ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 252
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Написать хотя бы строчку —
Правда, стало быть, твоя!
Буква Я. Чтобы я
Да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а Я\
Рассказчик.
Буква Я взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела –
Написать она сумела Только: «Я-я-я-я-я!».
Как зальется буква X:
Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!
О от смеха покатилось!
А за голову схватилось!
Б схватилось за живот... к.
Буква Я
Сперва крепилась,
А потом как заревет.
Б у к в а Я. Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы Ю.
Буквы (хором).
Что ж, — решил весь алфавит,
Если хочет, пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
Рассказчик.
Буква Я всегда была Всем и каждому мила,
Но советуем, друзья,
Помнить место Буквы Я\
Б. Заходер
Чему научили нас буквы? Как вы поняли последние строчки стихотворения: «Но советуем, друзья, помнить место буквы Я'.»?
Сегодня мы прочитаем произведение Г. Юдина. Прочитайте его название в учебнике на с. 56.
Рассмотрите иллюстрацию. По названию и иллюстрации попробуйте догадаться, о чем будет этот текст?
(Ученики прогнозируют содержание сказки.)
Прочитаем и узнаем, оправдались ли наши ожидания.
Объясните значение слов «самозванка», «адмирал».
Почему история про буквы попала в раздел со сказочным названием? Что в ней сказочного?
Писатель с помощью воображения оживил буквы. Какой у них оказался характер?
Прочитайте стихотворение Т. Коти «Катя и буквы».
Можем ли мы назвать буквы сказочными героями? Докажите.
Что происходит с буквами? Как писатель оживляет своих героев?
Физкультминутка
Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я произнесу «волшебные» слова вежливости.
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте!
Потопайте!
Пожалуйста, попрыгайте!
Тихонько сядьте!
Тихо сядьте, пожалуйста!
Спасибо, ребята, вы были внимательны и хорошо справились с заданием.
Продолжение работы по теме урока
Сегодня мы сравним две сказки: народную и авторскую. Определим, чем они похожи, а чем отличаются.
Вспомните русскую народную сказку «Курочка Ряба». Расскажите ее по рисункам в учебнике на с. 62.
(Ученики вспоминают содержание сказки.)
Прочитаем сказку «Курочка Ряба и десять утят» С. Маршака.
Сравните начало обеих сказок.
Какой изображена Курочка Ряба в сказке С. Маршака? (Доброй, заботливой.)
Подумайте: что общего в этих двух сказках? Чем они различаются?
Какие бывают сказки? (Ответы детей.)
Если у сказки нет автора, то какая это сказка? (Народная.) А если у сказки есть автор, то такая сказка называется авторской, или литературной.
К каким сказкам относится наша сказка «Курочка Ряба и десять утят»? {К литературным.)
Кто ее автор?
(Учитель на доске заполняет таблицу.)
Сказка | |
Народная | Авторская |
Автор | |
Народ | Конкретное лицо (например, С. Маршак) |
Форма | |
Первоначально создается в устной форме | Создается в письменной форме |
Варианты | |
Существует в нескольких вариантах | Внесение изменений в содержание не допускается |
Время создания | |
Определить невозможно | Известно |
Жанры | |
Бывает следующих жанров: волшебная, бытовая, о животных | Не ограничивается определенным жанром, может быть фантастической |
Представьте, как развивались дальше события сказки. Если вам интересно прочитать это произведение полностью, найдите его в библиотеке.
Материал для учителя
Курочка Ряба и десять утят
(продолжение)
На цыплят они не похожи:
На ногах — перепонки из кожи, А носы у них плоские, длинные, Не куриные,
А утиные.
Вышла с детками курочка-мать Из ворот погулять, поклевать. Разгребает землю проворно,
Ищет лапкою крошки и зерна. Отыскала и кличет утят,
А утята идти не хотят —
Убежали куда-то в канавку,
Щиплют клювами свежую травку.
А у курицы Короток нос,
До утиного не дорос.
Хорошо ей клевать зерно,
А траву щипать мудрено.
Ковыляют утята за курицей,
По зеленой спускаются улице. Увидали широкий пруд,
Побежали к воде — и плывут,
Воду пьют, обгоняют друг друга...
А наседка кричит с перепугу:
Куд-куда! Куд-куда! Вы куда?
Иль не видите? Это вода!
Уж такая курица птица,
Что воды, как огня, боится.
А утята, почуяв свободу,
Так и режут студеную воду.
Выходить из воды не хотят.
Смотрит курица-мать на утят, Беспокойно по берегу ходит,
Глаз с детей непослушных не сводит.
Ко-ко-ко! — говорит. — Ко-ко-ко! Вы утонете! Там глубоко!
И сама она в воду пошла бы,
Да не плавает Курочка Ряба! Возвращаются девять утят, Вперевалку выходят, спешат.
Только младший вернуться не хочет, Машет крыльями, голову мочит. Увидал плавунца — и нырнул.
А наседка кричит:
Караул!
Самый младший сынок утонул!
Вот и вышел утенок десятый,
Да ушли остальные утята —
Друг за дружкой цепочкой идут И в другой направляются пруд.
Добежать им осталось немножко. Вдруг навстречу — усатая кошка.
Притаилась она за травой.
Только водит слегка головой,
На утят ковыляющих щурится.
Да ее заприметила курица.
