Файл: А. М. Матюшкин Вопросы психологии. 1989. С. 2933. 58.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
при диагностике таланта Мы определили с точки зрения большинства исследователей (J. Renzulli), что дети демонстрируют высокий уровень компетентности хотя бы по одному из следующих параметров: интеллектуальная мотивация А творчество заслуживает того, чтобы его квалифицировали как талант.
Модуль 2 - Работа с учителями Основные задачи данного модуля:
Повышение педагогических навыков и личностное развитие учителей;
Организация и самосовершенствование;
Отслеживание профессионального и личного роста.
Работа с одаренными детьми предъявляет дополнительные требования к профессионализму и личности педагога.М. Карне выделяет следующие качества, которые необходимы педагогу в работе с одаренными детьми:
Теоретическое знание таланта
Реальный опыт
Позитивная самооценка
Целеустремленность и настойчивость зрелость (четкое знание своих целей и задач);
эмоциональная устойчивость;
творчество.
Модуль 3 - Работа с родителями.
Основные задачи этого модуля:
Изучение родительской компетентности.
Повышение психолого-педагогической грамотности родителей.
Родительское исследование и развитие личности своего ребенка.
Основная цель работы с родителями – помочь родителям найти пути решения проблем, которые часто возникают при воспитании одаренного ребенка.
Понимание больших возможностей детей в семье является одним из важных условий развития их таланта, а его отсутствие ведет к «обеднению мысли» (А. М. Матюшкин, Ю. С. Багимов и др.). Однако даже самые лучшие намерения родителей могут сыграть как положительную, так и отрицательную роль в развитии одаренного ребенка. Поэтому специалисты, работающие с такими детьми, должны уделять особое внимание семье.
Третий этап - создание условий для развития одаренного ребенка путем организации развивающей работы в кружке с одаренным ребенком, в дошкольном образовательном учреждении, в учреждении дополнительного образования; консультирование и другая работа с родителями. На данном этапе дошкольные образовательные учреждения активно используют возможности дополнительных образовательных учреждений. Заведующий дошкольным учреждением подписывает договор о сотрудничестве между дошкольным учреждением и дополнительным образовательным учреждением. На данном этапе проводятся мероприятия, объединяющие детей, воспитателей дошкольных учреждений
, учреждений дополнительного образования и родителей.Этот опыт создает ситуацию сотрудничества, взаимной ответственности за развитие одаренного ребенка, укрепляет позиции интеграции дошкольного образования и дополнительного образования. Четвертый этап – анализ промежуточных результатов направления одаренного ребенка. На этом этапе психологи, педагоги и другие специалисты следят за ходом развития одаренного ребенка и корректируют его индивидуальную программу или рекомендации.
В дошкольных учреждениях и на курсах повышения квалификации педагоги организуют презентации результатов развития одаренного ребенка в различных формах: выставки авторских произведений, сольные концерты, моноспектакли, фестивали, конкурсы и др.
Эффективность поддержки одаренного ребенка возможна, если система поддержки тщательно структурирована и строго индивидуализирована. Работа с одаренными детьми должна начинаться с планирования. При планировании учителю следует задуматься о диагностике одаренности и описать задачи и методы работы с одаренными учащимися. Для успешной работы с одаренными детьми необходимо:
1. Расширение и совершенствование деятельности психологической службы в дошкольной программе.
2. Включить вопрос работы с одаренными детьми в качестве приоритетного в систему научной, методической и экспериментальной работы воспитателей дошкольных учреждений.
3. Осознание важности работы с каждым одаренным ребенком.
4. Создание и постоянное совершенствование методической системы дошкольных образовательных учреждений по работе с одаренными учащимися.
5. Признание руководством и работниками ДОУ того, что внедрение системы работы с одаренными воспитанниками является одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ.
6. Вовлечение в работу с одаренными учащимися, особенно педагогами с определенными характеристиками: педагог для одаренного ребенка – это человек, продуктивно реагирующий на вызов, умеющий воспринимать критику и не испытывающий стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам .
. Особенности развития одаренных детей
Когнитивное развитие.
- Отличаясь размахом восприятия, они остро чувствуют все, что происходит в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны, как устроен тот или иной предмет. Они способны отслеживать несколько процессов одновременно и склонны активно исследовать все вокруг себя.
- обладают способностью видеть связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своем воображении.
- Отличная память в сочетании с ранним развитием речи и способностью к классификации и категоризации помогает такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно ее использовать.
- У одаренных детей большой словарный запас, что позволяет им говорить бегло и четко. Однако для развлечения они часто придумывают свои слова.
- Помимо способности воспринимать смысловые неясности, сохранять в течение длительного времени высокий порог восприятия, с удовольствием заниматься сложными задачами и даже без практических решений, одаренные дети не терпят навязывания им готового ответа .
- Отличаются длительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.
психосоциальная чувствительность.- одаренные дети демонстрируют сильное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие основывается на опережающем развитии восприятия и познания.
Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.- Живое воображение, включение игровых элементов в выполнение заданий, креативность, смекалка и богатое воображение (воображаемые друзья, братья или сестры) очень характерны для одаренных детей.
- Обладают прекрасным чувством юмора, любят забавные нестыковки, каламбуры, шутки. -
- Им не хватает эмоционального равновесия и с раннего возраста одаренные дети нетерпеливы и импульсивны.
- Иногда им свойственны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.
- Эгоцентризм в этом возрасте, как у обычных детей.
- Довольно часто у одаренных детей формируется негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками. Для полноценного развития ребенка с первых дней его жизни необходимы нежность и любовь близких, постоянное прикосновение маминых рук, игры, беседы и музыка. Потому что эмоции способствуют формированию нервной системы ребенка, развитию его мозга.
