Файл: А. М. Матюшкин Вопросы психологии. 1989. С. 2933. 58.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Очень важной характеристикой личности ребенка, проявляющего признаки одаренности, является так называемый внутренний локус контроля, то есть принятие на себя ответственности за результаты своей деятельности (а впоследствии и за все, что с ним происходит). Как правило, такой ребенок считает, что причина его успехов и неудач кроется в нем самом. Эта характеристика одаренного ребенка, с одной стороны, помогает ему пережить возможные периоды неудач и является важнейшим фактором прогрессивного развития его незаурядных способностей. С другой стороны, эта же характеристика приводит к невсегда оправданному чувству вины, членовредительству, а иногда даже к депрессивным состояниям.
многие одаренные дети обладают повышенной внушаемостью и связанной с ней особой эмоциональной чувствительностью, которая проявляется в нескольких формах: события, не слишком значимые для более обычных детей, становятся для ребенка источником ярчайших, иногда даже судьбоносных переживаний. В ряде случаев повышенная эмоциональность выражается в склонности к бурным аффектам. В других случаях она носит скрытый, внутренний характер и проявляется в чрезмерной застенчивости в общении, трудностях с засыпанием, а иногда и в некоторых психосоматических заболеваниях.
Одной из важнейших личностных характеристик детей и молодежи с повышенными творческими способностями является самостоятельность (автономность): трудность, а иногда и невозможность действовать, мыслить и действовать, как большинство. Дети с творческими способностями, в какой бы сфере деятельности ни проявлялся их талант, мало по сравнению с другими людьми, руководствуясь общим мнением, установленным принципом, установленными правилами. Хотя эта черта личности помогает им в деятельности и даже в некотором смысле формирует творческие возможности, она делает их неприятными для окружающих. Одаренные дети этого типа ведут себя менее предсказуемо, чем хотелось бы другим, что иногда приводит к конфликтам.
В целом, кажется, можно говорить об определенном волнении среди одаренных, творческих детей, что, возможно, является одной из причин несоблюдения социальных норм и требований коллектива.
5.Проблемы с одаренных детей.
Ряд психологических исследований и специальных наблюдений показывает, что одаренные дети, как правило, намного богаче других детей: они не имеют трудностей в обучении, лучше общаются со сверстниками и быстрее адаптируются к новой среде. Их глубоко укоренившиеся интересы и склонности, развитые у них с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения. Правда, и у этих детей могут быть проблемы, если не учитывать их возросшие способности: обучение становится слишком легким или отсутствуют предпосылки для развития их творческого потенциала.
Уитмор (1880), исследуя причины уязвимости одаренных детей, приводил следующие факторы:
1. Осуществление экспертизы. Одаренные дети не успокаиваются, пока не достигнут высшего уровня, стремление к совершенству проявляется рано.
2. Чувство неуверенности. Они критикуют собственные достижения, часто бывают недовольны, поэтому имеют низкую самооценку.
3. Нереальные цели. Когда они не могут до них добраться, они начинают беспокоиться. Стремление к совершенству — это сила, которая ведет к превосходным результатам.
4. Гиперчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Гиперактивными и рассеянными считаются постоянно реагирующие на различного рода раздражители и раздражители.
5. Потребность во внимании взрослых. Они часто монополизируют внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает стремление к такому вниманию.
6. Нетерпимость. Они часто проявляют нетерпение по отношению к детям, отстающим в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть других уничижительными выражениями или комментариями.
Общие характеристики одаренных детей:
- Все на уроке легко и быстро усваивается;
- Они знают о таких событиях и проблемах много такого, чего не знают их коллеги;
- быстро запоминать услышанное или прочитанное;
- Решение сложных задач, требующих умственных усилий;
- Задают много вопросов, многим интересуются и часто спрашивают;
- оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы и решения;
- Очень отзывчивый, наблюдательный, быстро реагирует на все новое и неожиданное.
Учитывая вышеизложенное, все виды работы с одаренными детьми должны в полной мере учитывать индивидуальные особенности одаренного ребенка и ориентироваться на действенную поддержку в решении его проблем.
6..Особенности воспитание и обучение в детском саду.
Долгое время было принято претендовать на всемогущество образования. Физиолог И.П. Павлов, характеризуя необычайную пластичность высокоуровневой нервной деятельности человека, ее огромные возможности, писал: «…ничто не остается неподвижным, непрерывным, но всегда можно добиться изменений к лучшему, если будут созданы правильные условия». Более поздние исследования показали, что развитие ребенка имеет свои законы, свою внутреннюю логику, а не является лишь пассивным отражением объективных условий.
Судьба вундеркиндов не всегда бывает счастливой. Жизненная практика показывает, что многие из них не достигают значительных успехов на избранном пути. Их замечательные природные задатки, кажется, не всегда предопределяют талант. Однако, как упоминалось ранее, навыки не даются с рождения. Они являются результатом развития исходного уровня склонности.
В большинстве случаев причиной неудачи одаренных детей в начале является недостаточное воспитание и обучение. Основываясь на незаурядной природной одаренности со многими задатками, родители и педагоги визуализируют главное условие формирования навыков: воспитание ответственности. Ведь легкое обучение приносит не пользу, а вред, потому что оно не способно развивать настойчивость, потому что естественные источники настойчивости, воли и способностей - склонности - не получают шанса развиться.Поэтому самая распространенная основная педагогическая ошибка в отношении «наследственности» состоит в том, что склонности представляются способностями сами по себе.
