Файл: Заключение список литературы введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава 1. ЮНОСТЬ М. В. ЛОМОНОСОВА…...………...…………….…...…7

Глава 2. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК…......….…….12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….…23


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы состоит в том что М.В.Ломоносов был первым российским ученым мирового масштаба, первым российским академиком, его труды почти в любых отраслях науки далеко преодолели свое время и оказывали значительное влияние на развитие науки, образования и техники в России, помогали совершенствованию технологии многих производств.

Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года,  в деревне Мишанинской Куростровской волости (ныне село Ломоносово, Архангельская область). Умер Ломоносов 4 апреля 1765 года.

М.В. Ломоносов вошел в науку в качестве первого русского химика, который дал определение физической химии; его молекулярно-кинетическая теория тепла в значительной степени предвосхитила современные представления о строении материи, а также много фундаментальных законов, среди которых одна из первых - термодинамика; заложил основы науки о стекле.

Ломоносов - астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, художник, поборник развития отечественного просвящения, экономики и науки, а так же он утвердил основания нынешнего русского литературного языка, создал проект Московского университета, открыл наличие атмосферы у планеты Венера, являлся фактическим членом Академии наук и художеств, профессором. Ведь формально до Ломоносова не существовало русской науки.

«Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все познал и все проник: первый погружается в историю Отечества, утверждает соблюдения общественного языка его, дает законы и эталоны традиционного красноречия... упраздняет фабрику, сам возводит махины, преподносит художества мозаическими творчествами и наконец-таки открывает нам подлинные первоисточники нашего литературного языка», - писал о Ломоносове Пушкин.

Гипотеза исследования: Ломоносов М.В. не был талантливейшим учёным, именно потому о нём так мало известно. Предмет исследования историческая литература содержащая информацию о М.В. Ломоносове и его исследовательских преуспеваниях. Объект исследования является информация о М.В. Ломоносове, посредством которой можно судить об тонкостях исследовательских достижениях сделанных талантливейшим учёным. Целью, данной работы, является комплексное исследование тонкостей мировоззренческого пути замечательного учёного М.В. Ломоносова, а также особенность его вклада в науку.


Об энциклопедизме М.В.Ломоносова с конкретностью толкует и сам реестр его трудов. «Объединяя невероятную мощь воли с необычайной силою понятия, Ломоносов обхватил все отрасли просвещения. Ненасытность науки была сильнейшею похотью сей души, исполненной страстей.

Для абсолютного и разностороннего раскрытия темы исследования, необходимо решить следующие основополагающие задачи:

1. Рассмотреть годы юности Ломоносова;

2. Идеализировать этапы обучения Ломоносова за границей;

3. Охарактеризовать тонкости служения в Санкт-Петербургской Академии наук;

4. Изучить вклад М.В. Ломоносова в создание московского университета.

Ломоносов не был профессиональным историком. Его исторические работы должны были служить формированию национального самосознания, воспитанию патриотизма, экономической, политической независимости России, культурному росту народа. В то же время они свидетельствуют о профессиональном подходе к освещению русской истории.

Можно выделить несколько исторических работ,  которые можно считать фундаментальными в научном наследии М.В.Ломоносова

– Основные исторические труды М.В.Ломоносова – "Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Перваго или до 1054 года…" (Санкт-Петербург, 1766); "Краткий Российский летописец с родословием" (Санкт-Петербург, 1760); "Описание стрелецких бунтов и правления царевны Софии" (это сочинение почти дословно включил Вольтер в свою книгу "История Российской империи при Петре Великом" (Амстердам, 1761).

Описание исторических событий и их оценка содержатся также во многих других произведениях Ломоносова.

Исторические произведения М.В.Ломоносова – это исследования, основанные на широком использовании различных источников, отечественной и зарубежной литературы. Так, в академическом отчете о работе над "Древней Российской историей…" он отмечал: "…читал для собрания материй к сочинению Российской истории Нестора, Законы Ярославли, большой Летописец, первый том работы Татищева, книги Крамера, Вейселя, Гелмонда, Арнольда и другие, из которых брал… выписки и примечания, всех числом 653 статьи…"; "читал российские академические летописи без записок, чтобы общее понятие иметь пространно о деяниях российских".