Сенсорное голодание в детстве — невосполнимая потеря. Ребенок должен максимально слышать человеческую речь.
Очень важна с раннего детства целенаправленная нагрузка правого полушария, которое придает образность мышлению и приходит на помощь левому в неожиданных трудных ситуациях. Поэтому мы должны проводить больше времени, играя с детьми.
В играх воспитывается характер, расширяется восприятие окружающего, формируются и совершенствуются навыки, внимание, концентрация. Необходимо, чтобы в игры были заложены элементы творчества. Заставьте детей усердно работать в этих играх. Если им интересно, они не будут уставать, усложнять задачи.
Возраст от двух до пяти лет – один из самых интересных в жизни любого ребенка. Его мышление становится причинным от предметного мышления (ребенок задает много вопросов), с возрастом познавательные интересы ребенка все больше утрачивают свою неустойчивость, и к пяти-шести годам он начинает обращаться с материалом своей умственной работы в самый серьезный способ.
Многое можно сделать не только в семье, но и в детском саду. Для каждой деятельности, которую развивает ребенок, существуют наиболее подходящие годы и месяцы его жизни. Все современные методы дошкольного и школьного воспитания, вся педагогика должны основываться на знании нейрофизиологии головного мозга ребенка.
Проблемы одаренных детей. Спортивные и артистические таланты воспринимаются положительно, но высокий интеллект симпатии не вызывает. Людей раздражают интеллектуалы. Уитмор (1880), изучая причины уязвимости одаренных детей, приводил следующие факторы:
1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству проявляется рано.
2. Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто недовольны, отсюда низкая самооценка.
3. Нереальные цели. Поскольку они не могут до них добраться, они начинают беспокоиться. Стремление к совершенству – это сила, которая ведет к высоким результатам.
4. Гиперчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Его считают гиперактивным и рассеянным, потому что он постоянно реагирует на различные раздражители и раздражители.
5. Потребность во внимании взрослых. Часто монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает стремление к такому вниманию.
6. Нетерпимость. Часто они нетерпимы к детям, уступающим им в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть других выражением презрения или замечаниями.
Многие считают, что ребенок, опережающий своих сверстников в интеллекте, блестящий умственными способностями, не столкнется с трудностями в учебе – ему явно уготовано более счастливое детство, чем другим.На самом деле детей с ранним интеллектуальным развитием могут ожидать значительные трудности как дома, так и в школе со своими драмами по мере взросления. В первую очередь важно, как ведут себя родители и другие старшие члены семьи при обнаружении необычного. ребенок. Часто наряду с гордостью и радостью такой ребенок вызывает тревогу, даже тревогу. Иногда его родители беспокоятся о том, о чем другие, кажется, могут только мечтать, ребенок читает все книги в доме; он поглощен решением проблем, не в силах оторваться от монтажа каких-либо приспособлений. Такая степень пристрастия к умственному труду производит впечатление чрезмерности. Десятилетняя девочка каждый день приносит из библиотеки 2-3 книги, самые разные, без разбора, читает их сразу и меняет на следующий день. И каждую ночь с боем приходится укладывать ее спать... У девятилетнего мальчика плохое зрение, ему приходится ограничивать изучение книг, но ночью, пока мама спит, он встает и читает. Часто родители, с которыми ничего подобного не случалось, настороженно относятся к такому увлечению, к несоответствующим возрасту занятиям. И больше всего боятся, не болезнь ли все это - необыкновенная яркость способностей, неутомимая умственная деятельность, разнообразие интересов. При этом далеко не всегда взрослым удается хотя бы не вываливать на голову ребенка все свои сомнения и страхи.
В семье детям с признаками одаренности сложнее, чем обычным детям. Сложнее восхищаться ими без меры или считать странными. Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают в ребенке то, чего не ожидали.
7.Особенности семейного воспитания одаренного ребенка. Проблемы воспитания одаренных детей в семье.
Семья играет огромную роль в развитии детской одаренности. При всем многообразии ценностей, взаимоотношений в семьях наиболее благоприятные условия для развития таланта формируются на соответствующем духовном уровне семьи: признание ценности и поддержка воспитания и самосовершенствования личности, интерес к и уважение к сфере деятельности, где проявляются высокие способности ребенка, любовь к детям, вера в их большой потенциал.
В семье формируется отношение родителей к неординарности, одаренности и таланту ребенка, впоследствии от этого будет зависеть самооценка ребенком собственных способностей, его активное или пассивное отношение к своей одаренности.
К сожалению, популярная фраза «Талант сам себя проявит» не соответствует действительности. Наблюдения показывают, что в раннем детстве дети часто скрывают свои способности, если значимые взрослые не оценивают их должным образом. Такие дети быстро учатся вести себя «как все», ведь их за это хвалят.Даже когда взрослые понимают, что уникальность ребенка абсолютно положительна, нет уверенности, что индивидуальные особенности будут учтены и будут созданы необходимые условия для развития одаренных детей. Надо понимать, что одаренные дети очень особенные. дети, которые только на первый взгляд похожи на своих сверстников. В то же время одаренность ребенка может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не заметят необычных способностей своего одаренного сына или дочери, пока не поможет счастливый случай.Поэтому родителям, заинтересованным в развитии и поддержке одаренности ребенка, необходимо внимательнее присмотреться к своим детям, понаблюдать за их поведением, и если они увидят то, что свойственно их ребенку:
- высокий уровень энергии;
- координация движений и управление руками часто отстают от когнитивных потребностей;
- зрение нестабильно;
- отличная память, раннее развитие речи, которые помогают накапливать большой объем информации и активно использовать ее в общении;
- большой словарный запас, к тому же ребенок любит и может придумывать свои слова;