Поглядела сердитым глазом,
Пух и перья взъерошила разом
И, хоть прежде летать не умела,
Над землею стрелой полетела.
Налетела и ринулась в бой,
Всех утят прикрывая собой.
Плохо кошке пришлось в этой схватке.
Удирает она без оглядки
По траве между кочек и пней.
А наседка —
Вдогонку За ней —
Через ямы, бугры и ухабы...
Ну и храбрая Курочка Ряба!
С. Маршак
Рефлексия
Покажите смайлик, который отражает ваше отношение
к материалу урока.
Подведение итогов урока
Чему мы учились на уроке?
Почему в названии раздела, к которому относятся произведения, прочитанные нами на предыдущих уроках, есть слова «жили-были»?
Домашнее задание
Читать выразительно тексты в учебнике на с. 60—61.
Урок 12. Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».
Л. Пантелеев «Две лягушки»
Цели: познакомить с произведением J1. Пантелеева «Две лягушки», русской народной сказкой «Лиса, заяц и петух»; обучать правильному, выразительному чтению, чтению целыми словами; развивать творческие способности, речь, память, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения.
Оборудование: портрет и книги Л. Пантелеева, сборники русских народных сказок, текст речевой разминки.
Ход урока
Организационный момент
Речевая разминка
Прочитайте стихотворение.
Двоюродные
Между утками и курами Ходит-хвастается кот:
Вот придет мой тигр двоюродный,
Он вам перья оборвет!
Отвечают утки с курами:
Страус есть у нас двоюродный!
И тебя, ко-ко-кота,
Он оставит без хвоста!
И. Гамазкова
Как вы поняли смысл стихотворения?
Знаете ли вы, кто такие двоюродные?
Двоюродный — находящийся в непрямом родстве: двоюродный брат, двоюродная сестра {сын, дочь, дядя или тетка).
Прочитайте стихотворение с восторгом, растерянно.
Прочитайте стихотворение выразительно.
Актуализация знаний. Постановка целей урока
Вы только что читали стихотворение. Какие животные упоминаются в стихотворении «Двоюродные»?
На какие группы их можно разделить? {На домашних и диких.)
Каких еще домашних животных вы знаете?
Сегодня мы прочитаем сказку, героями которой являются животные.
Работа по теме урока
Прочитайте название сказки в учебнике на с. 66. {«Лиса, заяц и петух».)
Рассмотрите иллюстрации к ней на с. 66—69. Кто из вас знает эту сказку?
(Чтение сказки и работа по вопросам и заданиям после чтения.)
Назовите главных героев сказки.
Как вы думаете, почему они не все перечислены в заглавии сказки?
Как бы вы озаглавили ее?
Как начинается сказка? Прочитайте. (Жили-были.)
Слова, с которых начинаются сказки, называются зачином.
Какие зачины вы еще знаете? (В некотором царстве, в некотором государстве... Жили-были... Давным-давно...)
Как заканчивается сказка? Можно ли сказать, что справедливость восторжествовала?
V. Физкультминутка
Жук
На лужайке, на ромашке Жук летал в цветной рубашке.
«Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо на цветке качаюсь,
(Раскачиваются вправо, влево.)
Низко-низко наклоняюсь».
(Наклоняются.)
Я нашла себе жука На большой ромашке.
Не хочу держать в руках —
Пусть лежит в кармашке.
(Похлопывают себя по карманам.)
Ой, упал, упал мой жук,
(Наклоняются.)
Нос испачкал пылью.
Улетел зеленый жук,
Улетел на крыльях.
(Машут руками.)
Продолжение работы по теме урока
Сегодня мы прочитаем еще одно произведение. Оно называется «Две лягушки». Откройте учебник на с. 70. Кто его автор?
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством JI. Пантелеева.)
Материал для учителя Леонид Пантелеев (1908—1987) — русский писатель. Настоящее имя писателя — Алексей Иванович Еремеев. Родился в семье драгунского офицера, происходившего из старообрядческой купеческой семьи.
Четырех лет Алеша начал читать. В 8—9 лет он познакомился с Ф.М. Достоевским, Г. Мопассаном, JI. Андреевым. Читал много, запоем. Брат и сестра называли его «книжный шкаф».
Во время Гражданской войны, когда в стране были голод и разруха, мать с тремя детьми переезжала из города в город в поисках работы и хлеба. Об этом рассказывает повесть «Ленька Пантелеев».
После нескольких лет скитаний тринадцатилетний Алексей попал в ШКИДу — школу социально-трудового воспитания — и пробыл в ней
около трех лет. О литературе он и не помышлял, а мечтал стать киноактером. Мечта эта была так сильна, что, покинув ШКИДу, он вместе со своим будущим соавтором Г. Белых отправился пешком на юг, в Баку, где жил и работал кинорежиссер И.Н. Перестиани, автор знаменитого фильма «Красные дьяволята». До Баку они так и не дошли.
За время скитаний Пантелеев переменил множество профессий: был сапожником, учеником киномеханика, библиотекарем. Книгу написали они внезапно, шутя и дурачась, вспоминая дни, проведенные в ШКИДе, и с удивлением узнали, что книга будет печататься.
(Подробнее см.: Школьный словарик. С. 57.)
По названию и иллюстрации догадайтесь, о чем это произведение.
Как вы думаете, к какому жанру оно относится? Как догадались?