Файл: Урок Вводный Цели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 245

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В учебнике на с. 95 найдите, какое понятие узнаем, изучая этот раздел. (Творчество.)

Как вы понимаете значение этого слова?

Творчество: 1) деятельность человека, направленная на со­здание духовных и материальных ценностей, 2) то, что создано в результате такой деятельности.

Прочитайте, что говорят друг другу Аня и Ваня.

Что хотели сказать этим диалогом дети?

Согласны ли вы с ребятами?

Прочитайте, что говорит им профессор Самоваров.

Чему, по его мнению, вы должны учиться во время каникул?

В учебнике на с. 96 прочитайте название стихотворения, которое будем сейчас читать.

Рассмотрите иллюстрации к нему, предположите, о чем оно. (Предположения детей.)

Знакомы ли вы с творчеством Р. Сефа? Читали его произ­ведения?

Материал для учителя

Роман (Роальд) Семенович Сеф (1931—2009) — русский поэт, пере­водчик. Родился в Москве. Партийный псевдоним отца-революционера стал фамилией будущего поэта. Судьба Р. Сефа складывалась трагически: отец был расстрелян в 1936 г., мать отправлена в лагерь, Роман и его брат оказались на попечении бабушки.

Стихи Р. Сеф стал писать рано. Он вспоминал: «Стихи я писал всегда, а точнее с пяти лет. Так случилось, что стали приходить сами собой риф­мы, они не давали мне покоя, и однажды во дворе, катаясь на самокате, я заорал что есть мочи: “Береза ждет мороза!” Чуть погодя я ворвался домой и крикнул бабушке: “Береза ждет мороза!” — “А зачем береза ждет мороза?” — спокойно спросила меня бабушка. На этот вопрос я ответить не смог. Вот так я написал первое в своей жизни стихотворение и получил первое редакторское замечание».

Учился Р. Сеф в МГУ на факультете журналистики. В 1962 г. был принят в Союз театральных деятелей, в 1966 г. — в Союз писателей СССР, долгое время занимался художественным переводом.

Роман Сеф — автор многих широко известных книг для детей, таких как «Шагают великаны» (1963), «Необычный пешеход» (1965), «Челове­чек в коробке» (1967), «Моя песенка» (1967), «Если ты не веришь» (1968), «Голубой метеорит» (1969), «Речной трамвай» (1971), «Шоколадный по­езд» (1971), «Цирк» (1983), «Ключ от сказки» (1984).

В 1991 г. Р. Сеф стал лауреатом Государственной премии РФ.

Прочитайте стихотворение этого замечательного поэта.

О чем говорит автор?

Как вы понимаете смысл фразы «Есть о чем подумать»?


Прочитайте стихотворение выразительно.

Возникали ли у вас такие необычные вопросы?

Как понимаете название стихотворения В. Маяковского «Тучкины штучки»? Удивило оно вас?

Прочитаем стихотворение в учебнике на с. 97.

Найдите объяснение выделенных словосочетаний. (Любо­пытством объятаяочень любопытная, небосинее лоносинее небо.)

Понравилось вам стихотворение? Найдите в нем рифмую­щиеся слова.

Прочитайте стихотворение по две строчки, объясняя их.

А сейчас прочитайте стихотворение выразительно.

Физкультминутка

Тик-так, тик-так —

(Наклоняют голову вправо и влево.)

Так ходики стучат.

Туки-так, туки-так —

(Хлопают в ладоши.)

Так колеса стучат.

Ток-ток, ток-ток —

(Стучат кулачок о кулачок.)

Так стучит молоток.

Туки-ток, туки-ток —

(Топают ногами.)

Так стучит каблучок.

Продолжение работы по теме урока

Прочитайте в учебнике на с. 97 первую строчку стихотво­рения В. Викторова. Как вы ее понимаете? Как поэт может найти в себе слова?

Прочитайте стихотворение друг другу, а потом выразитель­но всему классу.

И наконец, прочитаем стихотворение Юнны Мориц «Сто фантазий» (с. 98).

Как вы понимаете значения слов «кашалот», «бегемот», «налегке», «чистокровный», «рыбка-живоглот»?

Кашалот — морское животное, родственник китов.

Бегемот — крупное парнокопытное млекопитающее, живущее в пресноводных бассейнах Тропической Африки.

Налегке: 1) без ноши или с легкой ношей; 2) в легкой одежде. Чистокровный - не смешанной, чистой породы, например, жеребец.

Живоглот — беспощадный и жестокий.

Прочитаем стихотворение выразительно.

Расскажите, какие фантазии возникали у вас.

Какие рассказы вы составили о самом счастливом дне жиз­ни? Расскажите.

Рефлексия

Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

Подведение итогов урока

Какой раздел начали изучать?

Чем он вам понравился?

Чему учились на уроке?

Какой важный вывод можно сделать по теме урока?

Домашнее задание

Сочинить необычную, фантастическую историю.

Урок 4 0. Учусь сочинять сам. И. Пивоварова «Я палочкой волшебной тихонько проведу...».

