ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 253
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(1841—1880) — русский поэт. Родился в глухой деревушке Ярославской губернии в семье крестьянина. Отец был крепостным графа Шереметева, жил в Москве на оброке (помещик отпустил его отца на заработки в Москву, откуда тот должен был присылать барину деньги). Восьми лет мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. В конце 1850-х гг. под впечатлением от прочитанных стихотворений Пушкина Суриков начал складывать свои стихи. У его родственников и знакомых это вызывало лишь раздражение; над юношей смеялись. Жизнь Сурикова, проводившего целые дни в лавке отца, была очень тяжелой; однажды он едва не утопился. В 1862 г. Суриков познакомился с поэтом А. Плещеевым, который оценил талант юноши и помог ему выступить со стихами в печати. А в 1871 г. Суриков издает первый сборник стихотворений. Его печатали уже не только малоизвестные журналы, но и такие, как «Вестник Европы», «Дело».
Стихи Сурикова отличаются простотой и мелодичностью. Их основная тема — тяжелое положение народа. Суриков — настоящий лирик, о чем свидетельствуют следующие строки:
Мне доставались нелегко Моей души больные звуки,
Страдал я сердцем глубоко,
Когда слагалась песня муки.
Я в песне жил не головой,
А жил скорбящею душою, —
И оттого мой стон больной Звучит тяжелою тоскою.
Многие стихи поэта посвящены русской природе и детям, а некоторые из них стали популярными народными песнями («Рябинка», «В степи», «Степь да степь кругом»). На слова Сурикова писали музыку П. Чайковский и Ц. Кюн. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер Иван Захарович от чахотки в возрасте 39 лет.
(Подробнее см.: Школьный словарик. С. 75.)
Прочитайте стихотворение И. Сурикова «Лето».
Докажите строчками стихотворения, что оно посвящено именно этому времени года.
Приготовьтесь читать выразительно своим одноклассникам. Передайте настроение поэта.
(Выразительное чтение стихотворения.)
(У детей на партах карточки с текстом загадки.)
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» — приглашаю.
И любите за это Вы все меня.
Я —... (лето).
Прочитайте хором выразительно, вместе с отгадкой.
Прочитайте в учебнике на с. 74 фамилию поэта. (Н.. Греков.)
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Н.П. Грекова.)
Материал для учителя
Николай Порфирьевич Греков (1810-1866) — русский поэт-переводчик. Переводил с английского, французского, немецкого и испанского языков. Из переводов его особо примечательны две драмы Кальдерона: «Ересь в Англии» и «Жизнь есть сон»; первая часть «Фауста» Гете (М., 1843; СПб., 1859); «Ромео и Джульетта» Шекспира (СПб., 1862); драма Жирардена «Пытка женщины»; поэма Альфреда де Мюссе «Ролла» (М., 1864); стихотворения Гейне (М., 1863) и пр. Переводы Грекова отличаются хорошим стихом и довольно близки к подлинникам. Он и сам не был лишен поэтического таланта; стихотворения его, появлявшиеся в журналах в 1830—1850 гг. — большей частью впечатления, навеянные картинами природы. Отдельно изданы: «Стихотворения» (М., 1866) и «Рассказы иочерки»(М., 1865).
Прочитаем стихотворение Н. Грекова «Летом».
(Чтение стихотворения учителем.)
Какие слова и выражения были непонятны?
Какое настроение у вас создало чтение стихотворения?
Перечитайте стихотворение, обратив внимание, как поэт рассказал о лете.
Прочитайте его выразительно.
(Выразительное чтение стихотворения.)
Рассмотрите репродукции картин, помещенные в учебнике на развороте с. 74—75. Кто их автор?
Какие работы знаменитых художников вы знаете?
Материал для учителя
Исаак Ильич Левитан (1860—1900) — живописец-пейзажист. Родился на западной окраине России в небольшой безымянной деревеньке близ железнодорожной станции Кибарты (неподалеку от пограничного городка Вержболово) в образованной, интеллигентной, но бедной еврейской семье.
Несмотря на бедность и скудность средств (кроме Исаака, в семье были еще сын и две дочери), в доме Левитанов царила добрая атмосфера, благоприятная для духовного развития детей. Отец сам обучал их грамоте, а в конце 1860-х гг. перевез семью в Москву, чтобы дать детям возможность выйти в люди.
— Рассмотрите репродукцию картины И. Шишкина «Уголок застывшего сада».
Материал для учителя
Иван Иванович Шишкин (1832—1898) — один из даровитейших русских пейзажистов, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист. Родился в Елабуге (Вятской губ.) в купеческой семье. В 1832 г., двенадцати лет от роду, был определен в ученики Первой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил ее и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Окончив курс этого заведения, он с 1857 г. продолжал свое образование Академии художеств, где числился учеником профессора С.М. Воробьева.
