ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 429
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Организованная преступность (далее – ОП) – это общественно опасное социальное явление, проявляющее себя в деятельности устойчивых преступных сообществ, обладающих иерархическим организационным построением и сплоченностью, занимающихся совершением преступлений как промыслом, контролирующих источники как противоправных, так и правомерных видов доходов на различных территориях и сферах, характеризующееся тесным смыкание уголовного мира с теневыми экономическими структурами, создающее с помощью коррупции систему защиты от правового контроля.
Организованные преступные группы – устойчивые объединения лиц со специфическими криминальными навыками, связями, опытом, создаваемые для систематического совершения тождественных или однородных преступлений, нередко вводящие в состав иных, более сложных преступных формирований.
Преступные сообщества (организации) – наиболее опасный вид преступных формирований, включающих ряд сплоченных организованных групп или их объединений, характеризующихся многоступенчатой системой управления, высоким уровнем конспирации и защиты от контроля с помощью коррупционных связей.
Признаки организованной преступности:
-
Повышенная общественная опасность ОП, которая характеризуется определенными формами проявления преступной деятельности и выражается в угрозе, направленной на устои государственной власти и подрыве общественной безопасности. -
Устойчивость ОП, которые выражаются в длящемся характере преступной деятельности; ее тщательном планировании и подготовки; участии значительного числа лиц. -
Иерархичность ОПФ – заключающаяся в «строгом» распределении ролей и функций между участниками по вертикали и горизонтали, которые реализуются при выполнении конкретных заданий, обязанностей; а также в ролевом «должностном» поведении. Создание такой структуры управления, которая избавляет руководителей от необходимости непосредственной организации или совершения конкретных преступлений; -
Значительная пространственная распространенность преступной деятельности ПС выраженная в разделе территории и сфер влияния. -
Системность и разнообразие преступной деятельности (отсутствие определенной специализации) при ведущей роли экономических и корыстно-насильственных преступленных посягательств с целью получения прибыли в крупных и особо крупных размерах в кратчайшие сроки. -
Легализации (отмывание) материальных средств, полученных преступным путём посредством инвестирования части незаконных доходов в легальные экономические структуры в целях придания «внешней законности» своей преступной деятельности. -
Наличие финансовой базы (так называемого «общака» – в виде денежных фондов, банковских счетов, ценных бумаг, недвижимости) для последующей организации и расширения преступной деятельности, сбора информации о наиболее выгодных и относительно безопасных видах преступлений, подкупа должностных лиц. -
Смыкание общеуголовной и «теневой» экономической преступности в целях извлечения незаконной прибыли и получением фактической экономической власти в том или ином регионе, сфере производства. -
Наличие коррумпированных связей в органах власти и управления, правоохранительных структурах в целях нейтрализации деятельности последних, получения необходимой информации, помощи и защиты. Наличие у ОПГ официального «прикрытия» в виде зарегистрированных совместных предприятий, фирм, ресторанов, банков, различных фондов и т.д. -
Вооруженность и наличие современной специальной техники. -
Высокая латентность (по мнению экспертов, латентная часть организованной преступности в 6-10 раз превышает зарегистрированную). -
Наличие собственной системы «разведки» и «контрразведки» с целью успешного противодействия правоохранительным органам и другим органам власти. -
Установление собственных правил поведения в ПС (например, закон молчания), предусматривающих жесткое наказание за их нарушение, способствующее поддержанию дисциплины и беспрекословному подчинению по вертикали. -
Формирование преступных организаций по национальному (например, чеченская, азербайджанская, грузинская ОПГ и т.д.) или клановому признаку (например, «Тамбовская», «Малышевская» ОПГ и др.). -
Формирование своеобразного резерва организованных преступных структур из числа лиц, отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы и ранее судимых, лиц с девиантным поведением, не имеющих постоянного источника доходов, мигрантов и других. -
Рост криминального профессионализма, квалифицированности совершения преступлений ОПФ. -
Распространение норм и традиций преступного мира, обучение и подготовка преступных кадров для организованных сообществ. Распространение устрашающих слухов о своем могуществе с целью деморализации свидетелей, потерпевших, сотрудников СМИ, правоохранительных органов и поддержки «преступного духа» рядовых исполнителей. -
Масштабность преступной деятельности (включая выход за рубеж, связь с международными преступными организациями). -
Использование ОПФ основных государственных и социально- экономических институтов, действующих в стране и мире, в целях создания внешней законности своей преступной деятельности.
