Файл: Урок Вводный Цели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 251

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; выразительно читать вслух по слогам и целы­ми словами, обозначая интонационно конец предложения; рас­сказывать о своем отношении к сказкам; узнавать сказки; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Оборудование: выставка книг, принесенных детьми, текст ре­чевой разминки.

Ход урока

Организационный момент

Речевая разминка

Прочитайте текст.

Раз зубок, два зубок - Скоро Дашеньке годок!

Хнычет доченька опять,

Будем Дашу утешать:

Уж вы, зубки, вырастайте Потихонечку, полегонечку —

Не мешайте дочке спать!

Не мешайте ей играть!

Определите, что это за произведение. {Потешка.)

Как вы догадались?

Для чего создаются потешки?

Прочитайте потешку медленно, с ускорением.

Прочитайте потешку выразительно.

К какому разделу литературы относится потешка? (К устному народному творчеству.)

Что еще мы отнесем к данному разделу? (Пословицы, пого­ворки, загадки...)

Актуализация знаний. Постановка целей урока

Помните ли вы такие строчки?

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Из какого произведения эти строки? Кто их автор? (Это отрывок из вступления к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Люд­мила».)

Кот ученый задал вам сложную задачку. Разгадайте слова, которые здесь зашифрованы.

ZMWQИUTQIANVTRDSЬJ ДJZSУURMQATlVЬ

Как расшифровать эту запись? (Нужно читать только буквы русской азбуки.)

Что получается? (Читать, думать.)

Вспомните пословицу с этими словами. {Мало уметь чи­тать, надо уметь думать.)

Сегодня на уроке мы будем читать, думать, рассуждать, учить­ся говорить красиво.

Рассмотрите выставку книг, которые вы принесли на урок. Как вы думаете, какой раздел мы начнем сегодня изучать?

Чему будем учиться, изучая этот раздел?

Работа по теме урока

Откройте учебник на с. 52.

Прочитайте название раздела. {«Здравствуй, сказка!»)

Какие понятия узнаем, изучая этот раздел? {Сказка, сказка о животных, сказочный герой.)

Прочитайте, что говорят друг другу Аня и Ваня.

Какие сказки любит читать Аня? {Она любит читать сказки разных народов.)

Какие сказки любит читать Ваня? {Сказки, которые приду­мали писатели.)


Как вы думаете, как появились народные сказки?

Самым первым творцом сказок во все времена был народ. Люди

жили трудно: пахали землю, сеяли, боронили, жали, молотили, ру­били лес, пряли, ткали, ловили рыбу и надеялись на лучшую долю. И в сказках они изображали то же. Выдумка внушала уверенность в победе над силами, враждебными человеку. Сказки не знают не­поправимых бед и несчастий. Сказки учили быть твердым в бедах, советовали не мириться со злом, учили бороться с ним.

Сказки бывают разные. Есть волшебные, в них обязательно дол­жны быть чудеса и волшебные предметы. Есть сказки о животных, в них животные могут говорить, ходить друг к другу в гости и даже учиться в школе. Есть бытовые сказки, в которых описывают жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата. Сказка обя­зательно учит чему-то людей, заключает в себе мудрую мысль.

Прочитайте пословицу.

Сказка — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок.

Почему так говорят? (Ответы детей.)

Что отражается в сказках? (Мудрость народа, его мечты и желания.)

Узнайте сказку, прочитав отрывки в учебнике на с. 53-54. Какой герой говорил эти слова?

Подумайте, ко всем ли сказкам есть рисунки?

Физкультминутка

Лягушки

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет!

Всем друзьям физкультпривет!

Продолжение работы по теме урока

Откройте творческие тетради на с. 34. Прочитайте диалог Вани и Ани.

Отправимся вместе с ними в сказку. Прочитайте отрывки.

Выберите две строчки, которые вам больше всего понрави­лись. Прочитайте их, найдите созвучные слова. (Например, усов — грибов.)

Такие слова называют рифмующимися. Благодаря им полу­чаются стихи.

Докажите, что это отрывок из сказки. Что сказочного вы заметили? Подчеркните в тексте.

Как называется эта сказка? {«Конек-Горбунок».)

Кто ее автор? (Петр Ершов.)

Какие волшебные предметы вы знаете? Откройте творче­скую тетрадь на с. 37 и раскрасьте их. Не забудьте подписать эти предметы на рисунках.

Узнайте сказки по иллюстрациям в творческой тетради на с. 38—39.



Ответы:

Х.К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

Русская народная сказка «Снегурочка».

Братья Гримм «Горшок каши».

Ш. Перро «Золушка».

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о пре­красной Царевне Лебеди».

А. Линдгрен «Малыш и Карлсон».

К.Чуковский «Мойдодыр».

А. Милн «Винни-Пух и все-все-все».

