Файл: Урок Вводный Цели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 243

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кра! — кричит ворона. — Кража!

Караул! Грабеж! Пропажа!

Вор прокрался утром рано!

Брошь украл он из кармана!

Карандаш!

Картонку!

Пробку

И красивую коробку!

Стой, ворона, не кричи!

Не кричи ты, помолчи!

Жить не можешь без обмана!

У тебя ведь нет кармана.

Как! — подпрыгнула ворона

И моргнула удивленно.

Что ж вы раньше не сказали?!

Кар-р-раул! Кар-р-рман укр-р-рали!

В. Орлов

Понравилось вам стихотворение? Над чем вы смеялись?

Что хотел показать нам автор этим стихотворением?

Встречаются ли такие люди?

Прочитайте его, начиная шепотом, затем громче.

Прочитайте, начиная громко, постепенно затихая.

Прочитайте, начиная медленно, затем с ускорением.

А сейчас прочитайте наоборот, начиная быстро, затем мед­леннее.

Прочитайте стихотворение выразительно.

Актуализация знаний. Постановка целей урока

Прочитайте, что здесь написано.

?ТИБЮЛ ЕШЬЛОБ ,ИТЕД ,САВ ОТК (Кто вас, дети, больше любит ?)

Как бы вы ответили на этот вопрос?

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с произведе­ниями о близких людях.

Работа по теме урока

Иван Иванович Косяков — детский писатель и поэт. Стихи Косякова, обратившие на себя внимание читателей, больших и маленьких, стали печататься с середины 1880-х гг. в журнале «Задушевное слово». Позднее вышли две книги этого автора: «Детвора» и «Стихотворения для детей». Стихотворение «Все она» Иван Иванович написал в 1889 г.

Как вы думаете, о ком оно может быть? (Ответы детей.)

Послушайте его.

(Читает учитель.)

Как автор относится к маме?

Какие слова говорят нам о любви и трогательном отноше­нии автора к маме?

Откройте учебник на с. 91 и прочитайте стихотворение вы­разительно.

Следующее произведение, которое мы сейчас прочитаем, написал знакомый нам писатель Лев Николаевич Толстой. Что вы помните об этом писателе?

В учебнике на с. 92 прочитайте рассказ «Мальчик и отец».

О чем этот рассказ?

Прочитаем его по ролям, постарайтесь передать голосом эмоции героев рассказа.

(Чтение рассказа по ролям.)

Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

Всякий правду любит, да не всякий ее скажет.

За одну правду хвалят, а за другую бьют.

Засыпь правду золотом, затопчи ее в грязь, а она все наружу выйдет.

Какая из этих пословиц подходит к данному рассказу?


Физкультминутка

Поднимает руки класс - это раз,

Повернулась голова — это два,

Руки вниз, вперед смотри — это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать — это пять,

Всем ребятам тихо сесть — это шесть.

Продолжение работы по теме урока

Прочитайте название рассказа К. Ушинского в учебнике на с. 92, рассмотрите иллюстрацию к нему.'

Как вы думаете, о чем он? (Ответы детей.)

(Читает учитель.)

Как вы поняли смысл рассказа?

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством К.Д. Ушинского.)

Материал для учителя Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870) был учителем всех учителей, составителем учебников для детей. Первая книга, составлен­ная Ушинским, называлась «Детский мир» и предназначалась для ребят 10-11 лет. В этой книге были разделы «Первое знакомство с родиной», «Из русской истории» и др. Входили в книгу также стихи, басни, отрывки из произведений русских писателей. Через три года он написал еще одну книгу - «Родное слово». Она была адресована детям 6—9 лет, поэтому со­стояла из азбуки и двух книг для чтения. В этом учебнике было особенно много поговорок, пословиц, скороговорок, загадок. Еще совсем молодой Ушинский записал в дневнике: «Сделать как можно больше пользы мо-

ему отечеству — вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все мои способности!»

К.Д. Ушинский давал своим рассказам в качестве названия пословицу. Попробуем и мы с вами выполнить такую ра­боту. Прочитайте небольшие рассказы Константина Дми­триевича и выберите название-пословицу.

(Дети получают карточки с тремя рассказами К. Ушинского. Им нужно прочитать их и определить, какая пословица соответ­ствует каждому рассказу. По усмотрению учителя дети работают либо самостоятельно, либо парами, либо в группах.)

Текст 1

Сережа, как проснется, так и начнет свои вещи разыскивать: один чулок у него на стуле, другой под столом, один сапог под кроватью, а дру­гого и в комнате нет. Возится Сережа каждое утро, возится... и опоздает в класс.

Не корми завтраками, а сделай сегодня.

После дела за советом не ходят.

Всякой вещи свое место.

Текст 2

Спросил мальчик отца: «Скажи мне, тятя, отчего это иной колос так и гнется к земле, а другой торчмя торчит?»



Который колос полон, — отвечал отец, — тот к земле гнется, а ко­торый пустой, тот торчит кверху.

В пустой голове хорошее эхо.

Гроша не стоит, а глядит рублем.

Лучше низом, нежели горою.

Текст 3

Без пищи человек умер бы от голода; без питья умер бы от жажды. Человек употребляет в пищу растения, мясо животных и соль; пьет он воду, молоко, квас, чай, кофе... Самая необходимая пища — хлеб. Самое необходимое здоровое питье — чистая вода.

Хлеб всему голова.

Живи просто — доживешь лет до ста.

Хлеб да вода — наша еда.

Рефлексия

Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

Что вас огорчило?

Что порадовало?

Подведение итогов урока

Произведения, которые мы читали сегодня на уроке, напи­саны очень давно. Почему и сегодня мы читаем их с боль­шим удовольствием?

