Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, в числе основных задач, решение которых является критически важным для формирования эффективной системы страхования, следует отметить следующие:
1) формирование адекватной законодательной базы, что является необходимым условием развития института страхования и его максимального вовлечения в содействие экономическому развитию и росту экономики;
2) создание эффективного механизма государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью, что особенно важно на этапе становления национальной системы страхования;
) развитие форм трансформации сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни;
) поэтапная интеграция региональной системы в национальный страховой рынок, который характеризуется углублением взаимозависимости отдельных национальных рынков.
Для достижения поставленных целей и задач должна быть реализована следующая стратегия развития страхового рынка.
На первом этапе приоритет отдается развитию национальных страховых компаний, созданию налоговых стимулов и инвестиционных инструментов, формированию сектора обязательного страхования, а также системы государственного регулирования и надзора.
Второй этап характеризуется ростом капитализации рынка, усилением контроля за надлежащим использованием созданных стимулов, постепенной либерализацией условий деятельности иностранного капитала на национальном рынке.
Практические мероприятия должны быть направлены на стимулирование развития систем обязательного и добровольного страхования. Система обязательного и обязательного государственного страхования должна предусматривать защиту имущественных интересов граждан и юридических лиц.
В целом, приоритетными направлениями государственного страхования должны быть виды обязательного страхования гражданской ответственности. При этом базовые принципы обязательного страхования должны включать в себя:
1) соразмерность страхового тарифа и величины страхового риска;
2) реализацию предусмотренных законодательством мер регулирования страховых тарифов с целью их минимизации для страхователей;
) повышенные требования к страховщикам по обеспечению финансовой устойчивости;
) формирование финансовых механизмов, позволяющих обеспечить защиту в случаях, когда обязательное страхование не осуществлено;
) укрепление государственного надзора за осуществлением обязательного страхования;
) введение системы конкурсов и тендеров для страховых компаний, желающих принять участие в государственных программах обязательного страхования;
) исключение необоснованного введения дополнительных видов обязательного страхования, связанного с созданием новых внебюджетных ведомственных фондов.
К добровольному страхованию целесообразно отнести: долгосрочное и пенсионное страхование жизни; страхования жилых помещений граждан; медицинское страхование; страхование от несчастных случаев.
Государственное воздействие на структуру страхового рынка должно осуществляться по следующим направлениям:
1) разграничение операций по страхованию жизни и по иным видам страхования;
2) дальнейшее повышение минимального размера уставного капитала страховых организаций и реализация государством мер по стимулированию капитализации страхового рынка;
) определение порядка организации системы обязательного страхования.
Решение задачи вовлечения сбережений граждан в инвестиционный процесс через страхование предполагает систематические и последовательные действия государства в двух основных направлениях: создание системы стимулов для развития долгосрочного страхования жизни, включая пенсионное страхование; формирование механизма размещения резервов в инвестиционные инструменты, удовлетворяющие требованиям страховщиков с точки зрения доходности, надежности и ликвидности.
.3 Компьютерное обеспечение проекта
В рамках компьютерного обеспечения проектных мероприятий рассмотрим методику регрессионного и кластерного анализа развития малого бизнеса на региональном уровне. Так, регрессионный анализ призван дать оценку прогнозным значениям социально-экономического явления на основе уравнения регрессии.
Уравнения множественной регрессии для субъектов малого предпринимательства Курганской области на основании данных 2004 г., 2005 г., 2006 г. выглядит следующим образом:
Таблица 5 - Уравнение множественной регрессии
2004 год | Уiвнеш= 0,47Х1-,21Х3+0,05Х4+0,08Х7+0,1Х12 Уiвнутр= 0,48Х2+0,11Х5-0,42Х6-0,46Х8+0,6Х9+0,07Х10+0,17Х11 Iинтегр = 0,83iвнутр+0,21iвнеш | R= 0,84 R2= 0,71 А <8% Fтабл |
2005 год | Уiвнеш= 0,49Х1-0,46Х3+0,1Х4+0,18Х7+0,21Х12 Уiвнутр= 0,34Х2+0,36Х5-0,1Х6-0,43Х8+0,12Х9+0,15Х10+0,23Х11 Iинтегр = 0,77iвнутр+0,62iвнеш | R= 0,85 R2= 0,73 А <8% Fтабл |
2006 год | Уiвнеш= 0,53Х1-0,23Х3+0,49Х4+0,42Х7+0,18Х12 Уiвнутр= 0,18Х2+0,5Х5-0,18Х6-0,11Х8+0,23Х9+0,16Х10+0,38Х11 Iинтегр = 0,75iвнутр+0,98iвнеш | R= 0,78 R2= 0,61 А <8% Fтабл |
Данные зависимости характеризуют степень влияния факторов предпринимательского климата на уровень конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства. [34, с.45]
В качестве параметров (Хi) представлены различные факторы. Так, наибольшее влияние на уровень конкурентоспособности предприятий обрабатывающей промышленности в 2004 году оказывали факторы: занимаемая доля фирмы на рынке, степень обеспеченности квалифицированными трудовыми кадрами, степень загруженности производственных мощностей, эффективность управления предприятием и обеспеченность заказами.
При расчете коэффициентов регрессии выяснилось, что связь между такими факторными признаками как: доля управленцев в общей численности персонала, время существования фирмы на рынке и результативным признаком - «конкурентоспособностью предприятия» имеет обратную зависимость.
