Файл: Урок Вводный Цели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 246

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


(Подробнее см.: Школьный словарик. С. 55.)

Прочитайте рассказ по ролям. Сначала определим роли, кто нам нужен. (Автор, мама, Таня.)

(Выразительное чтение рассказа.)

За что мама хвалила дочку и бабушку?

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это брасс,

Одной, другой — это кроль.

Все как один плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой И отправились домой.

Продолжение работы по теме урока

Прочитайте на с. 24, кто автор следующего произведения, с которым мы познакомимся. (К. Чуковский.)

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством К.И. Чуков­ского.)

Материал для учителя Корней Иванович Чуковский (1882—1969) — русский писатель. На­стоящее имя писателя — Николай Васильевич Корнейчуков. Родился в Петербурге. Вскоре его мать, крестьянка из Полтавской губернии, пе­реехала в Одессу. Мальчика отдали учиться в гимназию, но из 5-го класса он был несправедливо исключен.

Чуковский перепробовал много профессий, пока в 1901 г. не начал печататься в «Одесских новостях». Через два года газета направила его в Лондон. Там он самостоятельно выучил английский язык и целые дни проводил в библиотеках. Позднее занялся переводами с английского. Благодаря его переводам все мы прочитали «Приключения Тома Сойера» М. Твена и «Приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо.

(Подробнее см.: Школьный словарик. С. 90.)

Прочитайте название стихотворения. Знаете ли вы его? Конечно, у нас в учебнике только отрывок из этого произве­дения Корнея Чуковского.

(Учитель показывает книгу.)

Прочитайте текст из сказки «Айболит». Назовите всех дей­ствующих лиц. Распределите роли. С какой интонацией каждый артист должен произносить слова?

(Учитель читает стихотворение. Затем дети разыгрывают сценку.)

Проверка результатов обучения

Мы закончили изучать этот раздел учебника. Проверим, какие знания вы получили.

(Ответы на вопросы учебника на с. 27, кроме № 5.)

Рефлексия

Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

Подведение итогов урока

Как называются произведения, которые мы читали на уроке?

Назовите их авторов. Что вы о них узнали?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворений. Выполнить задание 5 на с. 27. Рассказать о любимых книгах.


РАДУГА-ДУГА

Урок 5. Введение в содержание раздела. Песенки разных народов

Цели: познакомить с названием раздела и спрогнозировать его содержание; закрепить основные понятия раздела: песенки, пословицы, загадки, считалки; ознакомить учащихся с песенками разных народов, сравнить их; обучать выразительному чтению текстов с опорой на знаки препинания; развивать воображение, речь, память.

Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; выразительно читать вслух по слогам и це­лыми словами, обозначая интонационно конец предложения; сравнивать произведения разных народов; отвечать на вопросы но содержанию прочитанного.

Оборудование: книги по теме урока, текст речевой разминки.

Ход урока

Организационный момент

Речевая разминка

Прочитайте стихотворение медленно, четко произнося слова.

Путаница

Вот мы ви-дим ма-му.

А у ма-мы мы-ло.

Ма-ма мо-ет ра-му,

Что-бы чис-то бы-ло.

Мама моет аккуратно,

И все просто и понятно.

А если вдруг все части Местами поменять,

То ничего мы с вами Не станем понимать.

Вот мы дим-ви му-ма,

А у мы-ма ло-мы.

Ма-ма ет-мо му-ра,

Бы-что то-чис ло-бы.

В. Волина

Прочитайте стихотворение с ускорением.

Прочитайте, начиная быстро и постепенно замедляя темп.

Прочитайте стихотворение выразительно.

Актуализация знаний. Постановка целей урока

Вы только что читали стихотворение «Путаница». Почему оно так названо?

Когда речь бывает непонятной? (Когда говорят невнятно, когда неправильно произносят слова и т. д.)

Сегодня мы начнем изучать новый раздел. Прочитайте его название.

(Запись на доске: «Радуга-дуга».)

Как вы думаете, какие произведения помещены в этот раз­дел? (Ответы детей.)

Проверим наши предположения. Откройте учебник на с. 28. Прочитайте ключевые слова раздела. (Песенки, пословицы, загадки, считалки).

Это малые литературные жанры. Их относят к устному народ­ному творчеству. Вот его-то мы и начнем изучать.

Прочитайте, что говорят об этом Аня и Ваня.

Прочитайте пословицу.

Без пословицы речь не молвится.

Как вы понимаете ее смысл?

Работа по теме урока

В нашей стране проживают люди разных национальностей: та­тары, удмурты, армяне, азербайджанцы и многие другие. На зем­ном шаре народов еще больше: французы, греки, чехи, немцы, итальянцы, англичане и многие другие. У каждого народа есть свое устное народное творчество. Со многими сказками разных народов вы знакомы и еще будете знакомиться.



Сегодня мы познакомимся с народными песнями.

Как вы думаете, о чем пели наши предки? Что для них было самым важным? (Урожай, погода, природа.)

А.Н. Толстой говорил: «Русский народ создал огромную из­устную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героиче­ские, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.

Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она укрепляла его нравственный облик, была его исторической па­мп п>ю, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям н обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и ледов».

