ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 250
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Неторопливо пойдет,
Ходит по комнатам,
Занята делом,
И, между делом,
Поет.
Чашки и блюдца Перемывает,
Мне улыбнуться Не забывает И напевает.
Но вот сегодня Голос знакомый Словно совсем и не тот:
Мама по-прежнему
Ходит по дому,
Но по-иному поет.
Голос знакомый С особенной силой Вдруг зазвучал в тишине.
Доброе что-то В сердце вносил он...
Не разреветься бы мне.
А. Барто
Прочитайте, начиная медленно, затем с ускорением.
Прочитайте, начиная быстро, постепенно замедляя темп чтения.
Прочитайте, начиная громко, постепенно понижая голос.
Прочитайте, начиная шепотом, постепенно увеличивая силу голоса.
Прочитайте выразительно.
Актуализация знаний. Постановка целей урока
Как вы поняли, почему мама пела по-другому?
Когда мама грустит?
Сегодня мы с вами продолжим читать произведения о маме и папе, поговорим об отношениях с ними.
Работа по теме урока
Прочитайте в учебнике на с. 87 название рассказа А. Митяева. {«За что люблю маму».)
Как вы думаете, о чем этот рассказ? (Предположения детей.)
Знаете ли вы произведения Анатолия Митяева?
Материал для учителя Анатолий Васильевич Митяев (1924—2008) — российский писатель, сценарист. Окончив 9-й класс школы № 1 в подмосковном поселке Клязьма, хотел учиться дальше. Но началась война.
Летом 1942 г. записался добровольцем, на третий день пребывания в армии был в бою. Служил орудийным номером в 513-м отдельном гвардейском минометном дивизионе. В конце войны поступил в минометное училище. Демобилизовался в 1947 г.
С 1950 по 1960 г. Анатолий Митяев был ответственным секретарем газеты «Пионерская правда», а затем, с 1960 по 1972 г., — главным редактором детского журнала «Мурзилка».
Ни для кого не секрет: то было золотое время, расцвет «Мурзилки». Митяев сам не рисовал, но имел художническую натуру. Он прекрасно разбирался в живописи и обладал чутьем на потенциальные, неразбу- женные таланты, не случайно в «Мурзилке» начинали многие впоследствии известные мастера. Ко всему Митяев был обаятельным человеком, от него веяло теплом. Он прошел войну, но сохранил детское восприятие — восторгался простыми вещами и делал постоянно открытия в окру
жающем мире. Но что особенно важно — открывал в людях то, чего они в себе и не подозревали. Митяев объединил в журнале лучших детских авторов. Позднее он возглавлял редакцию студии «Союзмультфильм».
Прочитайте строчки, с которых начинается рассказ «За что люблю маму».
Прочитайте ответы детей.
Прочитайте заключительную часть рассказа по ролям.
Как бы вы ответили на вопрос, за что вы любите маму? (Высказывания детей.)
Физкультминутка
Мы читали и устали,
Дружно все и тихо встали.
Ручками похлопали:
Раз, два, три,
Ножками потопали:
Раз, два, три.
И еще потопали
И дружней похлопали.
Сели, встали, снова сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять читать начнем.
Продолжение работы по теме урока
А вот поэт Валентин Берестов написал стихи, которые называются «Стихи для папы».
Как вы думаете, что скажет в них автор?
Прочитаем стихотворение и проверим ваши предположения. (Учитель читает стихотворение в учебнике на с. 88.)
От чьего имени написано стихотворение?
Объясните, как вы поняли смысл стихотворения.
(Дети читают и разбирают каждое предложение.)
Послушайте песню «Про папу». У вас на столах есть текст этой песни, поэтому подпевайте.
Про папу
Сколько песен мы с вами вместе
Спели маме своей родной,
А про папу до этой песни
Песни не было ни одной.
Припев: Папа может, папа может все что угодно,
Плавать брассом, спорить басом, дрова рубить.
Папа может, папа может быть кем угодно,
Только мамой, только мамой не может быть,
Только мамой, только мамой не может быть.
Папа дома — и дом исправный,
Г аз горит, и не гаснет свет,
Папа дома, конечно, главный,
Если мамы случайно нет.
Припев.
И с задачкою трудной самой Папа справится, дайте срок.
Мы потом уж решаем с мамой Все, что папа решить не смог.
Припев.
М. Танич
Сравните рассказ А. Митяева и стихотворение В. Берестова. Что в них общего?
Расскажите о своей семье. Как вы заботитесь друг о друге? Какие у вас общие интересы? Любите ли вы читать книги вместе?
Рефлексия
Что вам на уроке особенно удавалось?
В чем были трудности?
Подведение итогов урока
Как называется рассказ, который мы читали на уроке?
Кто его автор?
Какое стихотворение, какого автора читали?
Чему учились на уроке?
Домашнее задание
Подготовить рассказ о самом близком для вас человеке.