В первый кластер вошли предприятия с интегральным индексом в интервале (0,6 - 1,0), индекс внутренней конкурентоспособности ≥ индекса конкурентоспособности обусловленного факторами внешней среды (при высоком уровне внешней КСП от 0,2 до 0,5). Это финансово-устойчивые, в основном средние предприятия производящие конкурентоспособные товары, имеющие максимальную рыночную долю при продажах, являющиеся лидерами в ценовой политике.
Второй кластер образовали предприятия с интегральным индексом в интервале (0,39 - 0,8), индекс внутренней конкурентоспособности > индекса конкурентоспособности обусловленного факторами внешней среды (при низком уровне внешней КСП от 0 до 0,19) - это финансово-устойчивые в основном малые предприятия, выпускающие и реализующие конкурентоспособные товары только на региональном рынке.
В третий кластер входят предприятия с интегральным индексом в интервале (0,2 - 0,6), индекс внешней конкурентоспособности > индекса конкурентоспособности обусловленного факторами внутренней среды (при низком уровне внутренней конкурентоспособности от 0 до 0,19 и значительном уровне внешней КСП от 0,2 до 0,5). Финансово - неустойчивые предприятия, для которых характерна поддержка региональных органов власти, они существуют за счет: прямых дотаций из регионального и местного бюджетов, займов под гарантии региональных органов власти, реструктуризации задолженности по налогам.
Самый многочисленный 4 кластер состоит из предприятий, у которых интегральный индекс в интервале (0,1 - 0,38), индекс внутренней конкурентоспособности > индекса конкурентоспособности обусловленного факторами внешней среды (при незначительном уровне внешней конкурентоспособности от 0 до 0,1).
Предприятия 5 кластера характеризуются неэффективной маркетинговой и финансовой деятельностью, отсутствием инновационной деятельности и инвестиций в человеческий капитал, выпускаемый ими товар неконкурентоспособен на региональном рынке ни по цене, ни по качеству. Эти финансово-неустойчивые предприятия потенциальные банкроты с значительно низким уровнем и внешней и внутренней конкурентоспособности, интегральный индекс конкурентоспособности у них в интервале от 0 до 0,19.
Таким образом, данная модель расчёта интегрального индекса конкурентоспособности предприятия дает возможность:
1) ранжирования предприятий в отрасли и регионе;
2) проследить изменение индекса конкурентоспособности в динамике и выяснить, за счёт каких факторов происходят изменения.
3.4 Социально-экономическая оценка эффективности предложенных мероприятий
Социальная эффективность предложенных мероприятий очевидна, так как реализация всех механизмов совершенствования предпринимательского климата, представленных в таблице 4 данного дипломного проекта, позволит региону выйти на качественно новый уровень развития малого предпринимательства. В свою очередь, развитие предпринимательства (особенно в виде индивидуальной занятости) увеличивает возможности самозанятости населения, что благоприятно влияет на формирование механизмов экономического самообеспечения населения.
В современных условиях малый бизнес является одним из важнейших источников благосостояния населения регионов России. Это доказывается, прежде всего, его социальной значимостью, экономическая сущность которого складывается из налогов, заработной платы, создания новых рабочих мест, оказания материальной помощи и финансовой поддержке работникам данной сферы.
Особенности социально-экономического развития объекта исследования не позволяет в ближайшее время (2-3 года) приблизиться к минимальным нормам и нормативам обеспечения населения учреждениями социально-культурного и жилищно-коммунального обслуживания.
Рассмотрим финансово-экономическую эффективность проектных мероприятий на примере создания консалтингового центра поддержки малого бизнеса в рамках направления «Улучшение информационного обеспечения бизнеса».
Данный центр будет оказывать услуги информационного юридического и организационного характера субъектам малого предпринимательства в целях создания или развития их бизнеса.
Консалтинговый центр будет функционировать при координационных региональных органах поддержки и развития предпринимательства в Курганской области.
В Центре будут работать два специалиста (юрист и менеджер - координатор), которые будут работать с клиентами, а также специалиста - системный администратор, ответственный за создание информационной базы данных. База данных, сформированная в Центре, будет способствовать развитию региональных бизнес - связей, а также получать реальную статистику о проблемах развития предпринимательства на региональном уровне. Затраты на создание центра представлены в таблице 6.
Следует отметить, что необходимые первоначальные затраты на реализацию проектного мероприятия предполагается привлекать в виде инвестиций. Посредником и гарантом в инвестиционном процессе будет выступать Областной союз предпринимателей Курганской области.
Таблица 6 - первоначальные инвестиции на создание консалтингового Центра
Наименование статьи затрат | Сумма, тыс. руб. |
Приобретение офисной мебели | 840 |
Приобретение офисной техники: - компьютер -ноутбук Aser 3692 wlmi - копировально-множительная техника - прочие средства технического оснащения | 110 25 32 40 13 |
Регистрация предпринимательской деятельности и получение лицензии | 17 |
Приобретение программного обеспечения для формирования базы данных | 13 |
Итого | 980 |
Так как деятельность Центра является предпринимательской, то необходимо определить уровень условно-переменных и условно-постоянных затрат, связанных с предпринимательской деятельностью.
К условно-постоянным затратам отнесем аренду помещения (затраты на электроэнергию включены в арендную плату согласно договора аренды); заработную плату административно-управленческого персонала (менеджера - администратора в данном случае).
Таблица 7 - Определение условно-постоянных затрат
Наименование статьи затрат | Сумма, тыс. руб. |
Аренда помещения | 16 |
Заработная плата АУП | 9 |
ЕСН АУП | 2,34 |
Итого | 27,34 |