Файл: Урок Вводный Цели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 249

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Материал для учителя

Самуил Яковлевич Маршак (1887—1964) — русский поэт.

Мар-шак, Мар-шак... Слышите... Как будто пульсирует жилка. Энер­гия ли семейной фамилии передалась ему по наследству, или это случай­ность, но жил он так, как предписывала фамилия. Энергия била ключом, помогая преодолевать болезни, горе, потери.

Маршак родился в Воронеже. У известных писателей принято искать литературно одаренных предков. Был такой и у Маршака. Правда, очень давно, говорят, в XVII в. Гораздо ближе была бабушка, которая любила говорить в рифму. Родители же занимались делами очень прозаически­ми: отец варил мыло на частных заводиках, а мать вела хозяйство семьи, где было шестеро детей. Жили бедно, часто переезжали: отец без конца искал работу.

В край далекий, незнакомый Едет вся моя семья.

Третьи сутки вместо дома У нее одна скамья.

Наконец обосновались в маленьком Острогожске. Можно сказать, что как поэт Маршак родился недалеко от этих мест. А было поэту четыре года. Хотя кто в четыре года не поэт и не счастлив?..

Года четыре был я бессмертен,

Года четыре был я беспечен...

А вот как переводчик Маршак родился точно в Острогожске. Один­надцатилетний гимназист, он по заданию учителя перевел оду Горация.

Судя по воспоминаниям, в детстве Самуил все время что-то сочинял: игры, пьесы, рассказы. Слушателям особенно нравились его «суматохи» — необыкновенные истории с фантастическими концами.

(Подробнее см.: Школьный словарик. С. 46.)

Прочитаем песенку, узнаем, о чем в ней говорится.

(Чтение песенки учителем или учащимися.)

Что случилось с котятками?

Что им на это сказала мама? Перечитайте.

Что стали делать котятки?

Как отреагировала мама на находку?

Подготовьтесь к выразительному чтению песенки.

Физкультминутка

Наклоняемся вперед,

Руки в стороны, в полет.

Ветер дует, завывает,

Нашу мельницу вращает.

Раз, два, три, четыре —

Завертелась, закружилась.

Продолжение работы по теме урока

Давайте поиграем с вами в театр! Поможет нам в этом ма­стерская писателя. Откройте творческие тетради на с. 66. Прочитайте, что такое театр.

(Дети читают текст.)

Кто главный человек в театре? (Режиссер.)

Что он делает? (Он распределяет роли, определяет место каждого актера на сцене.)

Выберем режиссера. Определим, сколько действующих лиц должно быть в нашем спектакле для инсценировки англий­ской народной песенки «Перчатки».


(Дети выбирают режиссера. Это может быть сам учитель, так

как в театр играют первый раз. Роли: мама-кошка, три котенка.)

Определим, каким голосом должна говорить мама, а ка­ким — котятки.

(Инсценировка песенки.)

Сравните английскую песенку с русскими. Похожи ли они?

(Дети вспоминают русские народные песенки, сравнивают их

с прочитанным произведением.)

А сейчас откройте учебник на с. 49. Поиграем.

Прочитайте название шутки-минутки. Рассмотрите иллю­страцию к ней, предположите, о чем будем читать.

Прочитайте первое четверостишие.

Как вы его поняли?

Прочитайте пословицы, исправьте их. (Два сапога пара. Ум хорошо, а два лучше. Трус своей тени боится. Голод не тетка. Первый блин всегда комом. Кашу маслом не испортишь. Мы сами с усами.)


Рефлексия

Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

За что похвалили бы себя?

Что особенно хорошо получилось?

Подведение итогов урока

С чем познакомились на уроке?

Проверим, внимательны ли вы были при чтении. Вставьте пропущенные слова (хором).

Потеряли котятки

На (дороге) перчатки

И в слезах (прибежали) домой.

Потеряли перчатки?

Вот (дурные) котятки!

Я вам нынче не дам (пирога).

Побежали котятки,

Отыскали перчатки И, (смеясь), прибежали домой.

Отыскали перчатки?

Вот (спасибо), котятки!

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение песенок.
Урок 9. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения

Цели: повторить и обобщить изученный материал; разви­вать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их, творческие способности, речь, память, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами; ориентироваться в про­читанных произведениях; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Оборудование: карточки с заданиями и текстами для чтения по ролям, магнитная азбука.

Ход урока

Организационный момент

Речевая разминка

Прочитайте стихотворение.

Шорох,

Шептанье,

Шумок под окном,

Шлепанье легкое... Кто это — гном?

Ш-ш-ш! Там, за шторами, возле окна,

Шустрым мышонком Шуршит тишина.

В. Лунин

Прочитайте сначала медленно, по слогам, а потом целыми словами, постепенно ускоряя темп.

Актуализация знаний. Постановка целей урока

Какой звук повторяется в стихотворении, которое вы только что прочитали? (Звук [ш].)

Какая буква обозначает этот звук на письме?

Дайте характеристику звука [ш]? (Согласный, глухой, шипя­щий, всегда твердый.)

Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться читать гром­ко, выразительно, целыми словами. А еще проверим наши знания по содержанию раздела, который мы изучаем.