Не довольствуясь занятиями в стенах академии, Шишкин в это время усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях и на острове Валааме. Уже в первый год пребывания в академии ему были присуждены две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях.
В 1858 г. он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 г. — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей и, наконец, в 1860 г. — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Приобретя вместе с этой последней наградой право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 г. в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников Бено и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью, а затем, в 1863 г., перебрался в Цюрих, где под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним из лучших анималистов, писал животных с натуры. Из Цюриха Шишкин поехал на экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях города Дюссельдорфа» — картину, которая помогла художнику получить звание академика.
Расскажите, что вы видите на картине. Что хотел показать нам художник?
(Беседа по картине.)
Физкультминутка
Солнце глянуло в кроватку...
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки развести пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться — три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
Продолжение работы по теме урока
После переезда семья Левитанов жила бедно, перебиваясь грошовой оплатой за уроки французского и английского языков, которые давал отец. Тем не менее родители с пониманием отнеслись к увлечению сыновей искусством и не возражали, когда в 1870 г. старший сын Авель, а затем, в 1873 г., и Исаак решили поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Годы обучения в училище были для Исаака временем тяжких и мучительных испытаний. Впоследствии, через много лет, уже будучи признанным и любимым, художник писал: «Не надо очень розово представлять себе перспективу изучения живописи. Сколько горя, усилий, трудов и разочарований пока выбился на дорогу». В 1875 г. в семье Левитанов умерла мать,
вслед за ней два года спустя умер отец, и детям пришлось вести почти нищенский образ жизни. Но все-таки уже в ранние годы своего учения Исаак Левитан не только верно усвоил уроки учителей, но и сказал свое слово в искусстве пейзажа. Его склонность к изображению природы и страстная любовь к ней проявились уже вскоре после поступления в училище.
По воспоминаниям современников, Алексей Кондратьевич Саврасов, в тот момент уже знаменитый художник и руководитель пейзажной мастерской, буквально выпросил его у своего друга Василия Перова, у которого Исаак учился в натурном классе. Заметив незаурядные способности, искренность и поэтичность натуры бедного ученика, преподаватели стремились облегчить его положение. Левитану чаще других учеников выдавали, пусть и скудные, денежные пособия, кисти, краски, а на четвертом году обучения рекомендовали для получения стипендии генерал-губернатора князя Долгорукова. Но, несмотря на эти благородные усилия, средств для нормального существования все равно не хватало.
Особая, до слез, любовь к природе и нервная чувствительность к ее состояниям были присущи будущему пейзажисту изначально. Родственники вспоминали, как он с ранних лет любил бродить по полям и лесам, подолгу созерцать закат или восход, а когда наступала весна, «совершенно преображался и суетился, волновался, его тянуло за город, куда убегал всякий раз, как на это выдавалось хоть полчаса».
Илья Ефимович Репин (1844— 1930) — русский художник, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен. Никто из русских художников, кроме Карла Брюллова, не пользовался такой прижизненной славой, как Илья Репин. Современники восхищались его до иллюзии «живыми» портретами и многофигурными жанровыми композициями, артистичной манерой письма, а в социальном плане — умением обозначить самые злободневные проблемы русской жизни.
Родился будущий художник в маленьком городке Чугуеве на Украине, в семье военного поселенца. Рано обнаружив склонность к рисованию и получив с помощью местных живописцев первые, но довольно уверенные навыки владения кистью и карандашом, 19-летний юноша едет в Петербург с надеждой поступить в Академию художеств.
Вся репинская жизнь, и в особенности юность и молодость, представляется в его интерпретации какой-то нескончаемой чередой редких
удач и просто неслыханных везений. Удачей стал его приезд — провинциального иконописца — в Петербург, счастьем — сознание того, что он находится в одном городе с академией и учится в Рисовальной школе на Бирже. Все остальное — бедность, скудное питание: ломти черного хлеба со стаканом черного чая — оставалось где-то на периферии сознания, не мешая и не заслоняя главной светлой картины.
В Рисовальной школе на Бирже его покорило уверенное совершенство рисунка, которым владели тамошние учителя. Он пытался им подражать, но безуспешно: его собственные рисунки выглядели как будто грязнее и хуже. Когда вывесили оценочный лист, он искал себя в самом конце и, не найдя там, страшно расстроился. Вдруг какой-то соученик одернул его и сказал: «Смотрите, а ведь ваша фамилия написана первой!»
Неверие в собственную исключительность и гениальность, в свое законное первенство осталось в нем навсегда. Он любил называть себя «посредственным тружеником». Удачи не сделали его небожителем, а неудачи не озлобляли.
