ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 254
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Что нового вы узнали на уроке?
Домашнее задание
Выучить понравившееся стихотворение наизусть (или подготовить выразительное чтение) и выполнить иллюстрацию к нему.
Урок 3 2. Выразительное чтение. Сравнение произведений литературы и живописи
Цели: познакомить со стихотворениями о природе А. Пушкина, А. Плещеева, И. Сурикова; с репродукциями картин художников И. Левитана, В. Поленова и И. Грабаря; обучать выразительному чтению стихотворений, определять их ритм; чувствовать отношение автора к изображаемому в произведении; находить сравнения; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать с выражением лирические произведения, выделяя голосом важные
мысли и слова; сравнивать стихи разных поэтов, посвященные одной теме; наблюдать, как меняется настроение поэта; находить в загадках слова, с помощью которых один предмет сравнивается с другим, и придумывать свои сравнения.
Оборудование: выставка книг по теме урока, текст речевой разминки.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
(Чтение наизусть стихотворений, выставка иллюстраций.)
Речевая разминка
Прочитайте скороговорку медленно.
На дворе трава,
На траве дрова:
Раз дрова, два дрова, три дрова.
Отвори, Варвара, ворота,
У двора на траве коли дрова.
А сейчас прочитайте ее с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, удивленно, сердито, весело.
Прочитайте, начав шепотом и постепенно увеличивая громкость голоса.
А сейчас наоборот: начинаем громко, затем голос затихает.
Прочитайте с ускорением.
А теперь прочитайте всю скороговорку быстро.
Актуализация знаний. Постановка целей урока
Отгадайте загадку.
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
А четвертый плачет. (Времена года.)
Какие времена года вы знаете? Перечислите их по порядку.
О каком времени года мы читали стихотворения на прошлом уроке?
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством поэтов, знаменитых художников.
Работа по теме урока
Откройте учебник на с. 76. Прочитайте, кто написал стихотворение «За весной, красой природы...».
(А. Пушкин.)
Прочитайте стихотворение самостоятельно.
Обратите внимание, как поэт всего несколькими словами ярко изображает каждое время года.
Найдите созвучия в конце строк. (Природы — непогоды, пройдет — несет.)
Прочитайте стихотворение выразительно.
Послушайте стихотворение А. Плещеева «Миновало лето...».
О каком времени года рассказывает нам поэт? Докажите.
Какой темп наиболее соответствует содержанию стихотворения?
Прочитайте его выразительно.
Сравните с другом тексты стихотворений и картины И. Левитана «Вечерний звон», В. Поленова «Золотая осень».
Похожи ли они по настроению? Докажите. (Ответы детей.)
Каким стихотворениям они соответствуют?
Физкультминутка
Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
Начинаем бег на месте,
Финиш - метров через двести!
Раз-два, раз-два,
Хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.
(Слова сопровождаются бегом на месте, на предпоследней строчке — остановиться, на последней — потянуться, руки вверх и опустить их через стороны.)
Продолжение работы по теме урока
Откройте учебник на с. 78. Прочитайте, кто написал стихотворение «Зима». (И. Суриков.)
Прочитайте стихотворение самостоятельно.
(После этого стихотворение читает один ученик вслух, а остальные прислушиваются к ритму повторяющихся слов.)
Что вы почувствовали при чтении?
Как зима преобразила землю, лес?
Как менялись картины природы: быстро или постепенно? Из каких строк это видно?
Какой темп наиболее соответствует содержанию стихотворения?
Прочитайте стихотворение выразительно.
Сравните с другом текст стихотворения и картину И. Грабаря «Иней».
Похожи ли они по настроению? Докажите. (Ответы детей.)
Рефлексия
Что вас на уроке радовало?
Что огорчало? Почему?
IX. Подведение итогов урока
Произведения каких поэтов мы сегодня читали?
Какие произведения читали?
Какое из них вам больше всего понравилось?
Что нового вы узнали на уроке?
Чему мы учились на уроке?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворений. Пожеланию одно из них выучить наизусть.
Урок 33. Образ природы в литературной сказке. В. Сухомлинский «Четыре сестры». Сочинение сказки
Цели: ознакомить с образом природы в литературной сказке, с произведением В. Сухомлинского «Четыре сестры», с его биографией; учить понимать смысл произведения, выразительно читать; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать с выражением литературные произведения, выделяя голосом важные мысли и слова; понимать образ природы в литературной сказке; сочинять сказку.
Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет В. Сухомлинского, текст речевой разминки, магнитная азбука, карточки с загадками.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Кто из вас выучил стихотворение? Прочитайте выразительно.
Речевая разминка
Прочитайте загадку медленно.
Друг за дружкой чередой,
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра, наоборот —
Спать немедленно зовет. (День и ночь.)
О чем эта загадка? Что вам помогло отгадать загадку?
А сейчас прочитайте ее с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, удивленно, сердито, весело.
Прочитайте, начав шепотом и постепенно увеличивая громкость голоса.
А сейчас наоборот: начинаем громко, затем голос затихает.
