Файл: Курсовая работа по оп. 05 Дополнительное образование детей история и современность.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 735

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В качестве регулятора равноправных, свободных, творческих взаимоотношений и взаимодействий, построенных на взаимных партнерских обязательствах, договор позволяет перейти:

от взаимной отчужденности - к взаимному интересу;

от закрытости - к открытости;

от агрессии - к согласию;

от узурпированности власти - к разделенной ответственности;

от разобщенности - к общности и взаимодействию;

от подавления частных интересов - к их равноправию.

Договор - это соглашение о взаимных обязательствах, принимаемых равноправными партнерами (субъектами) - участниками одного дела. Однако равноправие между взрослым и ребенком - это отношения не между одинаковыми деятелями, а принцип ненасилия, устанавливающийся между разными инстанциями. Равноправие воспитателя и ребенка, как писал теоретик и пропагандист свободного воспитания К.Н. Венцель, есть подчинение одного, уравновешенное подчинением другого, а связь между ними принимает форму соединения на разных началах. Чем меньше ребенок, тем больше должна быть инициатива педагога в утверждении таких истинно педагогических отношений.

Кроме того, педагог должен уметь противодействовать педагогическими средствами детскому диктаторскому «хочу», противостоять тем действиям своего подопечного воспитанника, которые нарушают равноправие и добровольность других, их право на свободный выбор. Педагог должен выступать не только как защитник прав другого, но и как необходимый (а значит - справедливый!) ограничитель того зла, которое ребенок может причинить себе, будучи не в силах справиться с ситуацией в рамках равноправия с другими. Педагог своим поведением демонстрирует ребенку возможность строить живые, открытые, уважительные отношения в любой, даже конфликтной ситуации. Стремление к компромиссу - наглядный пример того, как можно сохранить общность даже в ситуации разногласия. Однако более эффективным оказываются такие педагогические действия, которые опережают саму возможность развития конфликта.

Ребенок может выступать субъектом в отношениях равноправия и свободы только если он обладает определенными качественными характеристиками личности. К таковым прежде всего относятся: способность определять цель деятельности и достигать ее, принимать решение и брать на себя ответственность за него, самостоятельно выстраивать отношения взаимодействия с другими на основе определенных нравственных норм. Если мы говорим, что человек (взрослый или ребенок) является субъектом деятельности, то имеем в виду наличие у него:


развитого сознания, способного к самостоятельному выбору;

воли как механизма удержания концентрации внимания и усилий, направленных на практическую деятельность по осуществлению выбора;

умения проектировать свою деятельность.

Известно, что эти качества рождаются, утверждаются, развиваются в каждом человеке не столько под воздействием социально-организованного обучения (формально организованного, стандартизированного), сколько - в процессе его активного личностного самодвижения и самоопределения.

Личностью не рождаются - ею становятся. Освоение качеств субъекта происходит у всех людей неодинаково - в разной индивидуальной динамике и глубине. Но главное, что этот процесс обретения субъектных качеств для человека всегда есть процесс разрешения проблем (трудностей, преград), которые требуют от него самостоятельности в выборе собственного смысла жизни и своего «Я», осознанности своей силы и слабости по отношению к другим (индивидуализации) одновременно с обязательным освоением должного, общего, нормативного (социализации), освоения навыков совместной жизнедеятельности, общения, нравственного поведения. Одним из педагогических средств развития у ребенка качеств субъекта собственной жизнедеятельности в учреждениях дополнительного образования детей и является договор.

Договор - процесс взаимодействия педагога и детей, направленный на организацию совместной деятельности и основанный на взаимном уважении, взаимной ответственности и содействии друг другу в реализации совместно принятых ценностей и норм.

2.3 Из опыта работы педагога дополнительного образования детей

Формирование и совершенствование педагогического мастерства педагога.

Творчество может проявляться на различных этапах развития педагогической деятельности. Особый интерес представляет функционально-деятельностный подход к вопросам профессионализма и мастерства, разработанный Н.В.Кузьминой. Исходя из полифункциональности (гностическая, конструктивная, организаторская, коммуникативная функции), исследователь выделяет и разрабатывает признаки профессионализма в основных областях педагогической деятельности. К важнейшим функциям педагога Н.В.Кузьмина относит превращение объекта воспитания, учащегося, в субъект самовоспитания, самообразования, саморазвития. При этом профессионализм при ее реализации исследователь видит в умении учителя анализировать основные компоненты своей деятельности.