Рефлексия
Что сегодня на уроке получалось у вас особенно хорошо?
Можете ли вы сказать, что сегодня у вас наконец-то получилось то, что раньше не получалось?
Подведение итогов урока
Какие месяцы вы знаете?
Назовите зимние месяцы; летние месяцы; осенние месяцы.
Какие месяцы я пропустила? (Весенние.)
Назовите весенние месяцы.
Стихотворения каких поэтов мы сегодня читали?
Какое из них вам больше всего понравилось?
Стихи Сурикова отличаются простотой и мелодичностью. Их основная тема — тяжелое положение народа. Суриков — настоящий лирик, о чем свидетельствуют следующие строки:
Мне доставались нелегко Моей души больные звуки,
Страдал я сердцем глубоко,
Когда слагалась песня муки.
Я в песне жил не головой,
А жил скорбящею душою, —
И оттого мой стон больной Звучит тяжелою тоскою.
Многие стихи поэта посвящены русской природе и детям, а некоторые из них стали популярными народными песнями («Рябинка», «В степи», «Степь да степь кругом»). На слова Сурикова писали музыку П. Чайковский и Ц. Кюн. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер Иван Захарович от чахотки в возрасте 39 лет.
(Подробнее см.: Школьный словарик. С. 75.)
Прочитайте стихотворение И. Сурикова «Лето».
Докажите строчками стихотворения, что оно посвящено именно этому времени года.
Приготовьтесь читать выразительно своим одноклассникам. Передайте настроение поэта.
(Выразительное чтение стихотворения.)
(У детей на партах карточки с текстом загадки.)
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» — приглашаю.
И любите за это Вы все меня.
Я —... (лето).
Прочитайте хором выразительно, вместе с отгадкой.
Прочитайте в учебнике на с. 74 фамилию поэта. (Н.. Греков.)
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Н.П. Грекова.)
Материал для учителя
Николай Порфирьевич Греков (1810-1866) — русский поэт-переводчик. Переводил с английского, французского, немецкого и испанского языков. Из переводов его особо примечательны две драмы Кальдерона: «Ересь в Англии» и «Жизнь есть сон»; первая часть «Фауста» Гете (М., 1843; СПб., 1859); «Ромео и Джульетта» Шекспира (СПб., 1862); драма Жирардена «Пытка женщины»; поэма Альфреда де Мюссе «Ролла» (М., 1864); стихотворения Гейне (М., 1863) и пр. Переводы Грекова отличаются хорошим стихом и довольно близки к подлинникам. Он и сам не был лишен поэтического таланта; стихотворения его, появлявшиеся в журналах в 1830—1850 гг. — большей частью впечатления, навеянные картинами природы. Отдельно изданы: «Стихотворения» (М., 1866) и «Рассказы иочерки»(М., 1865).
Прочитаем стихотворение Н. Грекова «Летом».
(Чтение стихотворения учителем.)
Какие слова и выражения были непонятны?
Какое настроение у вас создало чтение стихотворения?
Перечитайте стихотворение, обратив внимание, как поэт рассказал о лете.
Прочитайте его выразительно.
(Выразительное чтение стихотворения.)
Рассмотрите репродукции картин, помещенные в учебнике на развороте с. 74—75. Кто их автор?
Какие работы знаменитых художников вы знаете?
Материал для учителя
Исаак Ильич Левитан (1860—1900) — живописец-пейзажист. Родился на западной окраине России в небольшой безымянной деревеньке близ железнодорожной станции Кибарты (неподалеку от пограничного городка Вержболово) в образованной, интеллигентной, но бедной еврейской семье.
Несмотря на бедность и скудность средств (кроме Исаака, в семье были еще сын и две дочери), в доме Левитанов царила добрая атмосфера, благоприятная для духовного развития детей. Отец сам обучал их грамоте, а в конце 1860-х гг. перевез семью в Москву, чтобы дать детям возможность выйти в люди.
— Рассмотрите репродукцию картины И. Шишкина «Уголок застывшего сада».
Материал для учителя
Иван Иванович Шишкин (1832—1898) — один из даровитейших русских пейзажистов, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист. Родился в Елабуге (Вятской губ.) в купеческой семье. В 1832 г., двенадцати лет от роду, был определен в ученики Первой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил ее и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Окончив курс этого заведения, он с 1857 г. продолжал свое образование Академии художеств, где числился учеником профессора С.М. Воробьева.
Не довольствуясь занятиями в стенах академии, Шишкин в это время усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях и на острове Валааме. Уже в первый год пребывания в академии ему были присуждены две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях.
В 1858 г. он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 г. — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей и, наконец, в 1860 г. — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Приобретя вместе с этой последней наградой право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 г. в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников Бено и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью, а затем, в 1863 г., перебрался в Цюрих, где под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним из лучших анималистов, писал животных с натуры. Из Цюриха Шишкин поехал на экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях города Дюссельдорфа» — картину, которая помогла художнику получить звание академика.
