облегчить его положение. Левитану чаще других учеников выдавали, пусть и скудные, денежные пособия, кисти, краски, а на чет­вертом году обучения рекомендовали для получения стипендии гене­рал-губернатора князя Долгорукова. Но, несмотря на эти благородные усилия, средств для нормального существования все равно не хватало.

Особая, до слез, любовь к природе и нервная чувствительность к ее состояниям были присущи будущему пейзажисту изначально. Родствен­ники вспоминали, как он с ранних лет любил бродить по полям и лесам, подолгу созерцать закат или восход, а когда наступала весна, «совершенно преображался и суетился, волновался, его тянуло за город, куда убегал всякий раз, как на это выдавалось хоть полчаса».


Илья Ефимович Репин (1844— 1930) — русский художник, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен. Никто из русских ху­дожников, кроме Карла Брюллова, не пользовался такой прижизненной славой, как Илья Репин. Современники восхищались его до иллюзии «живыми» портретами и многофигурными жанровыми композициями, артистичной манерой письма, а в социальном плане — умением обозна­чить самые злободневные проблемы русской жизни.

Родился будущий художник в маленьком городке Чугуеве на Украи­не, в семье военного поселенца. Рано обнаружив склонность к рисованию и получив с помощью местных живописцев первые, но довольно уве­ренные навыки владения кистью и карандашом, 19-летний юноша едет в Петербург с надеждой поступить в Академию художеств.

Вся репинская жизнь, и в особенности юность и молодость, пред­ставляется в его интерпретации какой-то нескончаемой чередой редких

удач и просто неслыханных везений. Удачей стал его приезд — провин­циального иконописца — в Петербург, счастьем — сознание того, что он находится в одном городе с академией и учится в Рисовальной школе на Бирже. Все остальное — бедность, скудное питание: ломти черного хлеба со стаканом черного чая — оставалось где-то на периферии созна­ния, не мешая и не заслоняя главной светлой картины.

В Рисовальной школе на Бирже его покорило уверенное совершен­ство рисунка, которым владели тамошние учителя. Он пытался им по­дражать, но безуспешно: его собственные рисунки выглядели как будто грязнее и хуже. Когда вывесили оценочный лист, он искал себя в самом конце и, не найдя там, страшно расстроился. Вдруг какой-то соученик одернул его и сказал: «Смотрите, а ведь ваша фамилия написана первой!»

Неверие в собственную исключительность и гениальность, в свое законное первенство осталось в нем навсегда. Он любил называть себя «посредственным тружеником». Удачи не сделали его небожителем, а не­удачи не озлобляли.

Рефлексия

Что сегодня на уроке получалось у вас особенно хорошо?

Можете ли вы сказать, что сегодня у вас наконец-то полу­чилось то, что раньше не получалось?

Подведение итогов урока

Какие месяцы вы знаете?

Назовите зимние месяцы; летние месяцы; осенние месяцы.

Какие месяцы я пропустила? (Весенние.)

Назовите весенние месяцы.

Стихотворения каких поэтов мы сегодня читали?

Какое из них вам больше всего понравилось?