ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 255
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(По первым словам «жили-были».)
Прочитаем сказку.
Что приключилось с лягушками?
Как они попали в горшок со сметаной?
Сравните, как вела себя каждая лягушка.
Какая из них вам больше понравилась? Почему?
Рефлексия
Теперь предлагаю вам вспомнить, что вы узнали на уроке.
Что у вас получалось, а что нет? Подумайте, почему.
Подведение итогов урока
Как называются произведения, которые мы читали на уроке?
Что у них общего, а в чем различия?
Подведем итог нашей работе. Прочитайте в учебнике на с. 74, что говорит нам профессор Самоваров.
Что такое народная сказка?
Как называют животных в сказках? (Их называют героями или персонажами.)
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение (с. 75 учебника).
Урок 1 3. И. Гамазкова «Живая азбука». Татарские народные сказки «Три дочери»,
«Два лентяя»
Цели: познакомить с произведением И. Гамазковой «Живая азбука», с татарскими народными сказками «Три дочери» и «Два лентяя»; обучать правильному, выразительному чтению целыми словами; учить анализировать произведения; развивать творческие способности, речь, память, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения, сравнивать сказки разных народов.
Оборудование: книги по теме урока, текст речевой разминки.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Прочитайте выразительно стихотворение Е. Благининой (с. 75).
Прочитайте вопросы-шутки. Смогли ли вы на них ответить? (Дети объясняют выражения, отвечают на вопросы.)
Помогу, помогу, а пришло время — не могу.
Какая птица из сорока букв? {Сорока.)
От чего гусь плавает? (От берега.)
Каким гребешком никто не причесывается? (Петушиным.)
Речевая разминка
Прочитайте отрывок из «Азбуки-сказки», которую написала
Ирина Турина.
Буква Л жила в Арбузе,
В полосатом толстом пузе.
Раз пришел к ней Абрикос,
Сладкий Ананас принес.
Мимо Аист пролетал,
Букву А он увидал И решил себе забрать.
Абрикос давай кричать:
А-а-а, украли, помогите,
Букву А в Букварь верните!
Прочитайте стихотворение шепотом.
Прочитайте, постепенно увеличивая силу голоса.
Прочитайте с ускорением.
Прочитайте с замедлением.
Прочитайте выразительно.
Актуализация знаний. Постановка целей урока
Какой вы представляете букву А?
В каком домике могут жить другие буквы? Пофантазируйте.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями раздела «Жили-были».
Работа по теме урока
Откройте учебник на с. 77. Прочитайте, кто автор произведения, с которым нам предстоит сейчас познакомиться.
(И. Гамазкова.)
Что вы знаете о ней?
Материал для учителя
Инна Липовна Гамазкова (р. 1945) — один из популярных авторов наших детских журналов. Ее короткие занимательные стихи привлекают внимание неожиданными ритмами и образами. Если собрать все эти стихи вместе, получится целая коллекция, в которую войдут загадки и считалки, дразнилки и частушки, ворожилки и песенки. А слово «коллекция» здесь не случайно — все эти стихи похожи на остановленные мгновения детской жизни, пойманные мягкой, доброжелательной ладонью: теперь их можно пристально разглядывать, как жуков или бабочек.
Удивительное дело, но по своей первой профессии Инна Гамазкова как раз и была энтомологом, изучала насекомых, преподавала биологию и даже получила почетный диплом изобретателя. А в 1990-е гг. у нее стали выходить книжки для самых маленьких: «Это я говорю», «Азбука в загадках», «Кто летает», «У кого какие мамы». Последние годы Инна Гамазкова работает редактором в детском журнале «Жили-были».
Прочитайте название стихотворение самостоятельно. Вставьте пропущенные слова. Если затрудняетесь, поработайте в парах.
Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Какие чувства вы испытывали во время чтения?
Что помогло нам найти правильный ответ?
Перечитайте стихотворение. Найдите в нем созвучные окончания.
Прочитайте еще раз название стихотворения. Почему автор назвал азбуку живой?
Знаете ли вы сказки? Проверим. Узнать их вам поможет лабиринт в учебнике на с. 79. Назовите сказки на каждой дорожке.
Доскажите слова и узнаете, о каких сказках идет речь в стихах и загадках авторов Владимира Степанова, Ирины Батый.
Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он... (катился).
Был он весел, был он смел,
И в пуги он песню... (пел),
Съесть хотел его зайчишка.
Серый волк и бурый... (мишка).
А когда малыш в лесу Встретил рыжую... (лису),
От нее уйти не смог.
Что за сказка?
... («Колобок»),
С кем Мороз играет в прятки,
В белой шубке, в белой шапке?
