Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, экономическая ситуация создаёт общий фон для ведения предпринимательской деятельности. Если экономика территории находится в кризисе, не в состоянии генерировать доходы населения и предприятий, формировать устойчивый спрос, привлекать инвестиции, предпринимательский климат территории ухудшается.
Социальную ситуацию территории можно дифференцировать, прежде всего, по уровню жизни населения, который в свою очередь зависит от структуры и эффективности функционирования местной экономики, состояния рынка труда, демографического состава населения, природно-климатических условий, экономико-географического положения, политики местных властей. Измерить его весьма непросто. Можно использовать количественный (на основе формальных статистических параметров) и качественный (на основе миграционного поведения населения) подходы.
Финансовая ситуация на территории определяется состоянием государственных финансов (бюджета территории), корпоративных финансов (или финансов предприятий), финансов населения.
Состояние государственных финансов отражается бюджетной обеспеченностью территории - соотношением между её расходами и налоговым потенциалом. Чем ниже бюджетная обеспеченность территории, тем выше её предрасположенность к хронической дефицитности бюджета, меньше степень финансовой самостоятельности территориальных властей и, соответственно, хуже предпринимательский климат. Основными факторами, определяющими различия в уровне потребностей территорий в финансовых ресурсах, являются: численность и социально-демографическая структура населения, природно-климатические условия, размеры и уровень освоенности территории, система расселения, уровень доходов населения, состояние рынка труда, уровень развития социальной инфраструктуры, экономико-географическое положение, экологическая ситуация.
Финансовое состояние предприятий территории - это отражение их экономического благополучия или деградации, эффективности управления и общей экономической конъюнктуры в стране. Чем больше на территории финансово-устойчивых предприятий, тем больше там платёжеспособных партнёров, заказчиков и потребителей, тем лучше перспективы для экономического роста и тем в целом благоприятнее предпринимательский климат. Определённое представление о состоянии предприятий региона можно получить на основе таких показателей, как объём и соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей, доля просроченной задолженности в общей её сумме, объём налоговой недоимки, размер просроченной задолженности по зарплате, задолженность по банковским кредитам, рентабельность производства и т.д.
По характеру своего воздействия на предпринимательский климат территории финансовая ситуация сходна с экономической и социальной ситуацией. К тому же грань между ними, особенно в частях корпоративных финансов и финансов населения, довольно призрачна. Особенность финансовой ситуации - её прямое соприкосновении с предпринимательством, которое, например, может не замечать спад промышленного производства или уровень жизни населения, но непосредственно ощущает финансовую несостоятельность своих непосредственных контрагентов.
Политическая ситуация данной территории определяется состоянием "умов" её жителей и аппарата управления. Склонность, восприимчивость населения к социальным нововведениям, экономическим и политическим реформам - одна из составных частей предпринимательского климата. Вторая составляющая политической ситуации - структура и влиятельность территориальных элит, их политическая ориентация и, самое главное, способность контролировать общественно-экономическую ситуацию территории. Взаимодействие этих двух частей формирует относительно устойчивую политическую ситуацию и, соответственно, предпринимательский климат региона.
С точки зрения развития предпринимательства наибольшее значение имеет стабильность и предсказуемость политической ситуации. Неустойчивость политической обстановки, обусловленная неопределённость населения в своих политических предпочтениях, слабостью территориальной элиты, борьбой за передел власти и сфер влияния, как правило, ухудшает предпринимательский климат региона, ставя его в зависимость от множества трудно прогнозируемых факторов и условий.
Экологическая ситуация территории - это состояние окружающей среды с точки зрения её воздействия на население и хозяйство. Нарушенная природная среда не способствует потеплению предпринимательского климата данной территории, в то время, как благополучная экологическая обстановка способствует многим видам предпринимательской деятельности, например, в сфере туризма и рекреации, в сельском хозяйстве (производство экологически чистой продукции), рыболовстве, лесном хозяйстве и пр. На важность экологического фактора в формировании предпринимательского климата территории указывает пример из жизни развитых стран Запада: там состояние окружающей среды, в частности атмосферного воздуха, ограничивает или способствует развитию таких отраслей, как микроэлектроника.