Архив Ломоносова по историографии пропал в день его смерти, был обыск и ничего не нашли, ниже указаны три сборника из архива Ломоносова.



1. Свиньинский сборник, содержащий в основном документы по физике и химии, о котором узнали в 1827 г., когда первый из известных владельцев П. П. Свпньпп опубликовал его краткое описание в «Отечественных записках».

2. Сборник материалов к «Российской грамматике», первые публикации из которого появились уже в Полном собрании сочинений Ломоносова 1784—1787 гг.

3. Портфели служебной деятельности Ломоносова, получившие известность с того времени, когда большая их часть была опубликована А. Ф. Вельтманом и В. В. Пассеком в «Очерках России» в 1840—1842 гг.

История этих сборников является одновременно и частью истории архива Ломоносова.

Таким образом, можно сказать что исторические работы Ломоносова – это и научные изыскания первопроходца в отечественной исторической науке и публицистические произведения. Ломоносов отмечал, что в результате отсутствия «достоверного описания деяний российских» лишь «весьма немногое знание имеют о том, как возрастали пределы государства, росло его могущество и слава и «коль тяжкими затруднениями подвержено было» существование русского народа. 

ГЛАВА 1. ЮНОСТЬ М. В. ЛОМОНОСОВА
Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года, в деревушке Мишанинская Куростровской станице Архангелогородской губернии. Эта деревня расположена была на Курострове в нескольких километрах от городка Холмогоры является районным центром Архангельской области. Отец Ломоносова, Василий Дорофеев, черносошный крестьянин - в то время звались лично свободные крестьяне, обладавшие общинными землями и несшие феодальные барщины. У него была земля, и суда для промысла по Мурманскому берегу1.

Небогатая северная земля не смогла накормить крестьянина, практически все граждане двадцати деревень, расположенных на Курострове, были мореходами - специализировались морскими замыслами. Отец Ломоносова обладал " новоманерным " гукором - крохотным, судном примерно 100 тонн парусным судном, построенным в соответствии с указом Петра на европейский лад - "по новому манеру". Звался гукор "Святой архангел Михаил". На нем Василий Дорофеевич переправлял частные и государственные грузы, промышлял морского зверя. С десяти лет в плаваньях принялся участвовать и Михаил, владевший блистательной одарённостью насыщаться новыми ощущениями, которые навеки сохранились в его памяти2.

В понятии разных людей Ломоносов - сын поморского рыбака из нищей, затерянной в снегах деревеньки, движимый жаждой знаний, бросает все и дет в Москву учиться. На самом деле это скорее легенда, чем быль. Его отец Василий Дорофеевич был знаменитым в Поморье человеком, алпдельцем рыбной артели из нескольких судов и процветающим купцом. Он был одним из самых высокообразованных людей тех мест, поскольку когда-то учился в Москве на священника. Известно, что у него была огромная библиотека.


Мать Михаила Ломоносова - Елена Ивановна Сивкова - была дочерью священника села Матигоры. Михаил был одним-единственным сынок Е.И. и В.Д. Ломоносовых. Именно мать приучила сына прочитывать еще в юном возрасте и воспитала ему любовь к книге. Очень полюбил паренёк грамматику Мелентия Смотрицкого, Псалтирь в силлабических стихах Симеона Полоцкого, а также арифметику Магницкого.

Елена Ивановна мать Михаила очень рано скончалась, учитывая это отец несколько раз ещё женился. Когда Михаил был подростком он многократно разъезжал с отцом на промыслы. Было сложновато вести какие либо дела без грамоты, поэтому отец Михаила отправил сына выполнять обязанности дьячка приходской Димитриевской церкви С.Н.Сабельникова. Обучившись грамоте Ломоносов увлёкся чтением. Первым чтением его был " Псалтырь ", а далее он двинулся к светским книжкам, которые он раздобыл у Христофора Дудина, это был его сосед. У Ломоносова именно в это самое время появилось страстное стремление к обучению. Ломоносов направился пешком в Москву в конце 1730 года и скрыл что он крестьянин. Уже в 1731 года 15 января он поступил в Славяно-греко-латинскую академию, которую простой народ называл Спасской школой3.