Знают все его дочурку,
И зовут ее... (Снегурка).
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их - и до чего же Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросенка.)
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя.)
Как-то раз в лесу густом Вырос домик под... (кустом).
Рада мышка-поскребушка И зеленая... (лягушка).
Рад и побегайчик,
Длинноухий... (зайчик).
Дзинь-ля-ля — поет синичка!
Это сказка... («Рукавичка»).
Маша в коробе сидит,
Далеко она... (глядит).
Кто несет ее? — ответь, —
Быстрыми шагами?
А несет ее... (медведь)
Вместе с... (пирогами).
Путь не близкий,
Дальний путь.
Хочет Миша... (отдохнуть).
На пенек присесть И румяный пирожок По дороге... (съесть).
Провела его малышка,
Будет он умнее впредь.
Вот у нас какая книжка - Это... («Маша и медведь»).
Прочитайте название сказки в учебнике на с. 83. Какие ассоциации у вас возникли? О чем вы подумали?
Чья эта сказка? (Татарского народа.)
Прочитаем ее и узнаем, о чем в ней говорится.
(Читают хорошо читающие ученики или учитель.)
Куда пошли лентяи?
Что они увидели?
Прочитайте те строчки, в которых говорится о том, как они хотели поесть яблок. (Выборочное чтение.)
Почему же ребята остались голодными?
Понравились вам ребята? Почему?
Можете ли вы вспомнить другие сказки, в которых осуждается лень?
Послушайте русскую народную сказку «Лень да Отеть». Сравните ее с той, которую только что прочитали.
Лень да Отеть
Жили-были Лень да Отеть.
Про Лень все знают: кто от других слыхал, кто встречался, кто знается и дружбу ведет. Лень — она прилипчива: в ногах путается, руки связывает, а если голову обхватит — спать повалит.
Отеть Лени ленивее была.
День был легкий, солнышко пригревало, ветерком обдувало. Лежали под яблоней Лень да Отеть. Яблоки спелые, румянятся и над самыми головами висят.
Лень и говорит:
Кабы яблоко упало да мне в рот, я бы съела.
Отеть говорит:
Лень, как тебе говорить-то не лень?
Упали яблоки Лени и Отети в рот. Лень стала зубами двигать тихо, с передышкой, а съела-таки яблоко.
Отеть говорит:
Лень, как тебе зубами-то двигать не лень?
Надвинулась темная туча, молния ударила в яблоню. Загорелась яблоня большим огнем. Жарко стало.
Лень и говорит:
Отеть, сшевелимся от огня; как жар не будет доставать, будет только тепло доходить, мы и остановимся.
Стала Лень чуть шевелить себя, далеконько сшевелилась.
Отеть говорит:
Лень, как тебе себя шевелить-то не лень?
Так Отеть голодом да огнем себя извела.
Стали люди учиться, хоть и с леностью, а учиться. Стали работать уметь, хоть и с ленью, а работать. Меньше стали драку заводить из-за каждого куска, лоскутка.
А как лень изживем — счастливо заживем.
(В пересказе С. Писахова
Вот такая сказка. Но начнет иной человек ее читать и задумается: «Что такое лень — это я знаю. Даже, пожалуй, слишком хорошо знаю. А вот отеть — такое слово впервые слышу».
Вопрос, верно? А между тем старые люди помнят еще времена, когда слово это жило в народе. И обозначало именно высшую степень лени. Самый отчаянный лентяй так и назывался — отетник.
Про него говорили: «Экая отеть шатается, дармоед этакой!»
Или о себе: «Такая отеть берет, что прямо не глядел бы на работу».
Теперь мы знаем, что такое и лень, и отеть. Но мы и знаем также, что обе они сидят внутри нас и от нас самих зависит, продолжать лениться дальше или перебороть себя и начать что-то делать.
А как представить себе, что Лень с Отетью лежат под яблоней, раскрыв рты, и ждут, когда им сверху упадет спелое, вкусное яблочко? Как они должны выглядеть? На кого походить? И, может быть, они действительно существуют в жизни?
Конечно же нет. И лень, и отеть надо человеку искать в себе. В сказке они живут как образы; ведь только подумаешь об этих неряшливых, опустившихся созданиях, и сразу пробуждается отвращение к ним.
Физкультминутка
В темном лесе есть избушка,
Стоит задом наперед.
В той избушке есть старушка,
Бабушка-яга живет.
Нос крючком, глаза большие,
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая!
Дыбом волосы стоят!
Продолжение работы по теме урока
Рассмотрите иллюстрацию к сказке на с. 80. Подумайте и скажите, о чем может быть эта сказка. Какое отношение к ней могут иметь белка, пчелка, черепаха и паук? (Ответы детей.)
