Файл: Урок Вводный Цели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 248

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


(Дети работают в парах и сочиняют свои варианты сказки.)

Рефлексия

Что особенно вас взволновало на уроке?

Что получалось легко?

В чем еще чувствуете трудности?

Подведение итогов урока

Какое произведение мы сегодня читали?

Чья сказка вам больше всего понравилась?

Что нового вы узнали на уроке?

Чему мы учились на уроке?

Домашнее задание

Прочитать другие произведения из сборника В. Сухомлинского.

Материал для учителя Что лучше?

Одна маленькая девочка любила задавать вопросы.

Что лучше, — спрашивала она маму, — яблоко или груша? Роза или гладиолус? Вода или ситро? Мячик или кукла?

Мама терпеливо отвечала, но про себя удивлялась.

В самом деле, разве можно сказать, что лучше: мячик или кукла? Роза или гладиолус?

Но вот однажды девочка спросила:

Мама, что лучше: сказка или песня?

А ты подумай, что лучше: солнце или небо? И если ответишь на этот вопрос, тогда и я скажу, что лучше: сказка или песня, — ответила мама.

Долго думала девочка и не могла ничего придумать. Она смотрела на небо, на яркое солнышко. И невозможно было сказать, что лучше: солнце или небо. Они были прекрасны и неразделимы.

После этого девочка перестала спрашивать, что лучше. Она спраши­вала по-другому: чем хороша сказка? Чем хороша песня? И мама с удо­вольствием ей отвечала.

Из сборника В. Сухомлинского
Урок 3 4. В. Берестов «Любили тебя без особых причин...». Г. Виеру «Сколько звезд на ясном небе!» Н. Бромлей «Какое самое первое слово?»

Цели: ознакомить со стихотворениями о семье, о маме Г. Вие­ру, Н. Бромлей, В. Берестова; с пословицами и поговорками по теме; обучать выразительному чтению стихотворений, опре­делять их ритм; чувствовать отношение автора к изображаемому в произведении; находить сравнения; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать с выра­жением стихотворения, выделяя голосом важные мысли и слова; сравнивать стихи разных поэтов, посвященные одной теме; на­блюдать, как меняется настроение поэта; объяснять смысл по­словиц и поговорок.

Оборудование: выставка книг по теме урока, текст речевой раз­минки.

Ход урока

Организационный момент

Речевая разминка

Прочитайте стихотворение.

Петушок

Отправляла мама-квочка В школу милого сыночка.

Говорила: «Не дразнись!


Не дерись! Не петушись!

Поспеши, тебе пора!

Ну, ни пуха ни пера!»

Через час, едва живой,

Петушок идет домой.

Ковыляет еле-еле Он со школьного двора,

А на нем и в самом деле Нет ни пуха, ни пера!

В. Орлов

Прочитайте стихотворение шепотом.

Прочитайте, начиная тихо, постепенно увеличивая гром­кость голоса.

Прочитайте, начиная громко, постепенно затихая.

Прочитайте стихотворение выразительно.

Актуализация знаний. Постановка целей урока

Как вы поняли смысл стихотворения «Петушок»? (Ответы детей.)

Как автор называет маму? (Мама-квочка.)

Какой мама показана в стихотворении?

А какая ваша мама? Расскажите о ней.

Сегодня на уроке мы будем читать произведения о самых близких людях. Кто для вас самые близкие люди? Как вы к ним относитесь?

Работа по теме урока

Восстановите пословицу.

МАТЬ ЛЮБИМАЯ РОДИНА ЧТО РОДИМАЯ

(Родина любимая что мать родимая.)

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Прочитайте диалог Ани и Вани в учебнике на с. 84.

Согласны ли вы с ними?

Прочитайте вывод профессора Самоварова.

Какие еще важные слова вы можете назвать? (Ответы детей.)

Поработайте в парах. Выполните задание 2 в учебйике на с. 84.

(Проверка и комментарий учителя.)

Прочитайте в учебнике на с. 85, кто автор стихотворения. Я расскажу вам о нем.

Материал для учителя


Валентин Дмитриевич Берестов (1928-1998) - писатель, поэт. Родился в городе Мещовске Калужской области в семье учителя истории — чело­века доброго и талантливого.

Прелесть самостоятельного чтения Валентин Дмитриевич понял довольно рано: «Когда мне было четыре года, в моей жизни произошло чрезвычайно важное событие: я научился читать. Это было очень кста­ти... С тех самых пор я навсегда полюбил детскую литературу и детских писателей.-..»

Во время войны в эвакуации (в Ташкенте) юный Берестов позна­комился с поэтами К.И. Чуковским, С.Я. Маршаком и А.А. Ахматовой. Отец привил Валентину любовь к истории, и тот поступил на историче­ский факультет Московского университета, стал археологом.

Археолог Берестов принимал участие в раскопках древнего Хорезма, писал очерки, повести. А потом родилась дочка — и появились стихи для детей. Берестов обнаружил, что язык детства — самый естественный для него язык: язык радости, нравственной чистоты, тонкого эмоциональ­ного чувства.

Порой трудно определить, что писалось для детей, а что — для взрослых. Автор смело обращается к тончайшим оттенкам человече­ских чувств без скидки на возраст. Он верит в способность юных чи­тателей понять все сказанное. Вот почему Берестов часто пишет о пер­вой любви и первом предательстве, о чувстве одиночества, о чувстве порядочности, еще не осознанном, но уже пробудившемся в ребенке, и о чувстве вины.