Во избежание проблем дальнейшего обучения и социализации в обществе сверстников особое внимание следует уделить раннему воспитанию одаренного ребенка в семье. Ведь родители, как никто другой, способны обнаружить первые признаки зарождения одаренности у ребенка. Признание в обществе возникнет из правильного отношения родителей к особенностям ребенка. Однако их мнение может быть очень субъективным, ведь поначалу каждому родителю знакомо представление об уникальности своих детей. Сюда входит проблема ранней диагностики, внешней оценки, получения рекомендаций по воспитанию и обучению.
В настоящее время существует несколько методов выявления одаренности у детей. M Parrot разработал вопросы для родителей, которые помогут четко понять, в каких сферах проявляются способности ребенка: Если вы сравниваете деятельность ребенка с активностью сверстника, кому выгодно это сравнение?
В каком возрасте ваш ребенок учится?
Вырежьте ножницами картинки, раскрасьте картинки внутри контуров;
Чтобы завязать шнурки,
писать свое имя и другие слова буква за буквой,
Переписывать или копировать стихи, рассказы;
Называть буквы алфавита (в книгах, заметках и т.п.);
читать и распространять свое имя, читать каждое слово,
Читаю очень простые детские книги, старые книги «для себя»;
Считайте до 20, определяйте время, считайте деньги, запоминайте номера телефонов.
16. Понимает ли ребенок слишком сложные вещи? Что?
16. Говорит ли он сложными словами, длинными предложениями?
У вашего ребенка хорошая память?
Родители обычно подчеркивают отсутствие у детей особых усилий на пути к яркой памяти и усвоению различной информации. У дошкольников с хорошей памятью переход к рациональному мышлению начинается раньше, поэтому необходимо обратить внимание на систематичность знаний ребенка. Детям не нужно пытаться запомнить как можно больше событий и имен.
Несомненно, важным фактором развития у дошкольника является умение контактировать с ним, участвовать в его деятельности, поддерживать и помогать взрослым.Согласно идее содействия развитию ребенка, необходимо создать условия, обогащающие развитие ребенка и позволяющие ему в наибольшей степени раскрыть свои задатки и способности, что является самым важным в случае одаренные дети.
Еще одной важной темой в воспитании одаренных детей является тема дошкольного воспитания, интеграции среди сверстников. Опасения родителей по поводу все еще сохраняющейся тенденции к «некондиционным пыткам» в современной системе дошкольного и школьного образования не напрасны. Многочисленные факты из жизни и научные данные свидетельствуют о том, что многие одаренные дети не достигают на своем пути желаемых успехов. Это связано с тем, что очень одаренный ребенок, обучающийся с менее одаренными детьми, часто прилагает мало усилий из-за отсутствия компетентного руководства со стороны учителя. В результате первоначальная одаренность не только тормозит развитие произвольных качеств, но и невольно задерживает развитие самих способностей — яркие склонности такого ребенка не превращаются в столь же яркие способности, не используются. Критикуя теорию врожденных способностей, Т.В. Лейбниц: «Пустые возможности — ничто».
Положение одаренных детей часто ухудшается при переходе на новый уровень образования. Они не способны много работать и в результате теряют уверенность, разочаровываются в своих силах. Признание своего выбора подменяется, по их мнению, несправедливостью чужих требований - создаются условия конфликта.
Исходя из вышеизложенного, важнейшим правилом интеграции одаренных детей является обучение на пороге преодоления трудностей. «Индивидуальный подход к обучению навыкам предполагает предоставление дополнительной работы тем учащимся, которые легко и быстро усваивают материал, доводить свои силы до необходимого напряжения, развивать свои навыки, в том числе и работоспособность», — говорят советские ученые А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищева.Нередко родители одаренных детей во избежание трудностей стараются справиться с ними сами: читают книги, отвечают на вопросы, помогают в творческом самовыражении, что немаловажно в воспитании каждого ребенка. Но чтобы воспитать по-настоящему творческую личность, необходимо, прежде всего, обратить внимание на себя, на свои отношения с ребенком со стороны. Первое и самое главное – любить своего ребенка и принимать его таким, какой он есть: радоваться его успехам, обращать внимание на его поступки и поступки, следить за ребенком в развитии его интересов, давать ему шанс. . выбирать, осторожно открывая новые области знаний, направляя свое внимание. В развитии одаренного ребенка необходима атмосфера доброты, чуткости, внимания. В противном случае способности ребенка могут снижаться, угасать из-за незаинтересованности, насмешек и даже критики со стороны взрослых.
Первая фаза. Это включает в себя выявление и установление интересов и талантов ребенка в развитии. Информация может исходить от родителей, опекунов и других лиц, контактирующих с ребенком. Знакомя родителей с возрастными особенностями детей, педагоги совместно с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка. Несовместимость индивидуального статуса с возрастными особенностями и образовательными возможностями требует повышенного внимания к ребенку, для определения пути индивидуального развития.
Раннее выявление одаренных детей осуществляется с использованием методов наблюдения и экспертной оценки. В конце учебного года воспитатели средней группы заполняют анкету, в которой оценивают уровень проявления признаков одаренности у детей группы: наивысшую работоспособность, изобретательность, инициативу, разнообразие. Продукт активности, любознательности, широкой перспективы
Второй этап – это прохождение трех модулей:
Модуль 1 - Работа с детьми
уточнить выявленные таланты ребенка, провести психолого-педагогическую экспертизу.На этом этапе воспитатели собирают дополнительную информацию у специалистов дошкольного учреждения, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленных талантов детей. Организуется и организуется психолого-педагогическое консультирование в дошкольных образовательных учреждениях, в которое приглашаются все педагоги, работающие с детьми. Члены совета проводят обобщение всей информации о ребенке, формулируют организации поддержки и условия развития одаренных детей. Специалисты поддержки назначают конкретные задачи по каждой теме поддержки. Разработайте персональные программы и рекомендации по сопровождению одаренных детей.