Файл: Мария Бойко Мария Бойко.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 1909

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

449
Краткосрочные экономические колебания. Поле деятельности для государства лись в затяжной рецессии 1930-х годов, прозванной Великой Депрессией. Легендарное оживление экономики США в ходе второй мировой войны, во время которой амери- канское правительство размещало на национальных предприятиях огромные оборон- ные заказы, всегда приводится в качестве удачного примера подобной политики.
Однако, все не так просто. Политики, пытающиеся стимулировать экономику с помощью фискальных мер сталкиваются с необходимостью ответить на 3 вопроса:
1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   31

Первый вопрос: откуда брать деньги? Для того чтобы наращивать государ- ственные расходы, нужно откуда-то брать деньги. Для этого существует два вари- анта. Третий вариант, предполагающий банальное включение печатного станка, мы даже не рассматриваем, как заведомо опасный для всей экономики в целом.
Итак, можно заимствовать необходимые средства на кредитном рынке, выпуская государственные облигации, а можно финансировать новые расходы путем повы- шения налогов. Как вы помните из обсуждения мультипликатора, первый вариант более эффективен с точки зрения стимулирования совокупного спроса, так как увеличение налогов отрицательно сказывается на расходах потребителей. Однако при заимствовании на кредитном рынке, государство увеличивает спрос на заем- ные средства. При этом процентная ставка увеличивается, что ведет к сокращению частных инвестиций, потребления домохозяйств и чистого экспорта.
(G-T)
⇒ спрос на заемные средства ⇒ i ⇒ I , C , NX
Финансирование дополнительных государственных расходов с помощью но- вых налогов не полностью решает проблему вытеснения частных инвестиций
7
Повышение совокупного спроса ведет за собой рост доходов домохозяйств, увели- чение их спроса на деньги для своих текущих трат, что при фиксированном предло- жении денег приводит к сокращению предложения заемных средств, росту ставки процента и падению частных инвестиций.
G
⇒ Y ⇒ i ⇒ I
Из этого следует, что государственные расходы вытесняют частные, ка-
ким бы образом они не финансировались.
7
В этом случае мультипликатор равен единице, что вам предлагается доказать самостоятельно

450
Глава 23
Опасность долгового финансирования дефицита бюджета на примере кризиса ГКО
Финансирование государственных расходов с помощью займов создает допол- нительную проблему в виде увеличения государственного долга. Выплаты по зай- мам могут превратиться в ощутимую статью расходов бюджета, особенно для стран, не пользующихся большим доверием кредиторов и вынужденных размещать новые займы под высокие проценты. Россия попала в подобную ситуацию в 1998 году, когда ее попытка финансирования дефицита бюджета с помощью краткосрочных займов, известных как ГКО (государственные краткосрочные обязательства) закон- чилась провалом. Практика размещения государственных займов такова, что ста- рые займы часто погашаются с помощью новых заимствований. Высокий процент, который министерство финансов РФ должно было платить по своим обязатель- ствам, явился следствием премии за риск, которую инвесторы требовали от нового заемщика, только вступившего на путь финансовой стабилизации. Необходимость финансировать дефицит и выплачивать высокие проценты по займам вела к стре- мительному росту объема выпущенных ГКО. Балансы российских банков, финан- совых и нефинансовых организаций были наполнены этими бумагами. Высокая доходность привлекала на рынок ГКО не только российских, но и многих иностран- ных инвесторов. Они первыми и покинули этот рынок, испуганные финансовым кризисом в Азии, разразившемся в 1997 году. Спрос на российские государственные облигации сократился, их цена упала. Новые заимствования уже не могли обеспе- чить погашение старых. В бюджете, страдающем от низких цен на нефть и прочее сырье, в следствие того же кризиса, денег на погашение долга тоже не было. В ав- густе 1998 году, когда доходность по ГКО выросла до 140% годовых правительство
РФ вынуждено было объявить дефолт по своим обязательствам. За дефолтом, как и следовало ожидать, последовал глубокий банковский кризис, резкое падение ру- бля, приведшее к сильному росту инфляции и падению производства. В 1998 году российский ВВП упал почти на 6%, а инфляция составила 84%.
Начавшийся в 1999 году рост цен на нефть, практически не прерывавшийся в по- следующие 10 лет, а также увеличение конкурентоспособности российских товаров благодаря обесценению рубля вывело российскую экономику из кризиса. Уровень выпуска восстановился уже в 2000 году. Однако для восстановления доверия инвесто- ров к российским государственным облигациям потребуется много больше времени.
Второй вопрос: на что тратить деньги, направленные на стимулирова-
ние экономики? Военные расходы США времен Второй мировой не были заплани-


