Файл: Урок Вводный Цели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 255

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(По первым словам «жили-были».)

Прочитаем сказку.

Что приключилось с лягушками?

Как они попали в горшок со сметаной?

Сравните, как вела себя каждая лягушка.

Какая из них вам больше понравилась? Почему?

Рефлексия

Теперь предлагаю вам вспомнить, что вы узнали на уроке.

Что у вас получалось, а что нет? Подумайте, почему.

Подведение итогов урока

Как называются произведения, которые мы читали на уроке?

Что у них общего, а в чем различия?

Подведем итог нашей работе. Прочитайте в учебнике на с. 74, что говорит нам профессор Самоваров.

Что такое народная сказка?

Как называют животных в сказках? (Их называют героями или персонажами.)


Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение (с. 75 учебника).

Урок 1 3. И. Гамазкова «Живая азбука». Татарские народные сказки «Три дочери»,

«Два лентяя»

Цели: познакомить с произведением И. Гамазковой «Живая азбука», с татарскими народными сказками «Три дочери» и «Два лентяя»; обучать правильному, выразительному чтению целыми словами; учить анализировать произведения; развивать творче­ские способности, речь, память, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интона­ционно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; описывать харак­тер героев; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения, сравнивать сказки разных народов.

Оборудование: книги по теме урока, текст речевой разминки.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Прочитайте выразительно стихотворение Е. Благининой (с. 75).

Прочитайте вопросы-шутки. Смогли ли вы на них ответить? (Дети объясняют выражения, отвечают на вопросы.)

Помогу, помогу, а пришло время — не могу.

Какая птица из сорока букв? {Сорока.)

От чего гусь плавает? (От берега.)

Каким гребешком никто не причесывается? (Петушиным.)

Речевая разминка

Прочитайте отрывок из «Азбуки-сказки», которую написала

Ирина Турина.

Буква Л жила в Арбузе,

В полосатом толстом пузе.

Раз пришел к ней Абрикос,

Сладкий Ананас принес.

Мимо Аист пролетал,

Букву А он увидал И решил себе забрать.

Абрикос давай кричать:

А-а-а, украли, помогите,

Букву А в Букварь верните!

Прочитайте стихотворение шепотом.

Прочитайте, постепенно увеличивая силу голоса.

Прочитайте с ускорением.

Прочитайте с замедлением.

Прочитайте выразительно.

Актуализация знаний. Постановка целей урока

Какой вы представляете букву А?

В каком домике могут жить другие буквы? Пофантазируйте.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведе­ниями раздела «Жили-были».

Работа по теме урока

Откройте учебник на с. 77. Прочитайте, кто автор произ­ведения, с которым нам предстоит сейчас познакомиться.

(И. Гамазкова.)

Что вы знаете о ней?

Материал для учителя

Инна Липовна Гамазкова (р. 1945) — один из популярных авторов на­ших детских журналов. Ее короткие занимательные стихи привлекают внимание неожиданными ритмами и образами. Если собрать все эти сти­хи вместе, получится целая коллекция, в которую войдут загадки и счи­талки, дразнилки и частушки, ворожилки и песенки. А слово «коллекция» здесь не случайно — все эти стихи похожи на остановленные мгновения детской жизни, пойманные мягкой, доброжелательной ладонью: теперь их можно пристально разглядывать, как жуков или бабочек.

Удивительное дело, но по своей первой профессии Инна Гамазкова как раз и была энтомологом, изучала насекомых, преподавала биологию и даже получила почетный диплом изобретателя. А в 1990-е гг. у нее стали выходить книжки для самых маленьких: «Это я говорю», «Азбука в загад­ках», «Кто летает», «У кого какие мамы». Последние годы Инна Гамазкова работает редактором в детском журнале «Жили-были».

Прочитайте название стихотворение самостоятельно. Вставьте пропущенные слова. Если затрудняетесь, пора­ботайте в парах.

Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Какие чувства вы испытывали во время чтения?

Что помогло нам найти правильный ответ?

Перечитайте стихотворение. Найдите в нем созвучные окончания.

Прочитайте еще раз название стихотворения. Почему автор назвал азбуку живой?

Знаете ли вы сказки? Проверим. Узнать их вам поможет лабиринт в учебнике на с. 79. Назовите сказки на каждой дорожке.

Доскажите слова и узнаете, о каких сказках идет речь в стихах и загадках авторов Владимира Степанова, Ирины Батый.

Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он... (катился).

Был он весел, был он смел,

И в пуги он песню... (пел),

Съесть хотел его зайчишка.

Серый волк и бурый... (мишка).

А когда малыш в лесу Встретил рыжую... (лису),

От нее уйти не смог.

Что за сказка?

... («Колобок»),

С кем Мороз играет в прятки,

В белой шубке, в белой шапке?

