Файл: Понятие, предмет, методы и система криминологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 429

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Организованная преступность (далее – ОП) – это общественно опасное социальное явление, проявляющее себя в деятельности устойчивых преступных сообществ, обладающих иерархическим организационным построением и сплоченностью, занимающихся совершением преступлений как промыслом, контролирующих источники как противоправных, так и правомерных видов доходов на различных территориях и сферах, характеризующееся тесным смыкание уголовного мира с теневыми экономическими структурами, создающее с помощью коррупции систему защиты от правового контроля.

Организованные преступные группы – устойчивые объединения лиц со специфическими криминальными навыками, связями, опытом, создаваемые для систематического совершения тождественных или однородных преступлений, нередко вводящие в состав иных, более сложных преступных формирований.

Преступные сообщества (организации) – наиболее опасный вид преступных формирований, включающих ряд сплоченных организованных групп или их объединений, характеризующихся многоступенчатой системой управления, высоким уровнем конспирации и защиты от контроля с помощью коррупционных связей.

Признаки организованной преступности:

  1. Повышенная общественная опасность ОП, которая характеризуется определенными формами проявления преступной деятельности и выражается в угрозе, направленной на устои государственной власти и подрыве общественной безопасности.

  2. Устойчивость ОП, которые выражаются в длящемся характере преступной деятельности; ее тщательном планировании и подготовки; участии значительного числа лиц.

  3. Иерархичность ОПФ – заключающаяся в «строгом» распределении ролей и функций между участниками по вертикали и горизонтали, которые реализуются при выполнении конкретных заданий, обязанностей; а также в ролевом «должностном» поведении. Создание такой структуры управления, которая избавляет руководителей от необходимости непосредственной организации или совершения конкретных преступлений;

  4. Значительная пространственная распространенность преступной деятельности ПС выраженная в разделе территории и сфер влияния.

  5. Системность и разнообразие преступной деятельности (отсутствие определенной специализации) при ведущей роли экономических и корыстно-насильственных преступленных посягательств с целью получения прибыли в крупных и особо крупных размерах в кратчайшие сроки.

  6. Легализации (отмывание) материальных средств, полученных преступным путём посредством инвестирования части незаконных доходов в легальные экономические структуры в целях придания «внешней законности» своей преступной деятельности.

  7. Наличие финансовой базы (так называемого «общака» – в виде денежных фондов, банковских счетов, ценных бумаг, недвижимости) для последующей организации и расширения преступной деятельности, сбора информации о наиболее выгодных и относительно безопасных видах преступлений, подкупа должностных лиц.

  8. Смыкание общеуголовной и «теневой» экономической преступности в целях извлечения незаконной прибыли и получением фактической экономической власти в том или ином регионе, сфере производства.

  9. Наличие коррумпированных связей в органах власти и управления, правоохранительных структурах в целях нейтрализации деятельности последних, получения необходимой информации, помощи и защиты. Наличие у ОПГ официального «прикрытия» в виде зарегистрированных совместных предприятий, фирм, ресторанов, банков, различных фондов и т.д.

  10. Вооруженность и наличие современной специальной техники.

  11. Высокая латентность (по мнению экспертов, латентная часть организованной преступности в 6-10 раз превышает зарегистрированную).

  12. Наличие собственной системы «разведки» и «контрразведки» с целью успешного противодействия правоохранительным органам и другим органам власти.

  13. Установление собственных правил поведения в ПС (например, закон молчания), предусматривающих жесткое наказание за их нарушение, способствующее поддержанию дисциплины и беспрекословному подчинению по вертикали.

  14. Формирование преступных организаций по национальному (например, чеченская, азербайджанская, грузинская ОПГ и т.д.) или клановому признаку (например, «Тамбовская», «Малышевская» ОПГ и др.).

  15. Формирование своеобразного резерва организованных преступных структур из числа лиц, отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы и ранее судимых, лиц с девиантным поведением, не имеющих постоянного источника доходов, мигрантов и других.

  16. Рост криминального профессионализма, квалифицированности совершения преступлений ОПФ.

  17. Распространение норм и традиций преступного мира, обучение и подготовка преступных кадров для организованных сообществ. Распространение устрашающих слухов о своем могуществе с целью деморализации свидетелей, потерпевших, сотрудников СМИ, правоохранительных органов и поддержки «преступного духа» рядовых исполнителей.