451
Краткосрочные экономические колебания. Поле деятельности для государства рованы как стимулирующий пакет, однако таковыми оказались. Необходимость в минимальные сроки получить оружие, суда, самолеты, грузовики, продоволь- ствие, амуницию и т.д. обеспечила заказами буквально все отрасли американской экономики. При этом заказы получали не самые нуждающиеся, а самые эффек- тивные предприятия. Повторить такое в мирное время непросто. В какую отрасль направить деньги? Какие предприятия должны быть получателями? В том случае, когда решения об инвестициях и потреблении принимаются не на основании по- лучения максимальной прибыли или наиболее дешевого продукта, а на основании того, кого жальче или кто лучше попросит, существует большая вероятность ошиб- ки. Поддержка неконкурентоспособных предприятий не дает большого стимулиру- ющего эффекта для экономики.
Третий вопрос: сколько у правительства есть времени для принятия решения?
Любое решение, требующее внесение изменений в закон о бюджете занимает вре- мя. Эти изменения должны быть одобрены законодательными и исполнительными органами власти. Согласование всех деталей и нахождение компромисса может быть очень длительным в мирное время. Дополнительное время нужно также для того чтобы потратить согласованную сумму и еще для того, чтобы государствен- ные деньги распространились по экономике для получения полного мультиплика- тивного эффекта. А что если за то время, пока фискальные меры согласовываются и приводятся в исполнение, экономика начнет выходить из кризиса самостоятель- но? Большое количество денег налогоплательщиков окажутся по- траченными впустую.
Из вышесказанного становится понятным, что стимулирующая фискальная политика – это пушка, из которой не нужно стрелять по воробьям, то есть по неглубоким кризисам. Что же касается глубо- ких и затяжных спадов экономической активности, как, например, рецессия, спровоцированная финансовым кризисом 2008 года, то и здесь среди экономистов нет единого мнения по поводу эффектив- ности бюджетной политики.
Фискальная политика, однако, не ограничивается активными бюджетными мерами. В экономической системе существуют, так называемые, встроенные стабилизаторы
, в виде антицикличе- ски изменяющихся доходов и расходов бюджета. Таким стабилиза- торами, прежде всего, являются:
– Подоходный налог. В силу того что подоходный налог рассчитывается как процента от дохода, сумма изымаемого у домохозяйств налога автоматически сни- жается во время экономических спадов и увеличивается во время подъемов.
Встроенные стабилизаторы экономики -- на- логи и трансферты, которые автомати- чески увеличивают располагаемый до- ход домохозяйств в ситуации кризи- са и уменьшают в ситуации подъема экономики.