Три копейки несу в кулаке —

Связан честным мальчишеским словом —

Продавщице в пуховом платке,

Продавщице в ларьке продуктовом.

Но ужасное что-то случится,

Если я не отдам,

Если я не отдам

Этот тягостный долг продавщице.

Первый сборник стихов Берестова «Отплытие» вышел в 1967 г. и по- f лучил признание читателей, поэтов и критиков. В том же году выходит первая книга для детей «Про машину». Затем последовали сборники f стихов: «Веселое лето», «Как найти дорожку», «Улыбка», «Жаворонок», «Первый листопад», «Определение счастья», «Пятая нога» и многие дру­гие. «Берестов, - писал поэт Н. Коржавин, — это прежде всего талантли­вый, умный и, если можно так выразиться, веселый лирический поэт». Анна Ахматова так высказывалась по поводу его коротких юмористических стихотворений: «Отнеситесь к этому как можно серьезнее. Так никто не умеет».


(Подробнее см.: Школьный словарик. С. 14.)

Прочитаем стихотворение Валентина Берестова.

(Читает учитель.)

Как вы поняли, что хотел сказать нам автор?

Подумайте и объясните смысл последних строк стихотво­рения:

И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей.

Прочитайте выразительно стихотворение.

Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз — нагнулся,

Два — нагнулся,

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Продолжение работы по теме урока

Прочитайте стихотворение Г. Виеру в учебнике на с. 86.

Материал для учителя Григоре Павлович Виеру (1935—2009) — молдавский поэт. Родился в селе Перерыта Хотинского уезда Бессарабии (ныне Бричанский район Молдавии). В родном селе закончил 7 классов и продолжил образование во второй средней школе города Липканы. Будучи студентом, в 1957 г. 1 дебютировал с книгой стихотворений для детей «Alarma» («Тревога»), Сочинять детские стихи, по его словам, он начал из протеста, чтобы не писать о Ленине, партии и коммунизме.

В 1958 г. окончил факультет истории и филологии Кишиневского 9 педагогического института им. Иона Крянгэ. В этом же году устроился на работу на должность редактора в газету «Ленинская искра».

Работал редактором в издательстве «Молдавская книга», в котором К вышли два его сборника стихов для детей. В 1963 г. вышел сборник стихов I дня детей «Multumim pentru расе» («Спасибо за мир») и сборник стихов, несен и сказок «Fagurasi». В 1967 г. был награжден республиканской пре-

мией комсомола Молдавии им. Бориса Главана. В 1968 г. вышел сборник стихов на русском языке «Имя твое», который высоко оценили литера­турные критики республики и который сразу был признан классикой современной национальной литературы.

В 1973 г. Г. Виеру в составе делегации советских писателей посе­тил Румынию, встречался с редакторами румынской газеты «Secolul XX» («XX век»). Затем вышла книга стихов «Мама» (1975), книга дошколь­ника «Albinuta» («Пчелка») (1980), «Fiindca iubesc» («Потому что люб­лю») (1979). В 1984 г. фирма «Мелодия» в серии «Дискоклуб» выпустила сборник песен Анатолия Кирияка на стихи Виеру в исполнении Сильвии Кирияк, Софии Ротару, Штефана Петраке и Анастасии Лазарюк. Семь песен на стихи Григоре Виеру Adio», «Атог», «Молодость-цветок», «Песня о моей жизни», «Меланколие», «Нежная мелодия», «Романтика») исполняла София Ротару; именно эти песни принесли поэту известность за пределами Молдавии.


Жизнь Григоре Виеру оборвалась внезапно: автомобиль, в котором находился поэт, врезался в бетонное ограждение на трассе Басарабяс- ка — Кишинев. Причиной аварии полиция города Кишинева назвала превышение скорости и усталость водителя.

В одной из анкет на вопрос «Ваша профессия?» Григоре Виеру отве­тил: «Край свой люблю». Край ответил ему тем же. В Кишиневе именем поэта назван проспект, и на этом проспекте установлен его бюст.

Прочитайте стихотворение, обращая внимание на воскли­цательные знаки. Какие чувства надо передать при чтении?

А сейчас послушайте стихотворение Н. Бромлей «Главное слово».

(Учитель читает текст в учебнике на с. 86.)

Как вы думаете, какое самое главное слово на земле?

Прочитайте это стихотворение в учебнике на с. 86.

Поработайте в парах. Прочитайте эти стихи друг другу: один читает тихо, другой — громко. Определите, как лучше про­читать это стихотворение.

Рефлексия

Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

Что вас огорчило?

Что порадовало?

Подведение итогов урока

Что изучали на уроке?

Какие произведения читали?

Какое из них вам больше всего понравилось?

Чему вы научились? Что нового узнали?

Домашнее задание

Подготовить рассказ о своей маме.
Урок 3 5. А. Митяев «За что люблю маму».

В. Берестов «Стихи для папы»

Ход урока

Цели: ознакомить детей с произведениями о маме и папе; про­должать развивать навыки выразительного чтения, анализа сти­хотворного текста; формировать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям.

Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения с выражением; находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте; придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению.

Оборудование: карточки с заданиями к уроку, выставка книг по теме урока, текст речевой разминки, текст и аудиозапись песни «Про папу» (сл. М. Танича).

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Какие рассказы о своей маме вы подготовили к сегодня­шнему уроку?

Речевая разминка

Прочитайте стихотворение медленно.

Мама поет

Мама по комнатам,

В фартуке белом,