Рефлексия

Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

Подведение итогов урока

Как называется новый раздел учебника?

Какие отрывки мы читали на уроке? (Отрывки из сказок.)

Трудно ли вам было на уроке?

Домашнее задание

Выполнить задание в учебнике на с. 55: восстановить названия сказок и вспомнить сказки о буквах.

Урок 11. Жили-были буквы. Г. Юдин «Почему “А” первая». Т. Коти «Катя и буквы». Сравнение авторской и народной сказок

Цели: познакомить с литературными сказками Г. Юдина «По­чему “А” первая», Т. Коти «Катя и буквы»; обучать выразительно­му чтению с опорой на знаки препинания, творческому пересказу, пониманию характеров героев, главной мысли текста; развивать воображение, речь, память.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интона­ционно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; описывать харак­тер героев; определять главную мысль текста и соотносить ее с со­держанием произведения; изображать героев с помощью жестов, мимики; отличать авторскую сказку от народной.

Оборудование: книги по теме урока; магнитная азбука, текст речевой разминки, заготовленная таблица по сказкам (таблицу можно заполнить во время урока).

Ход урока

Организационный момент

Речевая разминка

Прочитайте стихотворение.

Солнце, дождик, приходите,

Детям сказку приводите!

А из тучи — гром, гром

Загоняет в дом, в дом.

Покажись из тучи, солнце,

Загляни скорей в оконце,

Освети скорей светлицу,

Расскажи нам небылицу.

В. Берестов

Прочитайте стихотворение медленно.

Прочитайте его с ускорением.

Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией
, с утвердительной интонацией, ворчливо, весело.

Прочитайте стихотворение выразительно.

Проверка домашнего задания

Названия каких сказок вы определили?

Могут ли обычные буквы быть сказочными героями? Какие сказки о буквах вы читали?

Актуализация знаний. Постановка целей урока

Прочитайте, что написано на доске (выложено из букв маг­нитной азбуки).

ЫВКУБ ИЛЫБ-ИЛИЖ (.Жили-были буквы.)

Как вы это сделали? (Прочитали в обратном направлении, справа налево.)

(Учитель расставляет буквы в правильном порядке.)

Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями про буквы. На уроке будем продолжать учиться читать громко и вы­разительно, думать, рассуждать.

Работа по теме урока

Сначала проверим, насколько хорошо вы знаете буквы. О каких буквах идет речь в стихотворениях?

Утром на траве росою

Эта буква заблестит,

А под вечер на крылечке

Рядом громко зарычит. (Р.)

Эта буква на морозе,

Как оса, ужалить может.

Ну а в мае на березе

Жук ее узнать поможет. (Ж.)

С этой буквой — добрым другом —

Долгою дорогой в дом

День за днем назло недугам

Даже под дождем идем. (Д.)


Эту букву паровоз

На своей трубе привез,

Губы вытяни в трубу

И получишь букву... (У).

Буква эта знаменита —

Стоит в начале алфавита. (А.)

Эта буква бодрым шагом

В бой идет под барабан,

И бодает буква букву,

Будто баловник баран. (Б.)

Молодцы, буквы вы все назвали. А сейчас соберите из них слово.

(Все буквы написаны на карточках.)

Какое получилось слово? (Дружба.)

С ней дорога не беда,

С ней любое испытанье

Будет по плечу всегда.

Надеюсь, что со всеми испытаниями на уроке вы справитесь так же хорошо. Помните о том, как надо работать в парах и группах?

Всем известно: буква Я В азбуке — последняя.

А известно ли кому —

Отчего и почему?

Неизвестно?

Неизвестно.

Интересно?

Интересно!

(Учитель раздает напечатанные на карточках слова хорошо читающим ученикам. Чтение по ролям. Инсценировка.)

Рассказчик.

Ну так слушайте рассказ:

Жили в азбуке у нас Буквы, жили не тужили,

Потому что все дружили.

Где никто не ссорится –

Там и дело спорится.

Только раз все дело стало

Из-за страшного скандала:

Буква Я в строку не встала.

Взбунтовалась буква Я.

Буква Я. Я — сказала буква Я,

Главная, заглавная!

Я хочу, чтобы повсюду

Впереди стояла я!

Не хочу стоять в ряду,

Быть желаю на виду!

Буква Ф. Фу-ты ну-ты! — фыркнул Эф,

От обиды покраснев.

Буква С. Срам! — сердито Эс сказало.

Буква 5. В кричит:

Воображала!

Буква П. Проворчало Я:

Попробуй потолкуй С такой особой!

Буква Я. Я затопала ногами:

Не хочу водиться с вами!

Буду делать все сама,

Хватит у меня ума!

Рассказчик.

Буквы тут переглянулись,

Все буквально улыбнулись,

И ответил дружный хор:

Буквы (хором).

Хорошо!

Идем на спор.

Буква А. Если сможешь в одиночку