Прочитаем сказку.
Что приключилось с лягушками?
Как они попали в горшок со сметаной?
Сравните, как вела себя каждая лягушка.
Какая из них вам больше понравилась? Почему?
Рефлексия
Теперь предлагаю вам вспомнить, что вы узнали на уроке.
Что у вас получалось, а что нет? Подумайте, почему.
Подведение итогов урока
Как называются произведения, которые мы читали на уроке?
Что у них общего, а в чем различия?
Подведем итог нашей работе. Прочитайте в учебнике на с. 74, что говорит нам профессор Самоваров.
Что такое народная сказка?
Как называют животных в сказках? (Их называют героями или персонажами.)
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение (с. 75 учебника).
Урок 1 3. И. Гамазкова «Живая азбука». Татарские народные сказки «Три дочери»,
«Два лентяя»
Цели: познакомить с произведением И. Гамазковой «Живая азбука», с татарскими народными сказками «Три дочери» и «Два лентяя»; обучать правильному, выразительному чтению целыми словами; учить анализировать произведения; развивать творческие способности, речь, память, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения, сравнивать сказки разных народов.
Оборудование: книги по теме урока, текст речевой разминки.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Прочитайте выразительно стихотворение Е. Благининой (с. 75).
Прочитайте вопросы-шутки. Смогли ли вы на них ответить? (Дети объясняют выражения, отвечают на вопросы.)
Помогу, помогу, а пришло время — не могу.
Какая птица из сорока букв? {Сорока.)
От чего гусь плавает? (От берега.)
Каким гребешком никто не причесывается? (Петушиным.)
Речевая разминка
Прочитайте отрывок из «Азбуки-сказки», которую написала
Ирина Турина.
Буква Л жила в Арбузе,
В полосатом толстом пузе.
Раз пришел к ней Абрикос,
Сладкий Ананас принес.
Мимо Аист пролетал,
Букву А он увидал И решил себе забрать.
Абрикос давай кричать:
А-а-а, украли, помогите,
Букву А в Букварь верните!
Прочитайте стихотворение шепотом.
Прочитайте, постепенно увеличивая силу голоса.
Прочитайте с ускорением.
Прочитайте с замедлением.
Прочитайте выразительно.
Актуализация знаний. Постановка целей урока
Какой вы представляете букву А?
В каком домике могут жить другие буквы? Пофантазируйте.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями раздела «Жили-были».
Работа по теме урока
Откройте учебник на с. 77. Прочитайте, кто автор произведения, с которым нам предстоит сейчас познакомиться.
(И. Гамазкова.)
Что вы знаете о ней?
Материал для учителя
Инна Липовна Гамазкова (р. 1945) — один из популярных авторов наших детских журналов. Ее короткие занимательные стихи привлекают внимание неожиданными ритмами и образами. Если собрать все эти стихи вместе, получится целая коллекция, в которую войдут загадки и считалки, дразнилки и частушки, ворожилки и песенки. А слово «коллекция» здесь не случайно — все эти стихи похожи на остановленные мгновения детской жизни, пойманные мягкой, доброжелательной ладонью: теперь их можно пристально разглядывать, как жуков или бабочек.
Удивительное дело, но по своей первой профессии Инна Гамазкова как раз и была энтомологом, изучала насекомых, преподавала биологию и даже получила почетный диплом изобретателя. А в 1990-е гг. у нее стали выходить книжки для самых маленьких: «Это я говорю», «Азбука в загадках», «Кто летает», «У кого какие мамы». Последние годы Инна Гамазкова работает редактором в детском журнале «Жили-были».
Прочитайте название стихотворение самостоятельно. Вставьте пропущенные слова. Если затрудняетесь, поработайте в парах.
Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Какие чувства вы испытывали во время чтения?
Что помогло нам найти правильный ответ?
Перечитайте стихотворение. Найдите в нем созвучные окончания.
Прочитайте еще раз название стихотворения. Почему автор назвал азбуку живой?
Знаете ли вы сказки? Проверим. Узнать их вам поможет лабиринт в учебнике на с. 79. Назовите сказки на каждой дорожке.
Доскажите слова и узнаете, о каких сказках идет речь в стихах и загадках авторов Владимира Степанова, Ирины Батый.
Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он... (катился).
Был он весел, был он смел,
И в пуги он песню... (пел),
Съесть хотел его зайчишка.
Серый волк и бурый... (мишка).
А когда малыш в лесу Встретил рыжую... (лису),
От нее уйти не смог.
Что за сказка?
... («Колобок»),
С кем Мороз играет в прятки,
В белой шубке, в белой шапке?
Знают все его дочурку,
И зовут ее... (Снегурка).