Экологическая ситуация формируется в результате взаимодействия двух основных факторов - загрязнения среды и её самоочищения. При этом загрязнение зависит от производственно-экономических условий (отраслевая структура хозяйства, масштабы производства и т.п.), то самоочищение - это естественная характеристика природной среды, зависящая от географического положения, характера атмосферной циркуляции, климатических особенностей, рельефа, почвенно-растительного покрова и других природных условий.
Располагая информацией о современной экологической ситуации на территории, предприниматель сможет своевременно учесть местную экологию со всеми её плюсами и минусами. Подобная информация способна повлиять на перечень особо ценных видов продуктов (особенно в сельском хозяйстве), издержки производства, предстоящие инвестиции, налоги, штрафы и сборы, и другие аспекты хозяйственной деятельности бизнесмена. Иначе говоря, знание экологической ситуации приводит к минимизации издержек и выявлению предпосылок экономического развития.
Все эти элементы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они образуют сложную систему - территориальный хозяйственный комплекс, через который и проявляется действие объективный факторов предпринимательского климата территорий. Наиболее негативное влияние на предпринимательский климат оказывает не столько не благоприятная, сколько неустойчивая и чрезмерно насыщенная событиями (пусть даже и позитивными) местная ситуация, чреватая резким изменением условий предпринимательской деятельности, в том числе сменой критериев для оценки выгодных и невыгодных сфер предпринимательства.
Для оценки предпринимательского климата в крупных городах все факторы развития разделены на условия для предпринимательства (бизнеса) и результаты (интенсивность) развития бизнеса - рисунок 2.
Рисунок 2 - Факторы, влияющие на формирование предпринимательского климата в регионе
Так, на основании классификации приведенной на рисунке, можно утверждать, что к факторам формирования предпринимательского климата на уровне муниципального образования можно отнести элементы региональной инфраструктуры.
1.3 Нормативная правовая база развития малого бизнеса
Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами Российской Федерации и нормативно-правовых актов органов местного самоуправления.
На современном этапе основой для развития и поддержки малого предпринимательства является ФЗ от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» - Приложение А.
Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных законом.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
Инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития малого бизнеса, региональных и муниципальных программ развития предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки.
Инфраструктура поддержки субъектов включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации.
Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются в федеральных программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных и муниципальных программах развития малого бизнеса.
2. Анализ объекта и организация развития малого бизнеса на уровне субъекта Российской Федерации
.1 Общая характеристика Курганской области
Объектом исследования дипломной работы является Курганская область, которая была выделена из Челябинской области 6 февраля 1943 года. Первоначально в ее состав были включены и четыре района Омской области, но уже в 1944 году они были переданы Тюменской области.
В настоящее время на территории области находится 458 муниципальных образований, из них 24 района и 9 городов, 6 поселков городского типа.
Область занимает удобное географическое положение, она расположена в юго-восточной части Западно-Сибирской низменности, в бассейне реки Тобол и является своеобразными воротами Сибири. По ее территории проходит Сибирская железнодорожная магистраль, которая связывает объект исследования с важнейшими районами Европы и Азии.
Курганская область занимает 0.4 % территории России и 4 % территории Уральского Федерального Округа, к которому она относится. За годы существования области плотность населения увеличилась с 13.6 до 15 человек на один квадратный километр - это почти вдвое меньше среднего российского показателя.
В Курганской области имеются различные полезные ископаемые, богата она и сырьем для производства строительных материалов (глиной, гипсом, известняком, строительным камнем, запасами песка). Одной из особенностей является месторождение бентонитовых глин (одно из восьми месторождений в мире), которые применяются в сельском хозяйстве в качестве минеральной подкормки животных, повышая производительность сельскохозяйственной продукции: надоев молока, увеличение яйценоскости и мясной массы животных. Но главным природным богатством области является плодородная земля.
Уровень жизни и платежеспособности населения в области находится на низком уровне (таблица 1), уступая средним российским и средним региональным показателям. Доля жителей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, в 2005 году составила 33,5 % (в 2003 - 45,2%, в 2004 - 36,5%).[36, с.78]
Таблица 1 - Социальные индикаторы Курганской области