Работа по теме урока


Послушайте сказку и запомните слова со звуком [р], кото­рые встретятся в ней.

Рыжий город

Одного мальчика дразнили рыжим. Мальчик этот очень переживал и решил уйти из дома, все равно куда. Лег пораньше спать и видит сон, как будто он уже ушел из дома и идет куда глаза глядят. Смотрит — ворота стоят, а на них написано: «Добро пожаловать в Рыжий город!» Вошел он и ахнул.

В этом удивительном городе все было рыжим-прерыжим. Рыжие ручьи текли по рыжим травам и впадали в рыжие реки, а над реками рыжие радуги повисли. Рыжие рыбаки ловили в этих местах рыб и ра­ков. По радио передавали «Рыжий вальс», и все рыжие-прерыжие люди радостно улыбались.

Тут к нему подошла рыжая-прерыжая девочка: «Ты почему такой грустный?»

«Меня все рыжим дразнят», — хмуро ответил мальчик.

«Какой глупенький, — засмеялась девочка. — А ну-ка, посмотри на солнце, какого оно цвета?»

«Ну рыжего», — робко сказал мальчик.

«И мы — рыжего! Значит, все мы — маленькие солнышки. Радоваться надо!»

И тут мальчик проснулся. Выбежал он во двор, а мальчишки тут как тут: «Рыжий, рыжий, конопатый!» А он только рассмеялся и хитро под­мигнул рыжему солнышку...

Какие слова со звуком [р] вы запомнили?

Было ли так, что вас дразнили?

Можно ли смеяться над другими людьми?

Вспомните колыбельные песенки, которые пела вам мама или те, что вы читали в азбуке.

(Дети вспоминают и читают наизусть.)

Откройте учебник на с. 50. Прочитайте песенку Аполлона Майкова, продолжите ее.

(Ученики читают, пробуют сочинить продолжение.) Материал для учителя

Колыбельная

Спи, дитя мое, усни!

Сладкий сон к себе мани:

В няньки я тебе взяла Ветер, солнце и орла.

Улетел орел домой;

Солнце скрылось за горой;

Ветер после трех ночей Мчится к матери своей.

Ветра спрашивает мать:

«Где изволил пропадать?

Али звезды воевал?

Али волны все гонял?»

«Не гонял я волн морских,

Звезд не трогал золотых, —

Я дитя оберегал,

Колыбелечку качал!»

А. Майков

Физкультминутка

Простокваша

Простокваши дали Клаше,

Недовольна Клаша:

Не хочу я простокваши,

Дайте просто каши.

Дали вместо простокваши Каши нашей Клаше.

Не хочу я просто каши,

Гак — без простокваши.


Дали вместе с простоквашей Каши Клаше нашей.

Ела, ела Клаша кашу Вместе с простоквашей.

А поела, встала...

Спасибо! — сказала.

Е. Благинина

Продолжение работы по теме урока

Прочитайте загадки в задании 2 на с. 50, отгадайте их и по­думайте, в каких загадках сравнивают предметы, а в каких

дано их описание.

Я, как песчинка, мал, а землю покрываю;

Я из воды, а с неба прилетаю;

Как пух, лежу я на полях и, как алмаз, блещу При солнечных лучах. {Снег.)

Белые хоромы, красные подковы. (Зубы и десны.)

Он, словно кусточек, каждый день роняет листочек. (Календарь.) Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.)

Посоревнуйтесь с друзьями: кто больше вспомнит загадок каждого вида — загадки-сравнения, загадки-описания, за­гадки — описания признаков предмета.

Отгадайте загадки.

Я — лошадь твоя и карета.

Глаза мои — два огня.

Сердце, бензином согрето,

Стучит в груди у меня.

Я жду терпеливо и молча На улице, у ворот,

И снова мой голос волчий Пугает в пути народ. (Автомобиль.)

Она меня впускает в дом И выпускает вон.

В ночное время под замком Она хранит мой сон.

Она ни в город, ни во двор Не просится гулять,

На миг заглянет в коридор И в комнату опять. (Дверь.)

Какие слова в загадках помогли вам разгадать их?

(Дети называют слова, употребленные для описания предме­та в переносном значении. Они прямо указывают на признаки и свойства предмета.)

Сравните песенки разных народов, которые вы прочитали нас. 31—34. Есть ли среди них похожие?

Подумайте и скажите, какие песенки можно объединить в группы: «Дождик», «Солнце».

Какая книжка английского фольклора известна во всем мире? («Рифмы Матушки Гусыни».)

Прочитайте понравившиеся произведения из нее.

Рефлексия

Скажите, что вам сегодня удавалось легко, хорошо.

В чем вы испытывали затруднения?

Осталось ли что-нибудь непонятно?

Подведение итогов урока

Чем мы занимались на уроке, чему учились?

Что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание

Принести на урок сказки, которые вы очень любите.

ЗДРАВСТВУЙ, СКАЗКА!
Урок 10. Введение в содержание раздела

Цели: познакомить с названием раздела и спрогнозировать его содержание; познакомить с понятиями раздела: «сказка», «сказка о животных», «сказочный герой»; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, пониманию характеров героев; развивать воображение, речь, память.