Файл: Улучшение предпринимательского климата в регионе.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2) результаты:

ведения предпринимательской деятельности, уже существующей на территории, или открытия нового дела;

"вхождения" нового бизнеса на территорию или расширения существующего в форме инвестирования в основной капитал.

В результате многочисленных интервью с представителями бизнеса выясняется, что предпринимательский климат определяется двумя составляющими: условиями, которые созданы бизнесу, и собственно результатами развития бизнеса (то есть желанием воспользоваться созданными возможностями). [40, с.16]

Сегодня в России предпринимательский климат является наиболее благоприятным за последние пять лет"- об этом президент РСПП Аркадий Вольский заявил на ХI съезде Российского союза промышленников и предпринимателей. [40]

Подавляющее большинство предприятий преодолели спад без использования кредитных ресурсов и без ощутимой финансовой поддержки со стороны государства. Недавний опрос руководителей 1189 базовых предприятий 11 отраслей промышленности в 73 регионах России продемонстрировал максимальный, начиная с 1995 года, индекс предпринимательской уверенности. 85 проц. опрошенных руководителей оценили состояние своих предприятий как хорошее, что в 2-3 раза выше показателей 1999 года. [43]

По данным РСПП примерно 15 % промышленных компаний достигли высокой прибыльности, около 30 % - хорошо адаптировались к рынку, хотя их продукция пока еще недостаточно конкурентоспособна. По мнению А. Вольского для того, "чтобы эти новые ростки стали развиваться и далее, требуется пересмотр многих позиций в государственной политике". Эта политика должна, прежде всего, "опираться на использование понятных работникам реального сектора экономики рычагов повышения эффективности производства".

Выступая на круглом столе в апреле 2007 года, Александр Иоффе, президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства, отметил “очевидную вещь - с предпринимательским климатом в стране плохо, а со статистикой по малому предпринимательству совсем плохо”. По его словам, он как советник мэра Москвы по малому предпринимательству уже несколько лет пытается собрать воедино данные по малому бизнесу, и предоставляемые разными ведомствами цифры отличаются в разы.

Президент РАРМП подчеркнул, что развитие малого бизнеса должно быть идеологией, которая превалирует в обществе - “сегодня же не обсуждается, куда мы придем (в экономике) и с чем”. Он также считает, что не проводится грамотной структурной политики: при всех проблемных моментах плановой экономики следовало бы определиться с численностью субъектов малого предпринимательства, например, в краткосрочной, среднесрочной перспективе и т.д.

.2 Факторы формирования предпринимательского климата
Предпринимательский климат - это совокупность факторов формирования рыночной основы функционирования предпринимательства. [25, с.18]

Причем следует отметить, что Дадашев включает в совокупность факторов и уделяет наибольшее внимание таким объективным и субъективным факторам, как:

1) уровень жизни населения;

2) развитие региональной логистики и транспортной инфраструктуры;

) инвестиционный климат и развитие финансово-кредитных инструментов и уровень финансовых отношений (наличие инвестиционных региональных программ, анализ внешнеторговых по отношению к субъекту РФ отношений).

Таким образом, предпринимательский климат - это результат взаимодействия объективных и субъективных факторов. [32, с.124]

Первые составляет географическая "начинка" территории. Она включает место рассматриваемой территории в общей системе территориальной организации, тип освоения и уровень развития территории, её экономико-географическое положение, природные условия и природные ресурсы, население и расселение, структуру, уровень развития и особенности. Сами по себе вышеперечисленные факторы меняются довольно медленно. Однако их влияние на социально-экономические процессы, в том числе и на предпринимательство, весьма динамично. Многое зависит от того, кто, как и, самое главное, для каких целей оценивает эти факторы. Кроме того, один и тот же фактор может одновременно, и ухудшать и улучшать предпринимательский климат территории.

Мировой практике известно немало методик оценки территорий с точки зрения предпринимательства и вообще ведения экономической деятельности и это подтверждает тот факт, что ввиду вышеперечисленных причин нет, и не может быть единой, верной для всех случаев методики оценки не только предпринимательского климата вообще, но и его наиболее стабильных факторов. Нужно понимать их суть и затем адаптировать эти знания к конкретным условиям и целям.

Не меньшее значение играют и субъективные факторы предпринимательского климата территории. Их суть - это целенаправленная деятельность государственных органов власти и управления (если речь идёт о территории государства), пытающихся оказать влияние на развитие территории и происходящие в её пределах процессы.

Итак, предпринимательский климат, можно определить как сложившиеся на данной территории условия и возможности для ведения предпринимательской деятельности, есть результат динамичного взаимодействия субъективных и объективных факторов, а также местной ситуации. [25, с.19]



На рисунке 1 представлена классификация факторов, влияющих на формирование предпринимательского климата на уровне субъекта Российской Федерации. Необходимо отметить, что данные факторы составляют основу методологии оценки предпринимательского климата, так как выступают основой для разработки критериев оценки.