Разводя понятия профессионализм и мастерство, Н.В.Кузьмина относит мастерство не к отдельному (пусть и совершенному) умению, а к некоторой совокупности умений, которые делают сам процесс деятельности качественно своеобразным, индивидуализируют его. Высшим же проявлением педагогического

творчества автор называет педагогическое искусство, новаторство, подвижничество. По мнению другого исследователя, А.В.Барабанщикова, педагогическое мастерство — это синтез развитого психолого-педагогического мышления, системы педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, которые в сочетании с высокоразвитыми качествами личности педагога позволяют ему успешно решать учебно-воспитательные задачи. Структура педагогического мастерства сложна, многогранна и определяется содержанием педагогической деятельности, характером профессионально-творческих задач.

Центральным компонентом педагогического мастерства, согласно этому подходу, считается развитое психолого-педагогическое мышление, обусловливающее творчество в педагогической деятельности. Мышление мастера педагогического труда характеризуется самостоятельностью, гибкостью и быстротой. Оно опирается на развитую педагогическую наблюдательность и творческое воображение, являющиеся важнейшей основой предвидения, без которого невозможно педагогическое искусство. Таким образом, и здесь главным в педагогическом мастерстве признается творчество. Чаще всего творчество проявляется в способности с максимальной эффективностью, каждый раз по-новому и обоснованно применять в образовательном процессе различные методы и формы воспитания и обучения, профессиональные знания и личностные качества. Вместе с тем оно выражается и в создании педагогических идей, способов учебно-воспитательной деятельности, и в умении решать нетиповые задачи. Как правило, мастерство связывают с большим опытом работника, в совершенстве овладевшего своей профессией.

Из опыта работы Сергеевой Надежды Михайловны педагога дополнительного образования Дворца детского (юношеского) творчества Омской области с. Колосовка.

«Воспитание добрых чувств»

Сегодня, в условиях ужесточившейся жизни, проникновения коммерциализации в духовную сферу, размывания нравственных критериев, в воспитании ребенка важно опираться на нравственные основы жизни. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям
, учить их правилам общения и умению жить среди людей – эти задачи ставит перед собой каждый педагог.

Добиться положительных результатов в воспитании ребёнка можно только при условии, что работа ведется с раннего возраста, систематически и целенаправленно, с использованием различных форм, средств и методов воспитательного воздействия и в сотрудничестве с родителями. Ведь не каждая семейная атмосфера располагает к воспитанию очень важного, всеопределяющего человеческого качества как доброта. Нередкий факт поведения современных детей – равнодушие, а порой черствое и жестокое отношение к окружающему миру. Поэтому, посеянное доброе зерно, которое в последствии даст плодородные всходы, составит основу нравственной личности. Ведь добрый человек не может быть завистливым, грубым, хамом. Он всегда любящий, щедрый, заботливый, порядочный, храбрый, самоотверженный…


В общем, чувство доброты есть корень всех благородных качеств.

Нет необходимости убеждать в важности поставленной проблемы: всем понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явление в окружающем мире. Но надо помнить и о том, что понятие добра очень ёмкое. Каким мы представляем себе доброго человека–любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать, сорадоваться. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки.

Сказка – есть форма выражения народной мудрости, к которой может прикоснуться детское сознание. Из них ребенок черпает множество познаний: представление о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказка помогает разобраться в таких понятиях, как добро и зло, дружба и предательство, искренность и лесть и т. д.

Сказка – это своеобразная модель человеческих взаимоотношений в обществе. Своеобразие решения проблемы воспитания добрых чувств состоит в том, что сказка подается детям нетрадиционно, то есть педагог обращает внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно на то, что учит детей сравнивать и сопоставлять (добрый – злой, щедрый – жадный); формирует привычку доказывать («за» или «против»); ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя (возможность выбора собственной позиции); обеспечивает более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев (инсценировка, театрализация сказки).

В процессе воспитания добрых чувств педагог использует следующие творческие методы работы со сказкой:

коллаж из сказок;

перевирание сказок;

сказка, но по-новому;

сказки с новым окончанием;

по следам к сказке;

сказки про самого себя;

цветные сказки.

Каждое занятие начинается с эмоционального настроя, позволяющего педагогу, с одной стороны увидеть эмоциональную настроенность детей, а с другой – проявляя к ним искреннюю доброжелательность и отзывчивость, сориентировать их на самих на доброжелательное отношение к окружающим, сформировать тем самым эмоционально – положительную основу занятия.

Для поддержания высокого эмоционального настроя детей во время занятия используются разнообразные организационные и методические приемы:

занятия проводятся в интересной