Файл: Улучшение предпринимательского климата в регионе.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ключевым условием оживления экономики России является создание механизмов, обеспечивающих свободу экономической инициативы, в том числе за счет максимально свободной реализации имущественных прав и их защите. [32, с.14]

Формирование стабильных, прозрачных и защищенных механизмов, обеспечивающих реализацию прав собственности, перехода прав на имущество - гражданского оборота, равенство прав всех лиц, участвующих в имущественном обороте, независимо от формы собственности - это принципиальные условия модернизации экономики России.

Принципиально важным направлением развития институтов собственности в России является укрепление всего комплекса отношений собственности, связанных с переходом имущества. Государство должно усилить свою роль в защите добросовестных приобретателей ценных бумаг, недвижимости, иной собственности, совершенствовать механизмы государственной регистрации и регистрации иными лицами прав на отдельные виды имущества, определённые законодательством, создать надежные и эффективные системы регистрации перехода прав на имущество, бессрочного хранения информации о совершенных сделках и субъектах прав.

Установление равного правового режима для всех форм собственности требует:

1) обеспечения правовой защиты собственников-резидентов и неприкосновенности их имущественных прав;

2) поддержания недискриминационного правового режима собственности для нерезидентов, осуществляющих свои имущественные права в России;

) установления ограничений для собственников имущества исключительно на основе норм Конституции России при адекватности используемых мер общественным интересам;

) обеспечения равных условий участия в хозяйственном обороте физических лиц, частных и государственных юридических лиц;

) отмены ограничений для реализации прав частной собственности на недвижимость.

Право интеллектуальной собственности, как в отношении промышленной собственности, так и авторских прав, должно отражать баланс между частным правом творца (изобретателя) на защиту своей интеллектуальной собственности и правом общества на пользование достижениями в любой области искусства и науки. В этой сфере законодательная защита исключительных прав на результат творческой деятельности должна обеспечиваться посредством развития систем патентной охраны (регистрации) изобретений, товарных знаков и промышленных образцов и авторско-правовой защиты.


Для эффективной защиты прав собственности необходимо введение института групповых (коллективных) исков для защиты прав неопределенного круга инвесторов. Необходимо расширение практики косвенных (производных) исков, которыми защищаются права не только группы акционеров, но и корпорации в целом.

Неотъемлемым элементом эффективной системы исполнения законодательства в сфере защиты прав собственности должно быть безоговорочное привлечение к ответственности должностных лиц органов государственной власти, недобросовестные действия которых нанесли прямой ущерб субъекту собственности (инвестору) или стали причиной иных нарушений его прав.

Необходимо также совершенствование работы по следующим направлениям:

1) устранение зависимости регистраторов от эмитентов или крупных акционеров; ужесточения требований к деятельности регистраторов;

2) укрупнение регистраторов; введения ограничений на участие в уставном капитале регистратора для любого акционера и одновременно с ним - запрещения акционерам регистратора владеть пакетом акций эмитента, чей реестр ведет данный регистратор, в размере, превышающем эти ограничения;

) повышение требований к собственному капиталу регистраторов и структуре их баланса с тем, чтобы обеспечить регистратору возможность повысить уровень своей ответственности за ошибки перед третьими лицами и обеспечить регистратору возможность страхования своей финансовой ответственности.

Мероприятия, направленные на выравнивание условий конкуренции преследуют цель создания среды для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию. [14, с.24]

Так, достижение цели предполагает:

. Обеспечение “прозрачности” процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке. Выполнение поставленной задачи требует законодательного ограничения приобретения прав собственности “безымянными” покупателями с использованием подставных лиц (юридических, в частности оффшорных компаний, или физических). Кроме того, должно быть повышено качество применения существующих норм, относящихся к регламентации процессов экономической концентрации.



. Снижение барьеров входа на товарные рынки и обеспечение более эффективного контроля над поведением хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, посредством мониторинга процесса ценообразования и изъятия доходов, полученных в результате нарушения антимонопольного законодательства.

. Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках. Особое внимание при этом предполагается уделять нарушениям прав интеллектуальной собственности. С этой целью должна быть также разработана методическая база оценки объектов интеллектуальной собственности для более эффективного применения судебных процедур, а также обеспечение эффективной координации правоохранительных органов с целью пресечения нарушений прав интеллектуальной собственности.

. Создание условий для развития производительной деятельности малых предприятий, в том числе за счет устранения административных барьеров входа, упрощения и стабилизации режима налогообложения, возможности пополнения оборотных средств.

. Организация антимонопольного контроля на финансовом рынке. Необходимо разработать процедуры определения продуктовых и географических границ рынка, доминирующего положения финансовых организаций, системы и порядка применения санкций к нарушителям. Повышение качества и объемов предоставляемых финансовых услуг как результат эффективной антимонопольной политики будет важнейшим фактором привлечения средств населения для финансирования инвестиционных проектов.

. Организация систематического наблюдения за основными товарными регионального уровня. С этой целью необходимо совершенствовать взаимодействие с органами государственной статистики, а также разрабатывать ведомственную статистику, отвечающую запросам и соответствующую специфике задач, поставленных перед антимонопольным органом.