В то время когда Ломоносов отправился в Москву, это был 1730 год, он не был неучем. Самое первое высшее заведение в Москве это была Славяно-греко-латинская академия. Ломоносову его уже имевшееся образование, позволило поступить в эту академию. Конечно же самое начало учёбы сложно давалось Ломоносову, 19-летний юноша сел за парту вместе " со школьниками, малыми ребятами". Стипендию платили нерегулярно и это было всего три копейки в день, это очень мало, так как на эти деньги нужно было, приобрести одежду, прокормиться, а так же купить перья и бумагу для учёбы. За первый же год Ломоносов смог окончить три класса академии , всё же было сложно, но всё таки стремление к знаниям дало верх всем неудачам. Ломоносов очень любил читать и решил изучить латинский язык, он брался за любой учебник, который мог найти в местном библиотеки или же в  книжной лавке недалеко от академии. Всего в академии на то время, было 8 классов и каждый класс имел своё название, например "инфима", "фара", "синтаксима" и другие4

Именно занятии в академии дали Михаилу образование в области гуматарных наук. На занятиях он познал лучшие образцы дневнерусской литературы, познакомился с латинской поэзией, изучил греческий язык, познал ораторское искусство. А вот с естественными науками было всё очень плохо, авторитетами для Ломоносова были Аристотель и Птолемей. На занятиях практически ничего не говорилось о Декарте и Ньютоне, а так же о взглядах Коперника. Но Ломоносову было очень любопытно узнать об тех учёных, о которых не было сказано на занятиях и в книжной лавке он приобретал новые издания что бы познакомиться со взглядами и с некоторыми сторонами этих учений, или же хотя бы узнать о существовании великих учёных. Данное знакомство у любопытного и любознательного молодого человека вызвало стремление изучать естественные науки. Такой момент был в ноябре 1735 года, когда Михаил уже учился в классе философии. В то время по указу Сената академии нужно было вы делить двадцать своих самых лучших учеников для перевода их в университет, который был создан при Петербургской академии наук. Среди двенадцати человек был Михаил, именно эти двенадцать человек соответствовали требованиям сенатского указа. Студентов зачислили без жалования, «на академическом коште» уже в 1736 году.


С новыми студентами в университете пытались организовать систематические занятия в течении примерно полугода, а за данный момент времени было решено отправить несколько студентов что бы познать горное дело, так как специалистов в этой области явно не хватало. Горнодобывающая промышленность очень бурно развивалась в то время.

Среди выбранных студентов были Д. Виноградов – попович, Г.У.Раузер – сын советника Берг-коллегии и наш Ломоносов – сын крестьянина. Данный университет находился в городе Марбурге, он был известен тем, что именно в нём был преподаватель Христиан Вольф, оптик и механик, он был человек очень умный энциклопедический знаний и к тому же философ. Очень добрый человек, прекрасный преподаватель, который всегда шёл на встречу своим ученикам. Именно к нему на обучение были отправлены эти три студента5.

В начале ноября в 1736 года русские студенты начали заниматься геометрией, тригонометрией и арифметикой и одновременно изучали немецкий язык. Нужно было освоить язык что бы слушать лекции Вольфа. Профессор Ю.Г. Дуйзинг читал им теоретическую химию, так же были наёмные преподавали по французскому языку, рисованию, фехтованию и танцам. Вольф порекомендовал новым студентам изучить самостоятельно научную литературу.

При поступлении студенты должны были отправить в академию образчики своих знаний. Ломоносов отправил в Петербург диссертации, которые посвящались физическим проблемам. «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул» 1739 года – это была одна из первых диссертаций. Вольфу очень приглянулся Ломоносов, он был восхищён знаниями юноши и дал отличный отзыв в Петербург. В это же время Ломоносов изучал и теорию стихосложения.

Годы учёбы пролетели очень быстро, в головах студентах сложились основательные знания и естественно опустошались кошельки. Преподаватель Вольф оплатил все долги студентов, накопившиеся в годы учёбы. В начале июля 1739 года Вольф провёл студентов в Саксонию, в город Фрейберг на обучение к советнику И.Ф.Генкеля, что бы изучить горное дело, химию и металлургию. Генкель стал известным в Европе как преподаватель который понимал практику обучения. Генкель – врач по образованию, он изучал горное дело и минералогию, фанат маркшейдерского и пробирного искусства и естественно он познал практическую химию.