Назовите авторов, чьи произведения мы читали.

Чему учат нас эти произведения?

Домашнее задание

Читать рассказы писателей, которые вас заинтересовали.

Урок 38. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения

Цели: повторить и обобщить изученный материал; разви­вать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их, творческие способности, речь, память, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами; ориентироваться в про­читанных произведениях; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Оборудование: карточки с заданиями и текстами для чтения по ролям, магнитная азбука.

Ход урока

Организационный момент

Постановка целей урока

Мы с вами заканчиваем изучение раздела «Край родной, навек любимый». Сегодня на уроке мы должны вспомнить все произве­дения, которые изучили. А задания, которые я предложу, помогут нам в этом.

Работа по теме урока

Отгадайте загадки. Слова-отгадки составьте на доске с по­мощью магнитных букв.

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. {Черемуха.)

Солнце печет, липа цветет.

Рожь поспевает, когда это бывает? (Летом.) Наступили холода.

Обернулась в лед вода.


Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Зимой.)

Серебристый занавес С неба вдруг спустился.

Серебристый занавес Каплями пролился.

Уронила занавес тучка, представляешь?

Что это за занавес,

Может, угадаешь? (Дождь.)

Прочитайте внимательно получившиеся слова, вспомни­те произведения, в которых они встречались. (А. Плеще­ев «Весна», С. Есенин «Черемуха», С. Дрожжин «Пройдет зима холодная...», И. Суриков «Лето», Н. Греков «Летом», А. Пушкин «За весной, красой природы...», А. Плещеев «Мино­вало лето...», И. Суриков «Зима», В. Сухомлинский «Четыре сестры», А. Введенский «Песенка о дожде».)

Сравните два текста о ласточке в учебнике на с. 93—94. Раз­личаются ли они по оформлению и звучанию? Объясните.

(Дети сначала сравнивают тексты, не читая. Затем прочиты­вают их вслух.)

Какой из текстов вы назовете стихотворением?

Как изображается ласточка у А. Майкова и у Н. Сладкова?

Подумайте и скажите, в каком произведении просто со­общается о прилете ласточки, а в каком автор рисует нам ласточку, которая умеет говорить.

Прочитайте, что говорит нам профессор Самоваров в учеб­нике на с. 94.

Выразительно прочитайте тексты о ласточке.

Физкультминутка

У нас славная осанка,

(Вытягиваются в струнку, руки вдоль туловища.) Мы свели лопатки.

(Сводят лопатки, руки на поясе.)

Мы шагаем на носках (Шагают на носках.)

И идем на пятках.

(Шагают на пятках.)

Пойдем мягко, как лисята,

(Проходят, плавно ступая.)

Ну а если надоест,

То пойдем мы косолапо,

Как медведи ходят в лес.

(Проходят, изображая поступь медведя, руки на поясе.)

Продолжение работы по теме урока

Ребята, пословицы рассыпались, помогите их собрать. Подберите к каждому началу соответствующее окончание. (1— г; 2в; 3 — б; 4 — а.)

Начало пословицы

Окончание пословицы

В семье согласно,...

Горе тому, кто...

В недружной семье...

Семейное согласие...

а)...всего дороже.

б)...добра не бывает.

в)...непорядком живет в дому.

г)...так идет дело прекрасно.

Объясните смысл этих пословиц.

Вспомните произведения о семье, о близких. Выберите одно из них, приготовьтесь читать выразительно.


Рефлексия

Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

Подведение итогов урока

Какой раздел закончили изучать?

Чем он вам понравился?

Чему учили нас авторы?

Домашнее задание

Составить рассказ о самом счастливом дне своей жизни.
СТО ФАНТАЗИЙ

Урок 3 9. Введение в содержание раздела.

Р. Сеф «Совершенно непонятно». В. Маяковский «Тучкины штучки». Ю. Мориц «Сто фантазий»

Цели: ознакомить с названием раздела и спрогнозировать его содержание; познакомить с понятием «творчество»; обучать вы­разительному чтению с опорой на знаки препинания, сочинению собственных историй; развивать мышление, творческое вообра­жение, речь, память.

Планируемые результаты: учащиеся будут учиться предпола­гать на основе названия раздела, какие произведения в нем пред­ставлены; выразительно читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; сочинять свои собственные истории; объяс­нять значение понятия «творчество».

Оборудование: выставка книг по теме урока, магнитная азбука, текст речевой разминки.

Ход урока

Организационный момент

Речевая разминка

Прочитайте стихотворение медленно.

Переполох

Слушай...

КРАжа!

КРАжа!

КРАжа!

ГРАбят,

БРАтцы!

Где же стРАжа?

Что уКРАли?

Два пеРА,

БезобРАзие!

С утРА...

Вы укРАли?

Мы не бРАли!

БРАли!

БРАли!

КРАли!

КРАли!

Это я

Грачиный крик

Перевел

На наш язык.

А. Шибаев

Какими звуками играет автор? Для чего он это делает?

Прочитайте, начиная шепотом, затем все громче.

А сейчас наоборот: начиная громко, постепенно затихая.

Прочитайте с ускорением, с замедлением.

Прочитайте стихотворение выразительно.

Актуализация знаний. Постановка целей урока

Как автор сумел перевести грачиный крик на наш язык? Что ему помогло в этом? (Предположения детей.)

Сегодня на уроке мы начнем изучать новый раздел, узнаем, как он называется. Составьте слова из рассыпавшихся букв: ОТС НАИЙЗАФТ

{Сто фантазий.)

Как вы понимаете эту фразу? (Высказывания детей.)

Работа по теме урока

Произведения на какую тему вы поместили бы в раздел «Сто фантазий»? (Мнения детей.)