2. Виды преступных сообществ и основные направления их деятельности
Наиболее характерными криминальными особенностями итенденциями проявления организованной преступности в Россииявляются:
– ОП является одним из основных факторов дестабилизирующих криминогенную обстановку в стране;
– консолидация преступной среды на базе наиболее сильных и многочисленных преступных сообществ;
– ужесточение раздела сфер и методов влияния;
– нелегальный контроль за производственной, банковской деятельностью и сельским хозяйством;
– укрепление финансовой и материально-технической базы ОПГ, расширение арсенала криминальных средств и методов;
– усложнение способов и механизмов получения преступных доходов, а также их легализации;
– расширение масштабов конспирации и изощренности при совершении преступлений, например, убийства маскируются под несчастные случаи, самоубийства, увеличивается число без вести пропавших людей.
– возрастание уголовного влияния на легальную экономику;
– участие лидеров ОПГ в осуществлении публичной власти, как на федеральном уровне, так и местном (муниципальном);
– специализация на «беззаявочных» преступлениях;
– увеличение масштабов подкупа сотрудников правоохранительных органов с целью сокрытия преступлений от учета, различных фальсификаций при расследовании уголовных дел, активное воздействие на прокуратуру, суды, адвокатов;
– существование опасности того, что в условиях продолжающейся нестабильности и острой борьбы за власть к услугам организованной преступности могут прибегнуть политические партии, что неизбежно приведет к кровавым последствиям;
– использование организованной преступности в преступлениях экстремистской и террористической направленности;
– усиление «давления» на места лишения свободы
– рост активности и влияния «этнических» преступных сообществ;
– расширение ОПФ межрегиональных и международных связей;
– активное использование в своих интересах средств массовой информации, вплоть до организации пропагандистских кампаний.
Классификация преступных групп (сообществ):
По уровню организации
преступные структуры классифицируются:
– организованная преступная группа;
– организованное преступное сообщество (организация).
По территориальному масштабу деятельностиорганизованные преступные структуры подразделяются на:
– региональные;
– межрегиональные;
– действующие в масштабах страны;
– транснациональные (международные).
В зависимости от направленности преступнойдеятельности преступные образования распределяются на следующие виды:
– действующие на определенной территории и совершающие общеуголовные преступления;
– базирующиеся на определенной территории, занимающиеся, кроме общеуголовных, преступлениями в сфере экономики, финансов и т.п.;
– действующие на объектах транспорта;
– действующие в местах лишения свободы;
– совершающие преступления с использованием межрегиональных (окружных) связей;
– имеющие международные связи и действующие на территории, как России, так и других государств;
– состоящие из так называемых преступников-гастролеров;
– имеющие бандитскую либо террористическую направленность.
По национальному составу:
Этническое ПС – сформированное из представителей национальных меньшинств (исходя из национального состава региона, на территории которого действует ОПФ) на основе единства их национальности, языка, национальных традиций и обычаев, а также общности страны (региона) по рождению или преимущественному первоначальному проживанию большинства членов (участников) ОПФ;
ПС без выраженных этнических признаков – сформированное из представителей коренного населения (исходя из национального состава населения региона, на территории которого действует ОПФ).
Основные направления деятельности организованной преступности:
-
Преступления в сфере экономики: контрабанда, оборот контрафактной продукции (табак, алкоголь, мебель) и др. -
Незаконный оборот наркотиков. -
Незаконный оборот оружия и боеприпасов. -
Организованная преступная деятельность в области высоких технологий и компьютерных преступлений. -
Незаконный вывоз за рубеж и эксплуатация женщин, торговля несовершеннолетними. -
Преступная деятельность в сфере незаконной миграции. -
Хищение и контрабанда антиквариата и культурных ценностей. -
Незаконный автобизнес. -
Незаконный захват предприятий («черное» рейдерство). -
Похищение людей с последующим получением выкупа. -
Незаконный оборот объектами флоры и фауны. -
Контроль за проституцией, азартными играми. -
Фальшивомонетничество.