  18. Масштабность преступной деятельности (включая выход за рубеж, связь с международными преступными организациями).

  19. Использование ОПФ основных государственных и социально- экономических институтов, действующих в стране и мире, в целях создания внешней законности своей преступной деятельности.


2. Виды преступных сообществ и основные направления их деятельности

 

Наиболее характерными криминальными особенностями итенденциями проявления организованной преступности в Россииявляются:

– ОП является одним из основных факторов дестабилизирующих криминогенную обстановку в стране;

– консолидация преступной среды на базе наиболее сильных и многочисленных преступных сообществ;

– ужесточение раздела сфер и методов влияния;

– нелегальный контроль за производственной, банковской деятельностью и сельским хозяйством;

– укрепление финансовой и материально-технической базы ОПГ, расширение арсенала криминальных средств и методов;

– усложнение способов и механизмов получения преступных доходов, а также их легализации;

– расширение масштабов конспирации и изощренности при совершении преступлений, например, убийства маскируются под несчастные случаи, самоубийства, увеличивается число без вести пропавших людей.

– возрастание уголовного влияния на легальную экономику;

– участие лидеров ОПГ в осуществлении публичной власти, как на федеральном уровне, так и местном (муниципальном);

– специализация на «беззаявочных» преступлениях;

– увеличение масштабов подкупа сотрудников правоохранительных органов с целью сокрытия преступлений от учета, различных фальсификаций при расследовании уголовных дел, активное воздействие на прокуратуру, суды, адвокатов;

– существование опасности того, что в условиях продолжающейся нестабильности и острой борьбы за власть к услугам организованной преступности могут прибегнуть политические партии, что неизбежно приведет к кровавым последствиям;

–  использование организованной преступности в преступлениях экстремистской и террористической направленности;

–  усиление «давления» на места лишения свободы

–  рост активности и влияния «этнических» преступных сообществ;

–  расширение ОПФ межрегиональных и международных связей;

–  активное использование в своих интересах средств массовой информации, вплоть до организации пропагандистских кампаний.

Классификация преступных групп (сообществ):

По уровню организации

преступные структуры классифицируются:

–  организованная преступная группа;

–  организованное преступное сообщество (организация).

По   территориальному  масштабу   деятельностиорганизованные преступные структуры подразделяются на:

–  региональные;

–  межрегиональные;

–  действующие в масштабах страны;

–  транснациональные (международные).

В    зависимости   от    направленности   преступнойдеятельности преступные образования распределяются на следующие виды:

–  действующие   на    определенной   территории   и    совершающие общеуголовные преступления;

–  базирующиеся на определенной территории, занимающиеся, кроме общеуголовных, преступлениями в сфере экономики, финансов и т.п.;

–  действующие на объектах транспорта;

– действующие в местах лишения свободы;

– совершающие преступления с использованием межрегиональных (окружных) связей;

–  имеющие международные связи и действующие на территории, как России, так и других государств;

–  состоящие из так называемых преступников-гастролеров;

–  имеющие бандитскую либо террористическую направленность.

По национальному составу:

Этническое ПС – сформированное из представителей национальных меньшинств (исходя из национального состава региона, на территории которого действует ОПФ) на основе единства их национальности, языка, национальных традиций и обычаев, а также общности страны (региона) по рождению или преимущественному первоначальному проживанию большинства членов (участников) ОПФ;

ПС без выраженных этнических признаков – сформированное из представителей коренного населения (исходя из национального состава населения региона, на территории которого действует ОПФ).

Основные направления деятельности организованной преступности:

  1. Преступления в сфере экономики: контрабанда, оборот контрафактной продукции (табак, алкоголь, мебель) и др.

  2. Незаконный оборот наркотиков.

  3. Незаконный оборот оружия и боеприпасов.

  4. Организованная  преступная   деятельность   в   области   высоких технологий и компьютерных преступлений.

  5. Незаконный вывоз за рубеж и эксплуатация женщин, торговля несовершеннолетними.

  6. Преступная деятельность в сфере незаконной миграции.

  7. Хищение и контрабанда антиквариата и культурных ценностей.

  8. Незаконный автобизнес.