Урок 3 6. Е. Пермяк «Первая рыбка». Рассказ о своей семье
Цели: познакомить с произведением Е. Пермяка «Первая рыбка»; развивать умение прогнозировать содержание текста по его названию; обучать правильному, выразительному чтению; учить понимать юмор; развивать умения анализировать произведение, делить его на части, творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать внимательное отношение к другим людям.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать произведения, передавая их настроение; объяснять смысл названия произведения; находить слова, которые отражают характер героя; сравнивать произведения разных авторов, посвященные одной теме.
Оборудование: портрет и выставка книг Е. Пермяка, магнитная азбука, текст речевой разминки, карточки с планом рассказа, с рассказом Е. Пермяка «Бумажный змей».
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Расскажите о самых близких для вас людях.
Речевая разминка
Прочитайте стихотворение медленно.
Несчастная муха
Медведь поехал по малину.
С собою пригласил в машину Мартышку, муху, мышь с мешком...
В машине было очень тесно,
Там не нашлось для мухи места,
И муха поплелась пешком.
А. Тимофеевский
Какие чувства вы испытали при чтении этого стихотворения?
Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, сердито, весело.
Прочитайте стихотворение выразительно.
Актуализация знаний. Постановка целей урока
Прочитайте слово, которое здесь написано.
КИНЩОМОП
Что это за слово? (Помощник.)
Как вы его сумели прочитать? (Прочитали справа налево.) Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением
и его героями. Узнаем их характер, как они ведут себя.
Работа по теме урока
Откройте учебник на с. 90. Прочитайте, кто автор произведения, которое мы сегодня будем читать. (Е. Пермяк.)
Прочитайте название произведения. Попробуйте догадаться, о чем оно.
(Читает учитель.)
Какие слова и выражения вам непонятны?
В какой семье жил Юра? Подтвердите ответ словами из текста.
Прочитайте о рыбалке.
Как семья обедала?
Как вы думаете, почему хвалили именно Юру?
Прочитайте о том, что чувствовал Юра.
Была ли в вашей семье подобная ситуация, когда в общем деле выделяли именно вас? Расскажите об этом.
Физкультминутка
Зайчик беленький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки поднимись.
Лапки ставит на бочок,
На носочках скок-скок-скок,
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Продолжение работы по теме урока
Восстановите план рассказа «Первая рыбка».
Юра понимал, что взрослые шутят.
Сварила бабушка уху.
Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить.
Прочитайте рассказ выразительно.
Сегодня я хочу вас познакомить еще с одним рассказом Е. Пермяка. Он называется «Бумажный змей».
(Читает учитель.)
Бумажный змей
Хороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер бумажный змей высоко летает. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает. Красота!
Задумал Боря свой змей сделать. Бумага у него была. И дранки он выстрогал. Недоставало мочала на хвост да ниток, на которых змей пускают.
Нитки были у Семы. Целый моток. Ему бы лист бумаги да мочала на хвост достать — тоже бы свой змей запустил.
Мочало у Пети было. Он его давно для змея припас. Ниток только ему не хватало да бумажного листа с дранками.
У всех все есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает.
Сидят мальчики на пригорке и горюют. Боря свой лист с дранками к груди прижал, Сема свои нитки в кулак зажал, Петя свое мочало за пазухой прячет.
Хороший ветерок дует. Ровный. Другие ребята змей в небо запустили. Высоко летает бумажный змей. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает.
Боря, Сема и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Даже лучше. Только чему-то они еще не научились, вот в чем беда.
Е. Пермяк
Понравился вам рассказ?
Прочитайте первый абзац. Что автор хотел показать нам?
Что сделал Боря для змея?
У кого были нитки?
Что было у Пети?
Расскажите о поведении мальчиков. (Каждый крепко держал свое.)
В каких строчках заключен смысл рассказа? Прочитайте.
Чему еще не научились ребята?
Прочитайте рассказ выразительно.
Рефлексия
Что вам на уроке особенно удавалось?
В чем были трудности?
Подведение итогов урока
Как называются рассказы, которые мы читали на уроке?
Кто их автор?
Что вы о нем узнали?
Чему учились на уроке9
Домашнее задание
Читать рассказы Е. Пермяка «Как Маша стала большой» и др.
Урок 3 7. И. Косяков («Все она». Л. Толстой «Мальчик и отец». К. Ушинский «Лекарство»
Цели: ознакомить с произведениями И. Косякова «Все она», JI. Толстого «Мальчик и отец», К. Ушинского «Лекарство»; обучать правильному, выразительному чтению целыми словами; развивать умение анализировать произведения, творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать внимательное отношение к другим людям.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать стихотворные и художественные произведения, передавая их настроение; объяснять смысл названия произведения; находить слова, которые отражают характер героя; сравнивать произведения разных авторов, посвященные одной теме.
Оборудование: портреты писателей и выставка книг по теме урока, текст речевой разминки, магнитная азбука, карточки с заданиями.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Расскажите кратко, какие рассказы Евгения Пермяка вы читали.
Речевая разминка
Ребята, прежде чем мы перейдем к изучению следующего произведения, мне хотелось бы познакомить вас с одним стихотворением. Мне оно очень нравится. Послушайте его.
Ворона