Знают все его дочурку,

И зовут ее... (Снегурка).

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек — копытца.


Трое их - и до чего же Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три поросенка.)

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя.)

Как-то раз в лесу густом Вырос домик под... (кустом).

Рада мышка-поскребушка И зеленая... (лягушка).

Рад и побегайчик,

Длинноухий... (зайчик).

Дзинь-ля-ля — поет синичка!

Это сказка... («Рукавичка»).

Маша в коробе сидит,

Далеко она... (глядит).

Кто несет ее? — ответь, —

Быстрыми шагами?

А несет ее... (медведь)

Вместе с... (пирогами).

Путь не близкий,

Дальний путь.

Хочет Миша... (отдохнуть).

На пенек присесть И румяный пирожок По дороге... (съесть).

Провела его малышка,

Будет он умнее впредь.

Вот у нас какая книжка - Это... («Маша и медведь»).

Прочитайте название сказки в учебнике на с. 83. Какие ас­социации у вас возникли? О чем вы подумали?

Чья эта сказка? (Татарского народа.)

Прочитаем ее и узнаем, о чем в ней говорится.

(Читают хорошо читающие ученики или учитель.)

Куда пошли лентяи?

Что они увидели?

Прочитайте те строчки, в которых говорится о том, как они хотели поесть яблок. (Выборочное чтение.)

Почему же ребята остались голодными?

Понравились вам ребята? Почему?

Можете ли вы вспомнить другие сказки, в которых осужда­ется лень?

Послушайте русскую народную сказку «Лень да Отеть». Сравните ее с той, которую только что прочитали.

Лень да Отеть

Жили-были Лень да Отеть.

Про Лень все знают: кто от других слыхал, кто встречался, кто знается и дружбу ведет. Лень — она прилипчива: в ногах путается, руки связывает, а если голову обхватит — спать повалит.

Отеть Лени ленивее была.

День был легкий, солнышко пригревало, ветерком обдувало. Лежали под яблоней Лень да Отеть. Яблоки спелые, румянятся и над самыми головами висят.

Лень и говорит:

Кабы яблоко упало да мне в рот, я бы съела.

Отеть говорит:

Лень, как тебе говорить-то не лень?

Упали яблоки Лени и Отети в рот. Лень стала зубами двигать тихо, с передышкой, а съела-таки яблоко.


Отеть говорит:

Лень, как тебе зубами-то двигать не лень?

Надвинулась темная туча, молния ударила в яблоню. Загорелась яб­лоня большим огнем. Жарко стало.

Лень и говорит:

Отеть, сшевелимся от огня; как жар не будет доставать, будет толь­ко тепло доходить, мы и остановимся.

Стала Лень чуть шевелить себя, далеконько сшевелилась.

Отеть говорит:

Лень, как тебе себя шевелить-то не лень?

Так Отеть голодом да огнем себя извела.

Стали люди учиться, хоть и с леностью, а учиться. Стали работать уметь, хоть и с ленью, а работать. Меньше стали драку заводить из-за каждого куска, лоскутка.

А как лень изживем — счастливо заживем.

(В пересказе С. Писахова

Вот такая сказка. Но начнет иной человек ее читать и заду­мается: «Что такое лень — это я знаю. Даже, пожалуй, слишком хорошо знаю. А вот отеть — такое слово впервые слышу».

Вопрос, верно? А между тем старые люди помнят еще времена, когда слово это жило в народе. И обозначало именно высшую сте­пень лени. Самый отчаянный лентяй так и назывался — отетник.

Про него говорили: «Экая отеть шатается, дармоед этакой!»

Или о себе: «Такая отеть берет, что прямо не глядел бы на ра­боту».

Теперь мы знаем, что такое и лень, и отеть. Но мы и знаем так­же, что обе они сидят внутри нас и от нас самих зависит, продол­жать лениться дальше или перебороть себя и начать что-то делать.

А как представить себе, что Лень с Отетью лежат под яблоней, раскрыв рты, и ждут, когда им сверху упадет спелое, вкусное яб­лочко? Как они должны выглядеть? На кого походить? И, может быть, они действительно существуют в жизни?

Конечно же нет. И лень, и отеть надо человеку искать в себе. В сказке они живут как образы; ведь только подумаешь об этих неряшливых, опустившихся созданиях, и сразу пробуждается от­вращение к ним.

Физкультминутка

В темном лесе есть избушка,

Стоит задом наперед.

В той избушке есть старушка,

Бабушка-яга живет.

Нос крючком, глаза большие,

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая!

Дыбом волосы стоят!

Продолжение работы по теме урока

Рассмотрите иллюстрацию к сказке на с. 80. Подумайте и ска­жите, о чем может быть эта сказка. Какое отношение к ней могут иметь белка, пчелка, черепаха и паук? (Ответы детей.)