  9. Незаконный захват предприятий («черное» рейдерство).

  10. Похищение людей с последующим получением выкупа.

  11. Незаконный оборот объектами флоры и фауны.

  12. Контроль за проституцией, азартными играми.

  13. Фальшивомонетничество.


3.  Детерминация и противодействие организованной преступности

К факторам, обуславливающим существование в обществе ОП следует отнести:

  1. Ослабление роли государства в правовом регулировании экономики, в формировании цивилизованных рыночных отношений, в борьбе с проявлениями «дикого рынка».

  2. Ликвидация многих ранее эффективных форм социального контроля в результате политической нестабильности, обострения межнациональных, этнических, религиозных конфликтов, распада единой системы правоохранительных, таможенных, пограничных, контрольных органов, снижения эффективности их деятельности.

  3. Просчеты в правоприменительной практике, ее значительные колебания, пассивность правоохранительных органов:

–   несоблюдение принципа неотвратимости ответственности и наказания;

–   низкая раскрываемость преступлений и выявление всех участников ОП;

–   длительные сроки следствия;

–   участие  многих  сотрудников  милиции   (в   силу   недостаточного материального обеспечения) в охране коммерческих предприятий, организаций, что неминуемо приводит к установлению криминальных контактов милиции с преступными структурами.

  1. Пробелы в уголовном, уголовно-процессуальном и уголовно- исполнительном законодательстве относительно понятий преступного сообщества, организованной преступной деятельности как обстоятельств, квалифицирующих деяние и отягчающих наказание виновных, процедуры доказывания и обеспечения безопасности участников процесса по делам об организованных преступлениях.

  2. Деформация нравственной позиции населения в отношении преступности вообще, организованной преступности в частности.

  3. Значительный криминальный потенциал населения. По данным экспертов, в России «школу» исправительных учреждений прошли 15-18 млн. человек.

Предупреждение   ОП   специально-криминологическими  мерамиосуществляется по следующим направлениям:

– выявление и  постановка на оперативный  учет  организованных преступных формирований и их участников;

– предотвращение замышляемых преступлений и пресечение подготавливаемых и совершаемых организованными формированиями преступлений;

– целенаправленное воздействие на лидеров организованных групп с целью нейтрализации их влияния на других участников, разобщения преступного формирования;

– реализация целевых комплексных программ борьбы с организованной преступностью специально создаваемыми и действующими на долгосрочной основе;


– проведение разведывательно-поисковых мероприятий, направленных на добывание, сбор и анализ сведений об организованных преступных сообществах, оперативно-розыскное проникновение в их структуры;

– недопущение возможности отмывания денег, добытых преступным путем; документирование преступной деятельности членов организаций, предприятий, созданных на незаконно нажитые средства;

– выявление и привлечение к ответственности коррумпированных лиц, использующих служебное положение в интересах преступных формирований;

– сбор информации о «ворах в законе», авторитетах уголовного мира и «теневой» экономики, способных организовывать и финансировать преступные сообщества, документирование их противоправной деятельности и противодействие вырабатываемой ими преступной стратегии;

– пресечение попыток использовать организованные преступные группы в террористических и экстремистских акциях.

– созданию на базе ГУБОП единой автоматизированной системы информационного обеспечения подразделений по борьбе с организованной преступностью, предназначенной для сбора, обработки и анализа сведений о преступных формированиях;

– получение и анализ сведений о процессах и тенденциях происходящих в преступной среде, концентрация их в массивах автоматизированных банков данных и использование для проведения оперативно-розыскных и профилактических мероприятий в отношении лидеров и участников организованных преступных формирований;

–  организация системы информационного обмена с правоохранительными органами, контролирующими и иными ведомствами и осуществление совместных мероприятий по предупреждению проникновения организованных преступных формирований в сферу экономики и политики;

–   координация действий отечественных служб с Национальным бюро Интерпола, аналогичными службами других стран (при наличии соглашений с ними);

–   получение контрразведывательной информации в целях обеспечения собственной безопасности, а также выявления коррумпированных сотрудников правоохранительных органов.

Развитие системы по борьбе с организованной преступностью должно опираться на ряд основополагающих принципов:

–   приоритет разведывательно-информационной работы в отношении организованной и профессиональной преступности;