ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 435
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Преступники с агрессивной направленностью – лица с крайне пренебрежительным отношением к жизни, здоровью и личному достоинству других людей. В этой группе выделяются следующие четыре подгруппы:
а) хулиганы;
б) лица, причиняющие ущерб чести и достоинству личности путем оскорбления и клеветы;
в) лица, совершающие агрессивно-насильственные действия против личности (убийства, изнасилования, причинения вреда здоровью).
По психорегуляционному основанию выделяется:
– лица, допускающие преступную халатность, бездействие;
– лица, совершающие преступления в результате самонадеянности;
– лица, совершающие преступление в результате сильного душевного волнения (аффекта) и в ответ на неправомерные действия потерпевших;
– лица, совершающие преступления в силу различных психозов (алкоголь);
– лица, совершающие преступления в силу ситуативной дезадаптации.
Классификация личности преступника может быть произведена по уровню правосознания личности, критерию готовности индивида к совершению деяния:
-
Тип личности, совершающий вынужденные преступные деяния, жертва жизненных обстоятельств, социальных условий, при которых невозможно удовлетворить свои насущные потребности правомерными способами. -
Тип личности, совершающий преступления под влиянием ситуативного соблазна, когда преступный результат, может быть, достигнут без каких-либо негативных последствий для преступника. -
Тип личности, для которой совершение преступного деяния всегда предпочтительнее, чем правопослущшное поведение (например, вор в законе). -
Тип личности, у которого сформировался устойчивый криминальный образ жизнедеятельности (профессиональный преступник). -
Импульсивные правонарушители, для которых отдельные жизненные обстоятельства являются побудителями спонтанного неправомерного поведения. -
Маниакальный тип преступника – это лицо с устойчивыми, патологическими аморальными побуждениями, социально опасными стремлениями и влечениями; во многих случаях они отягощены алкоголизмом и наркотической зависимостью.
Практическое значение типологии и классификации заключается в том, что к преступникам разных категорий не может быть применено одинаковое профилактическое воздействие, а необходима их (мер) индивидуализация.
4. Сферы формирования личности преступника
На конкретную личность воздействуют и проявляются в конечном итоге в причинах (условиях) индивидуального преступного поведения факторы социальной среды как на макро -, так и на микроуровнях, тем более что различия между ними относительны: то, что для одного индивида составляет круг его постоянного и непосредственного общения (микросреда), для другого – есть обстоятельства макросреды.
Основной составляющей микросреды, наиболее активно влияющей на формирование личности, является:
-
Семья – связь недостатков семейного воспитания и правонарушающего поведения не только несовершеннолетних, но и взрослых лиц (т.е. на этапах более отдаленных от детского и юношеского возраста) прослеживается и в многочисленных исследованиях, и в правоохранительной практике:
– семьи с низким материальным достатком, которые не в состоянии обеспечить надлежащий уровень образования детей, организовать полноценный досуг, проявлять постоянную и необходимую заботу об их физическом и нравственном здоровье;
– семьи с одним родителям, в которых несовершеннолетние члены семьи предоставлены сами себе: побеги из дома, совершение правонарушений и пр.;
– семьи, в которых имеются недостатки в воспитательном процессе: балование детей и потакание их капризам, потворство отрицательным чертам, неумеренное удовлетворение материальных потребностей и т.д.;
– семьи, в которых культивируются антиобщественные нравы и привычки в форме соответствующих нравственных оценок, высказываний, симпатий и антипатий и пр.;
– семьи с сильным «криминогенным прессом» в виде алкоголизма, наркомании, бытового воровства, драк, скандалов, развратного поведения родителей;
– семьи, в которых родители или родственники вовлекают других членов семьи в антиобщественную или преступную деятельность: пьянство, попрошайничество, проституцию, наркоманию, хищения (например, кражи) и т.д.
2. Влияние ближайшего бытового окружения: друзья, знакомые, соседи и компании, с которыми субъект контактирует постоянно и непосредственно.
3. Общественное воспитание – это целенаправленное формирующее воздействие на личность вне семейной среды: в дошкольных учреждениях, школах, детских домах, интернатах, училищах, секциях и кружках и др.
К криминологически значимым недостаткам общественных воспитательных институтов исследователи относят следующие:
– недостаточное знание индивидуальных особенностей личности и неполный их учет в процессе педагогического воздействия;
– педагогические ошибки в выборе форм и методов воспитания и отсутствие индивидуального подхода в воспитании;
– неблагоприятные отношения трудных детей и подростков со сверстниками и недостатки оказания помощи в их нормализации;
– незнание источников отрицательного влияния на воспитуемых и отсутствие полной информации о правонарушающем поведении;
– подмена воспитательного воздействия «голым» администрированием.
4. Недостатки в организации досуговой сферы, связанной с местами отдыха, возможностью участия в секциях, кружках, посещением культурно- массовых мероприятий и т.д.