Расскажите, что вы видите на картине. Что хотел показать нам художник?
(Беседа по картине.)
Физкультминутка
Солнце глянуло в кроватку...
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки развести пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться — три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
Продолжение работы по теме урока
После переезда семья Левитанов жила бедно, перебиваясь грошовой оплатой за уроки французского и английского языков, которые давал отец. Тем не менее родители с пониманием отнеслись к увлечению сыновей искусством и не возражали, когда в 1870 г. старший сын Авель, а затем, в 1873 г., и Исаак решили поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Годы обучения в училище были для Исаака временем тяжких и мучительных испытаний. Впоследствии, через много лет, уже будучи признанным и любимым, художник писал: «Не надо очень розово представлять себе перспективу изучения живописи. Сколько горя, усилий, трудов и разочарований пока выбился на дорогу». В 1875 г. в семье Левитанов умерла мать,
вслед за ней два года спустя умер отец, и детям пришлось вести почти нищенский образ жизни. Но все-таки уже в ранние годы своего учения Исаак Левитан не только верно усвоил уроки учителей, но и сказал свое слово в искусстве пейзажа. Его склонность к изображению природы и страстная любовь к ней проявились уже вскоре после поступления в училище.
По воспоминаниям современников, Алексей Кондратьевич Саврасов, в тот момент уже знаменитый художник и руководитель пейзажной мастерской, буквально выпросил его у своего друга Василия Перова, у которого Исаак учился в натурном классе. Заметив незаурядные способности, искренность и поэтичность натуры бедного ученика, преподаватели стремились облегчить его положение. Левитану чаще других учеников выдавали, пусть и скудные, денежные пособия, кисти, краски, а на четвертом году обучения рекомендовали для получения стипендии генерал-губернатора князя Долгорукова. Но, несмотря на эти благородные усилия, средств для нормального существования все равно не хватало.
Особая, до слез, любовь к природе и нервная чувствительность к ее состояниям были присущи будущему пейзажисту изначально. Родственники вспоминали, как он с ранних лет любил бродить по полям и лесам, подолгу созерцать закат или восход, а когда наступала весна, «совершенно преображался и суетился, волновался, его тянуло за город, куда убегал всякий раз, как на это выдавалось хоть полчаса».
Илья Ефимович Репин (1844— 1930) — русский художник, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен. Никто из русских художников, кроме Карла Брюллова, не пользовался такой прижизненной славой, как Илья Репин. Современники восхищались его до иллюзии «живыми» портретами и многофигурными жанровыми композициями, артистичной манерой письма, а в социальном плане — умением обозначить самые злободневные проблемы русской жизни.
Родился будущий художник в маленьком городке Чугуеве на Украине, в семье военного поселенца. Рано обнаружив склонность к рисованию и получив с помощью местных живописцев первые, но довольно уверенные навыки владения кистью и карандашом, 19-летний юноша едет в Петербург с надеждой поступить в Академию художеств.
Вся репинская жизнь, и в особенности юность и молодость, представляется в его интерпретации какой-то нескончаемой чередой редких
удач и просто неслыханных везений. Удачей стал его приезд — провинциального иконописца — в Петербург, счастьем — сознание того, что он находится в одном городе с академией и учится в Рисовальной школе на Бирже. Все остальное — бедность, скудное питание: ломти черного хлеба со стаканом черного чая — оставалось где-то на периферии сознания, не мешая и не заслоняя главной светлой картины.
В Рисовальной школе на Бирже его покорило уверенное совершенство рисунка, которым владели тамошние учителя. Он пытался им подражать, но безуспешно: его собственные рисунки выглядели как будто грязнее и хуже. Когда вывесили оценочный лист, он искал себя в самом конце и, не найдя там, страшно расстроился. Вдруг какой-то соученик одернул его и сказал: «Смотрите, а ведь ваша фамилия написана первой!»
Неверие в собственную исключительность и гениальность, в свое законное первенство осталось в нем навсегда. Он любил называть себя «посредственным тружеником». Удачи не сделали его небожителем, а неудачи не озлобляли.
Рефлексия
Что сегодня на уроке получалось у вас особенно хорошо?
Можете ли вы сказать, что сегодня у вас наконец-то получилось то, что раньше не получалось?
Подведение итогов урока
Какие месяцы вы знаете?
Назовите зимние месяцы; летние месяцы; осенние месяцы.
Какие месяцы я пропустила? (Весенние.)
Назовите весенние месяцы.
Стихотворения каких поэтов мы сегодня читали?
Какое из них вам больше всего понравилось?