Г. Цыферов «Про меня и про цыпленка»

Цели: обучать выразительному чтению с опорой на знаки пре­пинания, сочинению собственных историй; развивать мышление, творческое воображение, речь, память.



Планируемые результаты: учащиеся будут учиться предпола­гать на основе названия раздела, какие произведения в нем пред­ставлены; выразительно читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; сочинять свои собственные истории; объяс­нять значение понятия «творчество».

Оборудование: выставка книг по теме урока, магнитная азбука, текст речевой разминки.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Дети рассказывают свои фантастические истории.)

Речевая разминка

Прочитайте стихотворение медленно.

Путаница

Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малышей поливают из лейки,

Старик на окошке лежит, загорает,

А внучкина бабушка в куклы играет,

А рыбы читают веселые книжки,

Отняв потихонечку их у мальчишки...

3. Александрова

Понравилось вам стихотворение? Чем оно вам понрави­лось? Почему было весело?

Попытайтесь эту путаницу распутать. Скажите, как бывает.

Прочитайте, четко проговаривая каждое слово и каждый слог.

Прочитайте шепотом, громко.

Прочитайте, меняя голос на каждой строчке: громко — тихо, весело — сердито.

Прочитайте стихотворение выразительно.

Актуализация знаний. Постановка целей урока

Отгадайте загадки.

Эта скатерть знаменита:

Кормит вкусно всех досыта,

Посмотрите, вот она,

Вкусных кушаний полна! (Скатерть-самобранка.) Через тридевять земель,

Через тридевять морей,

Через горы и леса

Вас домчат за полчаса. (Сапоги-скороходы.)

Какие еще волшебные предметы вы знаете? (Ответы детей.) Сегодня на уроке мы прочитаем произведения замечательных

писателей. Ведь писатели и поэты — настоящие волшебники. При помощи воображения они передают в слове свои чувства, настрое­ние, видение окружающего мира.

Работа по теме урока

Откройте учебник на с. 100. Кто автор стихотворения?

Прочитайте стихотворение. Как вы думаете, о какой вол­шебной палочке говорит нам автор?

О каких чудесах рассказывает нам И. Пивоварова?

Прочитайте стихотворение выразительно.

Физкультминутка

Весна пришла! Встаем, друзья!

Нас ждет, торопит улица.

Шагаем дружно: ты и я,

И мы не будем хмуриться.

Вот птицы с юга к нам летят,

Букашки пробудились,


Деревья листьями шумят,

Все звери оживились.

Танцует лес, танцует луг,

И мы с тобою кружимся.

Как хорошо весной вокруг!

С природой мы подружимся.

Продолжение работы по теме урока

Откройте учебник на с. 101. Прочитайте название произве­дения Г. Цыферова. Как вы думаете, о чем оно?

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Г.М. Цыферова.)


Материал для учителя Геннадий Михайлович Цыферов (р. 1930) - детский писатель. Самая известная сказка Г. Цыферова — «Паровозик из Ромашково», по которой в 1967 г. был снят одноименный мультфильм, ставший классикой отече­ственной мультипликации.

Другие сказки Цыферова: «Жил на свете слоненок», «Про цыплен­ка, солнце и медвежонка», «Про чудака лягушонка», «Про пароходик», «История про поросенка» и др. Сборники сказок: «Как лягушонок искал папу», «Разноцветный жираф», «Как стать большим и другие истории», «Дневник медвежонка». Книги Г. Цыферова издаются и в наши дни.

Писатель Сергей Козлов написал о нем так: «...Не знаю, как это ска­зать, но мне кажется, что Цыферов, прежде чем выпустить несколько слов в свет, на какое-то мгновение удерживал их на губах, чуть покусы­вая, как золотые монеты. Отсюда ощущение, что он искал продолжение фразы — ощупью.

Геннадий Михайлович Цыферов — хороший импровизатор. Импро­визаторы — это такие люди, к которым ноты или слова приходят мгновен­но, вспыхивая драгоценной бусинкой на незримой нити воображения. И только потом, дойдя до конца, если надо, они более тщательно отде­лывают свое произведение... Геннадий Михайлович Цыферов никогда сразу не записывал своих сказок и каждый раз рассказывал их по-новому.

Но вчера эта сказка была лучше! — изумлялся я. — Ты забыл?

Нет, — отвечал он. — Ничего я не забыл. Я ищу...»

Эти слова стали предисловием к самой, пожалуй, известной книжке Геннадия Цыферова, которая называется «Тайна запечного сверчка». В книжке говорится про Моцарта, только не взрослого, а маленького. Но ведь Моцарт тоже был импровизатором...

Прочитайте текст «Про меня и про цыпленка».

Понравилось вам произведение?

Определите его жанр. Можем ли мы назвать его сказкой? Докажите. (Ответы детей.)

Прочитайте строчки, в которых автор рассказывает о себе.

О какой удивительной вещи рассказал нам Геннадий Цы­феров?

Почему, по мнению автора, хорошо быть маленьким?

Чему удивлялся малыш?

Прочитайте последние строчки. Как вы их понимаете?

Вспомните себя, открывающих мир. Какие вопросы зада­вали вы?