Файл: "Моделирование работы предприятия морского транспорта, транспортнологистического, транспортноэкспедиционного предприятия на примере ооо "пэк".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2.2. Функциональная структура управления
Главная характеристика данного вида организационной структуры предприятия – это разделение людей на группы по выполняемым им в рамках соответствующей профессиональной деятельности функциям.
Д- директор; ФН - функциональные начальники; И - исполнители
Рис. 1. Функциональная структура управления
Преимущества:
-
Высокий уровень специализации. -
“Прозрачность” строения иерархической лестницы. -
Регламентированные показатели ответственности. -
Оперативность и продуктивность. -
Нет нужды копировать работу. -
-Все функции равнозначно важны.
Недостатки функциональной структуры управления, причины и пути их устранения указаны в таблице 2.
Таблица 2 — Недостатки функциональной структуры управления
Отмечаемые недостатки | Причины недостатков | Пути устранения |
Трудности поддержания постоянных взаимосвязей различных служб | Недостатки в планировании, отсутствие процессного подхода | Четкое планирование, процессный подход |
Длительная процедура принятия решений | Недостаточное делегирование полномочий нижестоящим уровням. Вопросы в пределах их компетенции они должны принимать и решать самостоятельно. | Определение зоны компетенции нижестоящих руководителей и делегирование им соответствующих полномочий. |
Отсутствие взаимопонимания и единства действий между работниками функциональных служб различных подразделений фирмы Высокая степень заинтересованности в реализации целей функциональных подразделений в ущерб общим целям организации | Слабое высшее руководство. Отсутствие процессного подхода. Отсутствие системы бюджетирования. Слабая система мотивации, слабая ее направленность на конечные результаты компании | Усиление высшего руководства. Использование процессного подхода. Внедрение системы бюджетирования и мотивации. |
Снижение ответственности исполнителей за работу в результате отказа от использования принципа единоначалия Разноподчиненность по функциональному принципу рождает проблему множественности подчиненности персонала разным руководителям в соответствии с кругом решаемых задач | Нарушение принципа единоначалия | Перевод указаний функциональных органов из директивной плоскости в экономическую, за счет введения систем бюджетирования и мотивации. |
1.2.3. Линейно-функциональная структура управления
В линейно-функциональных структурах управления, обычно применяющихся в средних и крупных промышленных предприятиях, научно-производственных объединениях и т.п., помимо линейного управления добавляется еще и функциональное, связанное с дальнейшей специализацией управленческого труда. Линейные руководители осуществляют всю полноту управления и несут всю полноту ответственности за результаты деятельности своего подразделения. Им при разработке конкретных вопросов помогает социальный аппарат, состоящий из функциональных руководителей.
Различают два типа функциональных руководителей. К первым из них относятся те, кто реализует одну или несколько функций по всему объекту управления, ко вторым — те, кто реализует все функции управления по части объекта управления.
Д – директор; ФН – функциональные начальники; ФП – функциональные подразделения;
ОП — подразделения основного производства
Рис. 1. Линейно-функциональная структура управления
Преимущества:
- высокая компетентность специалистов, отвечающих за реализацию конкретных функций, что обеспечивает высокое качество специализированных решений;
- освобождение линейных руководителей от решения специальных вопросов;
- исключение дублирования и параллелизма в реализации управленческих функций;
- возможность адаптации в условиях одновременного развития многих, не связанных друг с другом производств, увеличение номенклатуры товаров (услуг).
Отмечаемые недостатки | Причины недостатков | Пути устранения недостатков |
Недостаточная для больших компаний, и компаний, работающем на динамичном рынке, оперативность принятия решений | Недостаточное разграничение полномочий и ответственности между линейными и функциональными руководителями | Четкое разграничение полномочий и ответственности между линейными и функциональными руководителями. |
Нежелание руководителей брать на себя ответственность за принимаемые решения | Недостаточное разграничение полномочий и ответственности между линейными и функциональными руководителями | Четкое разграничение полномочий и ответственности между линейными и функциональными руководителями |
Возникновение внутрипроизводственных барьеров, ограничивающих рамки заинтересованности функциональных подразделений в эффективном развитии производства | Слабое высшее руководство. Отсутствие процессного подхода. Отсутствие системы бюджетирования. Слабая система мотивации, слабая ее направленность на конечные результаты компании | Усиление высшего руководства. Использование процессного подхода. Внедрение системы бюджетирования и мотивации. |
Разногласия между линейными и функциональными службами; | Слабое высшее руководство. Отсутствие процессного подхода. Отсутствие системы бюджетирования. Слабая система мотивации, слабая ее направленность на конечные результаты компании | Усиление высшего руководства. Использование процессного подхода. Внедрение системы бюджетирования и мотивации. |
Противодействие линейных менеджеров работе функциональных специалистов | Слабое высшее руководство. Отсутствие процессного подхода. Отсутствие системы бюджетирования. Слабая система мотивации, слабая ее направленность на конечные результаты компании | Усиление высшего руководства. Использование процессного подхода. Внедрение системы бюджетирования и мотивации. |
Неправильное толкование информации, передаваемой линейным исполнителям функциональными менеджерами | Недостаточная квалификация персонала, отсутствие четких регламентов | Повышение квалификации, четкое регламентирование |
1.2.4. Дивизиональная структура управления
Особенность данной разновидности организационной структуры предприятия – множество подразделений в фирме. Служащие разбиваются на группы по разным признакам – местоположение, торговый рынок, предлагаемый товар/услуга.