Важнейшим условием создания благоприятного предпринимательского климата является коррекция форм государственного вмешательства в экономику, отказ от избыточного бюрократического регулирования и повышение эффективности действий государственной власти в тех сферах, где ее участие абсолютно необходимо. Основная задача, которую призвано решить дерегулирование экономики - ослабление бюрократического давления на бизнес, повышение уровня экономической свободы для всех участников хозяйственной деятельности. Решение этой задачи предполагает принятие следующих ключевых мер:


1) снижение барьеров входа на рынок;

2) устранение излишнего и неэффективного административного регулирования предпринимательской деятельности;

) обеспечение согласованности действий федеральных и региональных органов власти.

Для устранения барьеров входа на рынок необходимо упростить процедуру регистрации юридических лиц. Процедура государственной регистрации должна преследовать цели учета, сбора и распространения информации о юридических лицах. Необходимо сформировать реестр юридических лиц, информация из которого должна быть общедоступной и может быть получена в любой точке страны.

Необходимо упростить процедуру согласования инвестиционной документации (экспертизы). Необходимо законодательно ввести процедуру, базирующуюся на принципе "одного окна": инвестор подает документы в территориальное управление единой экспертно-согласующей инстанции, которая подготавливает полный пакет документов, занимается перепиской и получением согласований со всеми специализированными согласующими органами. Срок согласования (включая проведения всех необходимых по закону экспертиз) должен ограничиваться шестью месяцами. Законодательно должно быть подтверждено право инвестора на возмещение по суду ущерба, понесенного вследствие нарушения законного порядка проведения экспертизы (например, невыдачи заключения в установленный срок). Введение принципа "одного окна" необходимо также для регистрация сделок с недвижимостью.

Улучшение информационного обеспечения участников хозяйственной деятельности подразумевает:

1) увеличение достоверной, оперативной и общедоступной статистической информации о состоянии экономики в целом;

2) активизацию работы государственных структур по связям с общественностью для разъяснения своих действий и формирования у потенциальных инвесторов стабильных положительных оценок инвестиционного климата;

) повышение финансовой и организационной прозрачности предприятий.

Основной целью развития инвестиционного климата в регионе является формирование модели фондового рынка, которая сможет выполнять роль эффективного механизма привлечения и перераспределения капитала в российской экономике, стимулировать инвестиционную активность, усилить позиции страны на мировом рынке капитала. Для реализации данной цели требуется решение ряда принципиально важных задач:

1) обеспечение индивидуальным инвесторам и юридическим лицам широкого выбора посредников на фондовом рынке. Для этого необходимы меры по развитию институциональных инвесторов, таких как негосударственные пенсионные фонды и институты коллективного инвестирования (акционерные и паевые инвестиционные фонды). Должны быть выработаны новые механизмы привлечения сбережений на рынок корпоративных бумаг, созданы адекватные условия развития брокерской деятельности и деятельности по доверительному управлению ценными бумагами, стимулирующие работу профессиональных участников рынка ценных бумаг не только с крупными, но и с мелкими инвестициями;


2) развитие инфраструктуры фондового рынка, которая должна обеспечить мобильность и перелив капитала, снижение стоимости инвестиционных ресурсов;

) совершенствование механизмов регулирования фондового рынка, устранение дублирования в этой сфере.

Учитывая необходимость привлечения сбережений мелких отечественных инвесторов, задача создания условий для развития институциональных инвесторов должна иметь приоритетное значение. В ближайшие два-три года институциональные инвесторы могут сыграть ключевую роль в мобилизации сбережений населения. Развитие институтов коллективного инвестирования. В России уже функционируют корпоративные (акционерные инвестиционные фонды) и договорные (паевые инвестиционные фонды) институты коллективного инвестирования. Они предлагают для мелких инвесторов наилучший с точки зрения профессионализма, снижения издержек и рисков, способ инвестирования в ценные бумаги и иные активы. Важнейшим препятствием для их дальнейшего развития является отсутствие адекватной законодательной базы.

В целях развития брокерской деятельности законодательно должны быть решены вопросы о клиентских счетах. Эта мера даст возможность предотвратить целый ряд злоупотреблений, и тем самым снизит риск несанкционированного клиентами использования их средств и ценных бумаг брокерами, защитит эти средства и ценные бумаги от обращения на них взыскания по долгам брокеров.

Необходимо усилить финансовые требования и требования к рискам брокеров и доверительных управляющих, принять меры по развитию конкуренции на рынке посреднических услуг. Для развития деятельности профессиональных посредников на рынке ценных бумаг должен быть решен ряд вопросов, направленных на оптимизацию их налогообложения.

В течение последнего десятилетия в России были созданы и получили заметное развитие негосударственные страховые организации, сформировались основы страхового надзора и страхового законодательства. Для России сложилась критически низкая степень защищенности по основным рискам - как в экономике, так и в социальной сфере.

Главной целью экономической политики в области развития страхования является формирование региональной системы, способной выполнять следующие социально-экономические функции: защита от потенциальных рисков, необходимая для эффективного функционирования рыночной экономики и являющаяся фактором ее стабильности и стимулом расширения предпринимательской деятельности; аккумуляция долгосрочных инвестиционных ресурсов для развития экономики.