Какие погодные явления влияли на урожай? (Дождь, ветер, град.)

(Чтение русских народных песенок в учебнике на с. 29—30.)

К кому обращены слова каждой из песенок? Подумайте, в какое время года и почему они исполнялись.

Физкультминутка

Жук

На лужайке, на ромашке Жук летал в цветной рубашке.

«Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо на цветке качаюсь,

(Раскачиваются вправо, влево.)

Низко-низко наклоняюсь».

(Наклоняются.)

Я нашла себе жука На большой ромашке.

Не хочу держать в руках —

Пусть лежит в кармашке.

(Похлопывают себя по карманам.)

Ой, упал, упал мой жук,

(Наклоняются.)

Нос испачкал пылью.

Улетел зеленый жук,

Улетел на крыльях.

(Машут руками.)

Продолжение работы по теме урока

(Дети читают песенки разных народов России в учебнике ИВ с. 31-32. Находят в них общее с русскими песнями.)

А сейчас вы познакомитесь с зарубежными песенками. (Дети читают песенки народов других стран мира в учебнике

ни с. 33-34.)

Сравните эти песенки с теми, которые только что читали. (Ученики читают, называя страну.)

Прочитайте мордовскую песенку-потешку, перечислите всех героев песни.

Приготовьтесь читать выразительно.

Рефлексия

Теперь предлагаю вам вспомнить, что же вы узнали на уроке.

Что у вас получалось, а что нет? Подумайте, почему.

Подведение итогов урока

Как называются произведения, которые мы читали на уроке?

Как называется раздел, в который авторы включили эти произведения?

Домашнее задание

Выбрать из прочитанных понравившуюся больше других пе­сенку. Выучить ее наизусть.


Урок 6. Загадки. Пословицы и поговорки разных народов

Цели: познакомить с произведениями устного народного творчества (загадки, пословицы); прививать интерес к произве­дениям фольклора; упражнять в выразительном чтении загадок и пословиц; обучать сочинению загадок; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать жан­ры устного народного творчества; выразительно читать фольклор­ные произведения; отгадывать и сочинять загадки; анализировать и сравнивать произведения устного народного творчества, объ­единять их по темам.

Оборудование: карточки с загадками, текст речевой разминки, творческая тетрадь.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Чтение песенок наизусть.)

Речевая разминка

Прочитайте текст.

Паровоз без колес —

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел?

Прямо по морю пошел!

Что вы прочитали? (Загадку.)

Назовите отгадку. (Пароход.)

Как вы догадались?

Прочитайте загадку еще раз. Подумайте над тем, как надо читать каждую строчку.

Как прочитаем первую строчку? (С удивлением.)

Как прочитаем вторую строчку? (С восхищением.)

Как прочитаем третью строчку? (Вопросительно-насмешливо.)

Как прочитаем четвертую строчку? (С восхищением и удив­лением одновременно.)

Прочитайте загадку выразительно, не забывая о том, с ка­кой интонацией нужно читать каждую строчку.


Актуализация знаний. Постановка целей урока

Ребята, а знаете ли вы, кто автор этой загадки?

Ее написал Корней Иванович Чуковский. Загадки, как и сказки, бывают народными и авторскими. Сегодня на уроке мы будем читать и отгадывать загадки, учиться составлять их, а еще позна­комимся с пословицами и поговорками разных народов.

Работа по теме урока

Как бы вы объяснили, что такое загадка? (Ответы детей.)

Подберите родственные слова к слову «загадка». (Загады­вать, гадание.)

Материал для учителя

Загадка — метафорическое выражение, в котором один предмет изо­бражается посредством другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. В древности загадка — средство испытания мудрости, теперь — народная забава.

Загадка — это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, ЧТО она развивает в человеке догадливость, сообразительность.

Для чего нужны загадки?

Прочитайте загадки на с. 36. Отгадайте их.

Найдите и сравните загадки с одинаковыми отгадками. Прочитайте их парами.

Какие группы получились?

Прочитайте загадки о моркови, потом о дереве.

Как описан предмет в загадке, на какие признаки предмета в ней указывается?

Прочитайте загадки на с. 37, разделите их по темам: «Небо, солнце, звезды», «Растения».

А сейчас попробуем сами придумать загадку о зайчике или кошечке. Поможет нам в этом наша знакомая писательни­ца Татьяна Юрьевна Коти. Откройте творческую тетрадь на с. 25—26.

(Дети читают рекомендации писательницы, выполняют их. Проверка.)

Физкультминутка

Вороны

Вот под елочкой зеленой Скачут весело вороны:

Кар-кар-кар! {Громко.)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Кар-кар-кар! (Громко.)

Только к ночи умолкают И все вместе засыпают:

Кар-кар-кар! (Тихо.)

(Дети бегают, размахивая руками, как крыльями, и произно­сят стихотворение вместе с учителем. На двух последних строчках садятся на корточки, кладут руки под щеку — засыпают.)

Продолжение работы по теме урока

Откройте творческую тетрадь на с. 22—23. Прочитайте за­дание. Выполните его.

Проверим, что у вас получилось. Прочитайте выразительно загадки