Структуризация по дивизионам, как правило, производится по одному из критериев:
-
по выпускаемой продукции (изделиям или услугам) - Мультидивизионная организация; -
по ориентации на определенные группы потребителей - потребительская специализация; -
по обслуживаемым территориям - региональная специализация; -
по нескольким рынкам или крупным группам потребителей - Рыночная структура управления; -
по видам продукции и регионами, в которых ее продают - Глобальная продуктовая структура; -
по регионам и видам продукции - Глобальная региональная структура.
Преимущества:
- Должность управляющего подразделения предполагает свободу действий и высокий уровень ответственности.
- Максимально упрощен процесс подготовки менеджеров высшего звена.
- Подразделение намного более мобильно и прогрессивно, может оперативно реагировать на смену нужд/желаний ЦА.
- В каждом подразделении хорошо развита коммуникативная связь между руководителем и его подчиненными.
Недостатки:
-
Связь между подразделением и главным офисом недостаточно сильная, что может привести к нарушению контроля и последующим убыткам. -
Внутри подразделений слабо развита связь между отделами. -
Центральный офис может ограничить способность дивизиона реагировать на требования потенциальных покупателей, в связи с чем данная схема оптимальна лишь в условиях постоянного развития фирмы.
1.2.5. Матричная структура управления
Специфика состоит в единовременном подчинении персонала нескольким равным по статусу руководителям.
Есть матрица функций. В границах данного строения руководители мониторят функциональные стороны проекта, а также их модификации. Однако полномочия менеджеров достаточно ограничены и руководителем проекта все же является начальник подразделения.
Преимущества:
-
Нет краткосрочной занятости. -
Проектом руководит начальник дивизиона. -
Руководитель несет полную ответственность за всю работу. -
Залог успешности проекта – постоянное общение руководителя с исполнителями. -
Решения принимает начальник подразделения. -
Менеджер проекта может оказывать влияние на процесс работы, при этом сам не находясь под контролем.
Недостатки:
-
Риск возникновения апатии в коллективе. -
Проектный менеджер не имеет тотальной власти. -
Менеджер проекта не имеет возможности предоставить отчетность о проведенной работе. -
Без постоянного контроля высок риск снижения продуктивности работы служащих. -
Такие функции как контроль нагрузки и постановка приоритетных задач находятся вне компетенции менеджера проекта.
Есть и матрица проекта, согласно которой большая доля ответственности ложиться на менеджера проекта, а начальник дивизиона лишь консультирует и отвечает за грамотное распределение ресурсов.
Наилучший эффект можно получить, внедрив матричную схему строения предприятия в компании с высокими показателями корпоративной культуры и профессионализма работников. Во всех остальных случаях высок риск нарушения организации управления фирмой (например, компания “Toyota” потратила на внедрение данной структуры почти 10 лет).
1.2.6. Общая структура управления
Общая структура предприятия – это комплекс производственных подразделений предприятия, функциональных отделов, структур управления и служб непроизводственной сферы. Общая структура включает:
- органы управления – технические, экономические, оперативно производственные, службы кадров, бухгалтерию, службу маркетинга, службу материально-технического обеспечения и др.;
- производственную структуру;
- организации по обслуживанию работников: производственное питание, пункты здоровья, жилищно-коммунальные хозяйства, библиотеку, детские учреждения, профилактории, учреждения культуры.
Модель компании в целом разбивается на отдельные блоки. В рамках блоков используются собственные модели. Например: Для экономических служб разрабатывается функциональная система. В блоках, где реализуются процессы разработки и совершенствования продукции, используется матричная структура. При работе с поставщиками, подрядчиками и клиентами часто используются структуры, ориентированные на конкретного контрагента.
1.3. Понятие и характеристика организационно-правовых форм
Организационно-правовая форма (ОПФ) – это признаваемая законодательством той или иной страны форма хозяйствующего субъекта, которая фиксирует метод (способ) закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности. То есть, организационно-правовая форма определяет способ управления имуществом хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.
Примерами организационно-правовых форм являются – Акционерное общество (АО), Общество с ограниченной ответственностью (ООО), Учреждение.
Организационно-правовую форму или, как ее иногда называют, «форма ведения бизнеса» сокращенно именуют как ОПФ.
Таким образом, организационно-правовая форма - это закрепленный законодательством той или иной страны способ владения и пользования имуществом (для некоторых компаний и метод распоряжения), и, исходя из этого, и вытекающие из этого цели создания и ведения предпринимательской деятельности.
Организационно-правовая форма – это способ организации и ведения предпринимательской деятельности, имеющий закрепление в виде юридического документа.
Организационно-правовая форма определяет ответственность компании по обязательствам, право сделок от лица предприятия, структуру управления и другие особенности хозяйственной деятельности предприятий.
В зависимости от того, какой деятельностью занимается компания, его ОПФ должны обязательно содержать в себе:
- Тип компании.
- Обязательно определение организации. Что это за организация, с образованием или без образования юридического лица.
- Какой собственностью является это предприятие – государственной или частной.
- Какой вид у данной компании. Унитарный или государственный вид.
Согласно ГК РФ возможны следующие организационно-правовые формы собственности:
- хозяйственные товарищества;
- хозяйственные общества;
- производственные кооперативы;
- унитарные предприятия.
На практике используются такие виды ОПФ коммерческих образований: общества, товарищества, унитарные предприятия, кооперативы.
В некоммерческих образованиях выделяют такие типы: кооператив, общественная организация, различные фонды, товарищества, ассоциации.