К другим сферам неблагоприятного формирования личности относятся:
– криминогенная роль средств массовой информации: пропаганда культа насилия, аморализма, иных социальных девиаций;
– разрушение идеалов, традиционализма в семье быту и других сферах нравственного формирования личности;
– неблагоприятное воздействие на личность со стороны криминальной среды, негативное влияние криминальной субкультуры.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что отрицательные особенности личности, сложившиеся под воздействием неблагоприятных условий ее формирования, приводят к совершению преступления, т.е. создают и обусловливают в той или иной мере криминогенную ситуацию.
5. Особенности криминальной субкультуры
Культура – это сложное и многоплановое явление, которое отнюдь не сводится только к этике поведения, искусству или гуманитарным знаниям. Созданная человеком и потому неприродная, она включает в себя и отношение к природе (культура экологическая), и отношение к себе самому как к природному телу (культура физическая) и отношение к себе же, но как к явлению социальному (культура экономическая и политическая).
Субкультура правонарушителей занимает самостоятельное место в культуре общества. Она имеет антиобщественную сущность, так как ее возникновение и существование непосредственно связанное с противоправной деятельностью.
Субкультура правонарушителей выражается в следующем:
– является накопителем и проводником криминального опыта предшествующих поколения правонарушителей;
– выступает в качестве средства активной переработки, отбора именно той информации, которая необходима криминальной среде для формирования личности правонарушителя;
– позволяет преступности сохранить такие качества как антиобщественность, аморализм, паразитизм, без которых она существовать не может.
Необходимо отметить то, что:
– в первичной преступности субкультура выполняет функцию вовлечения нового поколения в преступную деятельность;
– в рецидивной закрепляет антиобщественные установки своих приверженцев, формируют микросреду, в которой не только реализуются их потребности в общении с подобными лицами, но и вынуждает их следовать определенному антиобщественному образу жизни.
Метод пропаганды криминальной субкультуры включает в себя несколько компонентов:
во-первых, это формирование привлекательного образа преступного мира;
во-вторых, информационное и морально-психологическое обеспечение
отдельных видов и направлений преступной деятельности;
в-третьих, создание положительного образа представителей преступных структур и коррумпированных представителей власти;
в-четвёртых, распространение преступной идеологии. Эта форма имеет определённую специфику, так как, в основном, интерес к ней проявляют молодёжь и подростки.
Через пропаганду преступной субкультуры происходит усиление самой криминальной среды за счет:
а) культивирования криминальных обычаев; б) привлечения новых членов;
в) оправдания совершения преступлений;
г) создания иллюзии безнаказанности за совершение преступления.
Жаргон, клички и татуировки является обязательным атрибутом криминальной субкультуры.
Язык преступников как социальной группы принято называть уголовным жаргоном. Уголовный жаргон является особой словесной системой, базирующейся на фонетике и грамматике общенационального языка и имеющей существенные диалектные и социально-групповые различия.
Можно выделить три разновидности: жаргон профессиональных преступников, представителей организованной преступности, наркоманов. Особой интегративной формой уголовного жаргона выступает тюремный жаргон, образованный слиянием субкультур в специфических условиях социальной изоляции.
В местах лишения свободы под кличкой следует понимать прозвище, заменяющее имя, присвоенное за физические либо психологические особенности личности, совершенные поступки или являющееся производным от имени, фамилии или отчества, отражающее в ряде случаев неформальный статус личности в субкультуре.
В кличках отражены:
– характерологические особенности и особенности поведения;
– физические или психические особенности;
– трансформированные фамилии и имена;
– статус в социуме (преступной группе, банде);
– специфика преступной деятельности и места совершения преступлений;
– социально-региональное происхождение, национальность;
– прежняя допреступная деятельность.
В зависимости от статуса лица клички делятся на: а) элитные клички; б) престижные клички; в) нейтральные клички; г) клички-оскорбления; д) позорные клички.
Татуировки – наколотые на теле различного рода рисунки, тексты, символические элементы, памятные даты и узоры.
Современная татуировка в местах лишения свободы характеризуется следующими признаками:
– пенитенциарные учреждения продолжают оставаться самой благоприятной средой для уголовной татуировки;
– осужденные терпимо относятся к любой татуировке;
– субкультурная группа и типологизация по виду преступности не выступают условиями наличия или отсутствия татуировок;
– уголовная татуировка не отражает внутригрупповой иерархии;
– к осужденным за татуировки, не соответствующие их статусу в тюремной субкультуре, не применяется насилие;
– татуировки насильно не наносятся, и обладание ими не выступает в качестве категорического императива;
– анатомическая локализация уголовной татуировки отличается разнообразием, но существуют популярные и непопулярные анатомические области, используемые в качестве места для татуировки.
Меры воздействия на криминальную субкультуру:
– накопление навыков самостоятельного оперирования правовыми понятиями и категориями;
– определение социально-общественной позиции;
– передача достижений и ценностей правовой культуры от одного поколения другому;
– развитие юридического мировоззрения;
– выработка способности адекватно определять основные задачи и ценности права;
– определение правомерного действия сторон в конкретных условиях, проектировании и принятии возможных оптимальных вариантов развития событий в юридически значимых ситуациях.
Заключение
В заключение следует отметить, что, используя указанную структуру личности преступника, возможно не только достаточно всесторонне изучить его личность, но и исследовать конкретную группу признаков, выступающую в качестве причины и условия индивидуального преступного поведения.