452
Глава 23
– Пособия по безработице и прочие социальные выплаты. Эти выплаты из бюджета домохозяйствам автоматически увеличиваются, когда экономика дви- жется вниз, и снижаются при ее движении вверх.
Преимущество встроенные стабилизаторов состоит в том, что они «срабатыва- ют» автоматически и вовремя, без необходимости предварительных согласований.
23.5. Роль для государства.
Денежно-кредитная политика
Решения об изменении денежно-кредитной политики принимаются в опера- тивном порядке центральными денежными властями и не связаны напрямую с не- обходимостью тратить деньги налогоплательщиков. Вероятно, в связи с этим де- нежно-кредитная политика чаще используется для «тонкой настройки» экономики.
Целью денежно-кредитной политики является контроль за инфляцией и экономи- ческой активностью через воздействие на совокупный спрос. Делается это с помо- щью регулирования ставки процента по кредитам.
Как вы помните, снижение стоимости кредита увеличивает инвестиционные рас- ходы, потребление домохозяйств и чистый экспорт, что в свою очередь увеличивает совокупный спрос. Рост совокупного спроса ведет к увеличению выпуска и снижению безработицы, в то время как снижение совокупного спроса замедляет инфляцию.
Каким образом Центральный банк может влиять на ставку процента? Грубо говоря, изменяя количество денег. Как вы помните из предыдущей главы нашего учебника, при неизменном уровне цен и дохода, домохозяйства хотят держать для текущих расходов определенную сумму денег, а остальное вкладывать в активы при- носящие доход, то есть предлагать в качестве кредита на рынке заемных средств.
Если количество денег сократится, то объем заемных средств, которые предлагают домохозяйства, также уменьшится. Это поведет к росту процентной ставки.
Если Центральный банк ставит перед собой задачу стимулировать выпуск, то он снижает ставку процента путем увеличения денежной массы. Если же его за- дачей является борьба с инфляцией, то он повышает ставку процента путем сокра- щения денежной массы.
М
⇒ i ⇒ I, C, NX ⇒ AD ⇒ Y
М
⇒ i ⇒ I, C, NX ⇒ AD ⇒
π

453
Краткосрочные экономические колебания. Поле деятельности для государства
Изменить величину денежной массы можно различными спо- собами. Для этого у Центрального банка существуют следующие инструменты денежной политики
1)
Операции на открытом рынке
. Центральный банк может регулировать количество денег с помощью продажи и покупки на рынке принадлежащих ему ценных бумаг. Традиционно для этого используются государственные долговые обязательства, так как они являются самыми надежными. Продавая государ- ственные долговые обязательства из своего портфеля, денеж- ные власти сокращают денежную массу, изымая деньги из обра- щения. Наоборот, покупая ценные бумаги, Центральный банк расплачивается за них «новыми» деньгами, что увеличивает де- нежную массу
8
2)
Ставка рефинансирования
. Ставкой рефинансирования называется процент, под который Центральный банк кредиту- ет коммерческие банки. Чем выше эта ставка, тем дороже для коммерческих банков покрывать свои долги в случае нехват- ки собственных средств. Чем дороже для банков становится неосторожное кредитование, тем меньше они выдают креди- тов. Чем меньше коммерческие банки выдают кредитов, тем меньше банковский мультипликатор. Чем меньше банков- ский мультипликатор, тем меньше денежная масса при том же количестве наличных в банковской системе. Чем меньше денежная масса, тем выше ставка процента. Чем выше ставка процента, тем ниже инвестици- онные расходы, потребление домохозяйств, чистый экспорт и как следствие, совокупный спрос. Чем ниже совокупный спрос, тем ниже уровень инфляции.
Уф! Этот вариант сказки про дом, который построил Джек, называется меха- низмом трансмиссии денежно-кредитной политики
, то есть меха-
8
На операции на открытом рынке можно смотреть и как на инструмент, непосредственно влияющий на став- ку процента. При покупке государственных облигаций Центральным банком их цена увеличивается.
Чем выше цена облигации, тем ниже процент, который она принесет: облигации размещаются с дисконтом и в момент погашения на них выплачивается фиксированная стоимость, указанная при размещении. Та- ким образом, покупка ЦБ государственных облигаций ведет к снижению ставки процента по этим облига- циям, а через это и по всем прочим займам, так как их доходность является базовой. Продажа денежными властями государственных облигаций, наоборот, ведет к снижению их цены и росту ставки процента.
Инструменты де- нежной политики -- средства, которыми
Центральный банк пользуется при проведении денеж- но-кредитной поли- тики.
Операции на откры- том рынке -- покуп- ка и продажа Цен- тральным банком ценных бумаг на фондовом рынке.
Ставка рефинансиро- вания -- ставка про- цента, по которой коммерческие бан- ки могут получить кредит в Централь- ном банке.