Так, в соответствии с рисунком, успех предпринимательства зависит не только от личных способностей и таланта предпринимателя, его возможностей и финансов, но и от объективных обстоятельств. Как уже говорилось, к их числу относятся экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы, население и хозяйство. Объективность этих факторов обуславливается тем, что они заданы географией или историей, а возможности воздействия на них весьма ограничены. Рассмотрим все объективные факторы инвестиционной привлекательности территории более подробно.



Рисунок 1 - Структура факторов, влияющих на формирование предпринимательского климата
Экономико-географическое положение территории - это важная характеристика, определяющая наличие ближайших и отдалённых соседей и их количество, проницаемость границ, доступность для внешних субъектов хозяйственных отношений (степень выгодности или невыгодности), масштаб этих отношений (макро-, мезо-, микро уровни) и функциональные составляющие (транспортно-географическое, демографо-географическое и другие виды положений).

Природные условия - среда, в пределах которой осуществляется функционирование всех важнейших составляющих экономики и общества территории (населения и расселения, первичной, вторичной, третичной экономических сфер).

Природные ресурсы - один из базисов экономического потенциала территории. Они включают в себя:

1) размеры и конфигурацию территории, как особого вида ресурса;

2) структуру землепользования;

) стоимостные и качественные характеристики земельных ресурсов, включая оценку агроклиматического потенциала;

) минерально-сырьевые ресурсы с их качественной и количественной оценкой, возможностями освоения и местом в специализации территории;

) биологические, и, прежде всего лесные ресурсы, оценку их потенциала для формирования специализации территории;

) водные (в т. ч. гидроэнергетические) ресурсы и оценку их возможностей обеспечить развитие региона;

) рекреационные ресурсы с оценкой их потенциала для дальнейшего развития территории.

Население - рассматривается как производительная сила, трудовые ресурсы и как потребитель продукции и услуг. Его анализ включает изучение таких аспектов, как: численность, плотность населения и его расселение; воспроизводство населения и его миграционную подвижность; демографическую, этническую, конфессиональную и социально-профессиональную структуры; образ жизни и менталитет населения.

В последнее время всё большее значение приобретают ресурсы, слабо учитываемые в классических территориальных характеристиках. К ним относятся инновационные, инвестиционные, культурные ресурсы, институциональная инфраструктура (биржи, банки, ярмарки, технопарки, фонды и т.д.). Особое значение для предпринимательства имеет финансово-банковская система.


Субъективные факторы - это наиболее сложный для оценки элемент предпринимательского климата. Именно он аккумулирует в себе действие различных факторов и условий, отображает позитивные и негативные черты территории, её различных компонентов. [32, с.148]

Экономическая ситуация характеризует состояние экономики территории, тенденции её развития. Важнейшими составными частями экономической ситуации являются динамика производства, состояние рынка труда, инвестиционная и внешнеэкономическая активность.

Для оценки динамики промышленного производства обычно используется индекс физического объёма промышленной продукции (ИФОПП), т.е. изменение объёма производимой продукции в сопоставимых ценах, приведённое к сопоставимой ассортиментной структуре производства. Чем выше значение ИФОПП данного периода по отношению к базовому периоду, тем меньше спад производства и наоборот. Хотя данный показатель и имеет ряд недостатков (привязка к данным о выпуске лишь основных видов продукции, охват главным образом крупных и средних предприятий, невозможность учёта оборотов теневой экономики), в настоящее время ему нет приемлемой замены.

Наиболее точно уровень безработицы в стране можно измерить отношением числа безработных к численности экономически активного населения (по критериям Международной организации труда). Ещё одним важным элементом рынка труда является уровень заработной платы. Он зависит от уровня развития и отраслевой структуры хозяйства территории.

Одним из ключевых показателей экономической ситуации на территории является объём капитальных вложений, который определяет перспективы развития территории. Сворачивание капиталовложений - крайне тревожный сигнал даже при относительно благополучной текущей экономической ситуации, признак её неустойчивости.

Внешнеэкономическая деятельность - это палка о двух концах. В целом экспортная ориентированность экономики территории - позитивный фактор предпринимательского климата. Однако она может иметь и негативные последствия. Например, при изменении внешнеэкономической конъюнктуры, режима внешнеторговой деятельности, разного рода политических катаклизмах такие территории могут пострадать в большей степени, нежели территории, ориентированные на внутренний рынок. Измерить же внешнеэкономический потенциал территории можно на основе таких показателей, как стоимость поставок на экспорт, доля экспорта в промышленной продукции территории, сальдо внешнеторгового оборота, зависимость территории от импорта, и их динамики за последние 2-3 года.