3. Детерминация и противодействие организованной преступности
К факторам, обуславливающим существование в обществе ОП следует отнести:
-
Ослабление роли государства в правовом регулировании экономики, в формировании цивилизованных рыночных отношений, в борьбе с проявлениями «дикого рынка». -
Ликвидация многих ранее эффективных форм социального контроля в результате политической нестабильности, обострения межнациональных, этнических, религиозных конфликтов, распада единой системы правоохранительных, таможенных, пограничных, контрольных органов, снижения эффективности их деятельности. -
Просчеты в правоприменительной практике, ее значительные колебания, пассивность правоохранительных органов:
– несоблюдение принципа неотвратимости ответственности и наказания;
– низкая раскрываемость преступлений и выявление всех участников ОП;
– длительные сроки следствия;
– участие многих сотрудников милиции (в силу недостаточного материального обеспечения) в охране коммерческих предприятий, организаций, что неминуемо приводит к установлению криминальных контактов милиции с преступными структурами.
-
Пробелы в уголовном, уголовно-процессуальном и уголовно- исполнительном законодательстве относительно понятий преступного сообщества, организованной преступной деятельности как обстоятельств, квалифицирующих деяние и отягчающих наказание виновных, процедуры доказывания и обеспечения безопасности участников процесса по делам об организованных преступлениях. -
Деформация нравственной позиции населения в отношении преступности вообще, организованной преступности в частности. -
Значительный криминальный потенциал населения. По данным экспертов, в России «школу» исправительных учреждений прошли 15-18 млн. человек.
Предупреждение ОП специально-криминологическими мерамиосуществляется по следующим направлениям:
– выявление и постановка на оперативный учет организованных преступных формирований и их участников;
– предотвращение замышляемых преступлений и пресечение подготавливаемых и совершаемых организованными формированиями преступлений;
– целенаправленное воздействие на лидеров организованных групп с целью нейтрализации их влияния на других участников, разобщения преступного формирования;
– реализация целевых комплексных программ борьбы с организованной преступностью специально создаваемыми и действующими на долгосрочной основе;
– проведение разведывательно-поисковых мероприятий, направленных на добывание, сбор и анализ сведений об организованных преступных сообществах, оперативно-розыскное проникновение в их структуры;
– недопущение возможности отмывания денег, добытых преступным путем; документирование преступной деятельности членов организаций, предприятий, созданных на незаконно нажитые средства;
– выявление и привлечение к ответственности коррумпированных лиц, использующих служебное положение в интересах преступных формирований;
– сбор информации о «ворах в законе», авторитетах уголовного мира и «теневой» экономики, способных организовывать и финансировать преступные сообщества, документирование их противоправной деятельности и противодействие вырабатываемой ими преступной стратегии;
– пресечение попыток использовать организованные преступные группы в террористических и экстремистских акциях.
– созданию на базе ГУБОП единой автоматизированной системы информационного обеспечения подразделений по борьбе с организованной преступностью, предназначенной для сбора, обработки и анализа сведений о преступных формированиях;
– получение и анализ сведений о процессах и тенденциях происходящих в преступной среде, концентрация их в массивах автоматизированных банков данных и использование для проведения оперативно-розыскных и профилактических мероприятий в отношении лидеров и участников организованных преступных формирований;
– организация системы информационного обмена с правоохранительными органами, контролирующими и иными ведомствами и осуществление совместных мероприятий по предупреждению проникновения организованных преступных формирований в сферу экономики и политики;
– координация действий отечественных служб с Национальным бюро Интерпола, аналогичными службами других стран (при наличии соглашений с ними);
– получение контрразведывательной информации в целях обеспечения собственной безопасности, а также выявления коррумпированных сотрудников правоохранительных органов.
Развитие системы по борьбе с организованной преступностью должно опираться на ряд основополагающих принципов:
– приоритет разведывательно-информационной работы в отношении организованной и профессиональной преступности;