Прочитайте загадку с ускорением.
Актуализация знаний. Постановка целей урока
Вы только что читали загадку. Как автор называет день и ночь? (Он называет их братом и сестрой.)
Что еще в природе вы могли бы объединить в родственные связи? (Предположения детей.)
Как хорошо уметь читать! На каждом уроке литературного чтения мы узнаем что-то новое. Вот и сегодня мы продолжим чтение замечательных произведений, их авторы поделятся с нами своими маленькими открытиями. А также продолжим знакомство с писателями.
Работа по теме урока
Составьте слова из рассыпанных букв. А помогут вам загадки. АВЕНС, ЬНСОЕ, ОТЕЛ, МАЗИ (Весна, осень, лето, зима.)
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла... (весна).
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен, я... (осень).
Дел у меня немало —
Я белым одеялом Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня... (зима).
Солнце печет,
Липа цветет.
Рожь колосится,
Золотится пшеница.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Летом.)
Как вы их отгадали? По каким признакам?
Как мы можем все слова-отгадки назвать одним словом? (Времена года.)
В учебнике на с. 80 прочитайте слова Расула Гамзатова.
Как вы понимаете это высказывание?
Прочитайте пояснение профессора Самоварова.
(Дети читают сообщение на с. 80.)
Перед вами портрет В. Сухомлинского. Я расскажу вам об этом человеке.
Материал для учителя
Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) - украинский советский педагог. Родился в бедной семье на Украине. До Октябрьской революции отец — Александр Емельянович Сухомлинский — работал по найму как плотник и столяр в помещичьих экономиях и'сдельно — в крестьянских хозяйствах. В советское время Александр Емельянович стал одним из передовых людей села — был общественником, активистом, принимал участие в руководстве потребительской кооперацией и колхозом, выступал в газетах как селькор, заведовал колхозной избой-лабораторией, руководил трудовым обучением (по деревообрабатывающему делу) в семилетней школе. Мать Оксана Иудовна была домашней хозяйкой, выполняла мелкую портняжную работу, трудилась в колхозе. Вместе с Александром Емельяновичем она воспитала, кроме Василия, еще троих детей - Ивана, Сергея и Меланию. Все они стали сельскими учителями.
Василий Сухомлинский учился вначале в семилетке с. Васильевка Херсонской губернии (1926-1933 гг.), где проявил себя как один из самых способных учеников. Летом 1934 г. он поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте и в том же году стал студентом факультета языка и литературы. Но в связи с болезнью вынужден был в 1935 г. прервать учебу в вузе.
17-летним юношей начал Василий Александрович практическую педагогическую работу. На протяжении 1935—1938 гг. он преподает украинский язык и литературу в Васильевской и Зыбковской семилетних школах Онуфриевского района. В 1935 г. вступил в комсомол.
Свое обучение В.А. Сухомлинский продолжил с 1936 по 1938 г. в Полтавском педагогическом институте (заочное отделение), где получил сначала квалификацию учителя украинского языка и литературы неполной средней школы, а затем преподавателя этих же предметов средней школы. С теплым чувством вспоминал он двухгодичный период обучения в Полтаве. «Мне, — писал Василий Александрович, — выпало счастье два года учиться в Полтавском педагогическом институте... Говорю — выпало счастье, ибо нас, двадцатилетних юношей и девушек, окружала в институте атмосфера творческой мысли, любознательности, жажды знаний. Я с гордостью называю Полтавский педагогический институт своей альма-матер...»
В 1939 г. с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области.
Участник Великой Отечественной войны. В июле 1941 т. призван в Красную Армию. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 г. был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя
с 1942 по 1944 г. работал директором школы поселка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в работе партизанского подполья, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.
С 1944 г. — заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования. С 1948 г. до последнего дня своей жизни работал директором средней школы поселка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украинской ССР, обычной сельской школы, в которой учились обыкновенные деревенские ребята.
Прочитайте название произведения, которое будем изучать. («Четыре сестры».)
Эту сказку сочинили дети в школе, где преподавал знаменитый педагог В. Сухомлинский.
Как вы думаете, о чем оно может быть?
Прочитаем и проверим наши предположения.
(Читают хорошо читающие ученики или учитель.)
Ребята, поделитесь своими впечатлениями от прочитанного.
О каких сестрах идет речь?
Найдите и прочитайте описание каждой из сестер.
К кому в гости пошли сестры?
Что приготовила для них Осень?
Что ответила Осень на слова благодарности?
Что вы можете сказать об этих сестрах? Какие они?
Физкультминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
Продолжение работы по теме урока
Прочитайте выразительно это произведение.
Определите его жанр. (Сказка.)
Докажите, что это сказка.
Вспомните, на какие две группы делятся сказки. (Народные и авторские.)
Определите, какая это сказка. (Авторская. Еще ее можно назвать литературной.)
Придумайте сами разные варианты сказки. Выберите лучший. Не обижайтесь друг на друга. Помните народную мудрость: дружба в делах помощница.
Самое главное, чтобы сказка получилась.