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их - и до чего же Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросенка.)
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя.)
Как-то раз в лесу густом Вырос домик под... (кустом).
Рада мышка-поскребушка И зеленая... (лягушка).
Рад и побегайчик,
Длинноухий... (зайчик).
Дзинь-ля-ля — поет синичка!
Это сказка... («Рукавичка»).
Маша в коробе сидит,
Далеко она... (глядит).
Кто несет ее? — ответь, —
Быстрыми шагами?
А несет ее... (медведь)
Вместе с... (пирогами).
Путь не близкий,
Дальний путь.
Хочет Миша... (отдохнуть).
На пенек присесть И румяный пирожок По дороге... (съесть).
Провела его малышка,
Будет он умнее впредь.
Вот у нас какая книжка - Это... («Маша и медведь»).
Прочитайте название сказки в учебнике на с. 83. Какие ассоциации у вас возникли? О чем вы подумали?
Чья эта сказка? (Татарского народа.)
Прочитаем ее и узнаем, о чем в ней говорится.
(Читают хорошо читающие ученики или учитель.)
Куда пошли лентяи?
Что они увидели?
Прочитайте те строчки, в которых говорится о том, как они хотели поесть яблок. (Выборочное чтение.)
Почему же ребята остались голодными?
Понравились вам ребята? Почему?
Можете ли вы вспомнить другие сказки, в которых осуждается лень?
Послушайте русскую народную сказку «Лень да Отеть». Сравните ее с той, которую только что прочитали.
Лень да Отеть
Жили-были Лень да Отеть.
Про Лень все знают: кто от других слыхал, кто встречался, кто знается и дружбу ведет. Лень — она прилипчива: в ногах путается, руки связывает, а если голову обхватит — спать повалит.
Отеть Лени ленивее была.
День был легкий, солнышко пригревало, ветерком обдувало. Лежали под яблоней Лень да Отеть. Яблоки спелые, румянятся и над самыми головами висят.
Лень и говорит:
Кабы яблоко упало да мне в рот, я бы съела.
Отеть говорит:
Лень, как тебе говорить-то не лень?
Упали яблоки Лени и Отети в рот. Лень стала зубами двигать тихо, с передышкой, а съела-таки яблоко.
Отеть говорит:
Лень, как тебе зубами-то двигать не лень?
Надвинулась темная туча, молния ударила в яблоню. Загорелась яблоня большим огнем. Жарко стало.
Лень и говорит:
Отеть, сшевелимся от огня; как жар не будет доставать, будет только тепло доходить, мы и остановимся.
Стала Лень чуть шевелить себя, далеконько сшевелилась.
Отеть говорит:
Лень, как тебе себя шевелить-то не лень?
Так Отеть голодом да огнем себя извела.
Стали люди учиться, хоть и с леностью, а учиться. Стали работать уметь, хоть и с ленью, а работать. Меньше стали драку заводить из-за каждого куска, лоскутка.
А как лень изживем — счастливо заживем.
(В пересказе С. Писахова
Вот такая сказка. Но начнет иной человек ее читать и задумается: «Что такое лень — это я знаю. Даже, пожалуй, слишком хорошо знаю. А вот отеть — такое слово впервые слышу».
Вопрос, верно? А между тем старые люди помнят еще времена, когда слово это жило в народе. И обозначало именно высшую степень лени. Самый отчаянный лентяй так и назывался — отетник.
Про него говорили: «Экая отеть шатается, дармоед этакой!»
Или о себе: «Такая отеть берет, что прямо не глядел бы на работу».
Теперь мы знаем, что такое и лень, и отеть. Но мы и знаем также, что обе они сидят внутри нас и от нас самих зависит, продолжать лениться дальше или перебороть себя и начать что-то делать.
А как представить себе, что Лень с Отетью лежат под яблоней, раскрыв рты, и ждут, когда им сверху упадет спелое, вкусное яблочко? Как они должны выглядеть? На кого походить? И, может быть, они действительно существуют в жизни?
Конечно же нет. И лень, и отеть надо человеку искать в себе. В сказке они живут как образы; ведь только подумаешь об этих неряшливых, опустившихся созданиях, и сразу пробуждается отвращение к ним.
Физкультминутка
В темном лесе есть избушка,
Стоит задом наперед.
В той избушке есть старушка,
Бабушка-яга живет.
Нос крючком, глаза большие,
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая!
Дыбом волосы стоят!
Продолжение работы по теме урока
Рассмотрите иллюстрацию к сказке на с. 80. Подумайте и скажите, о чем может быть эта сказка. Какое отношение к ней могут иметь белка, пчелка, черепаха и паук? (Ответы детей.)