454
Глава 23
низмом, с помощью которого денежные власти могут воздейство- вать на цены и выпуск.
Ставка рефинансирования
⇒ r ⇒ m ⇒ M
⇒ i ⇒ C , I , NX ⇒ AD ⇒
π
3)
Изменение нормы обязательного резервирования
Как вы помните, коммерческие банки обязаны по закону оставлять некоторую часть своих депозитов в качестве резерва. Чем эта часть больше, тем меньше они смогут выдать кредитов, тем меньше будет значение денеж- ного мультипликатора, то есть тем меньше денег создаст банковская система.
Денежная масса сократится. Это поведет к росту ставки процента и падению совокупного спроса. Инфляция сократится. Если же Центральный банк хочет добиться увеличения совокупного спроса через снижение ставки процента, то он будет снижать обязательную норму банковского резервирования.
r
⇒ m ⇒ M ⇒ i ⇒ C , I , NX ⇒ AD ⇒
π
К сожалению, действие перечисленных инструментов кредитно-денежной по- литики не симметрично. Они намного лучше помогают в борьбе с инфляцией, чем в стимулировании экономики. Все дело в том, что денежным властям лучше удается сократить денежную массу, нежели ее увеличить. Как вы помните, в наращивании количества денег принимает участие вся банковская система. Можно напечатать дополнительные деньги, но нельзя заставить экономических агентов их принять.
Также невозможно заставить коммерческие банки увеличивать кредитование, если они не уверены в своих клиентах, а население и фирмы брать эти кредиты, если они не уверены в своих доходах. Экономисты часто сравнивают экономику с воздуш- ным шариком, а денежно-кредитную политику с ниточкой от него. Дернув за ниточ- ку, шарик можно легко притянуть к земле – уменьшить денежную массу, а вместе с ней совокупный спрос и инфляцию. Однако обратное гораздо сложнее – сколько не толкай ниточку вверх, на шарик это не повлияет. Это наблюдение отнюдь не от- меняет обязанность денежных властей следить за тем, чтобы в случае экономиче- ского спада недостаточное количество денег и высокая стоимость кредита не явля- лись дополнительными тормозами для экономики. Если мы хотим снова запустить двигатель машины, прежде всего, нужно проверить, чтобы он был хорошо смазан.
Как мы уже говорили, Центральный банк может принимать решения относи- тельно денежно-кредитной политики достаточно оперативно. Это, с одной сторо-
Обязательная норма резервирова- ния -- минимально допустимая доля депозитов, которую коммерческие бан- ки должны хранить в качестве резервов.

455
Краткосрочные экономические колебания. Поле деятельности для государства ны, помогает в ситуации кризиса, однако, с другой стороны, может привести к чрез- мерному увлечению денежных властей управлением экономикой. Непредсказуемые действия Центрального банка, без предупреждения переходящего от подстегивания экономики к ее торможению, добавляют неопределенность в систему. Неопреде- ленность, как вы знаете, всегда дорого обходится. Накапливаются ошибки, которые могут привести к очередному спаду. Во избежание этого, многие экономисты при- держиваются мнения, что денежным властям не нужно заниматься «тонкой настрой- кой» экономики, а вместо этого лучше придерживаться четких, заранее объявленных правил, по которым они действуют. Примером подобной политики является таргети- рование инфляции, которое мы с вами обсуждали в Главе 19 нашего учебника.
23.6. Политика, направленная на стимулирование совокупного предложения
Из всего вышесказанного следует, что стимулирование совокупного спроса – сложное и часто неблагодарное занятие. Выпуск может увеличиться на некоторое время, пока инфляционные ожидания остаются низкими, а более высокий уровень инфляции может остаться надолго. Если же стимулированием совокупного спроса лечить кризис, вызванный шоком предложения, то последствия для инфляции мо- гут быть катастрофическими.
Как это показано на рисунке 23.8, увеличение инфляции, вызванное отрицатель- ным шоком предложения, только усугубляется от политики стимулирования совокупно- го спроса. В связи с этим, многие экономисты считают, что для стимулирования эконо- мики лучше подходят меры, направленные на увеличение совокупного предложения.
Рис 23.8
π
Y
LRAS
SRAS
AD