Файл: Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 344
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– образовательная: познакомить учащихся с современным обществом, его положительных и отрицательных процессах;
– развивающая: развивать учебно-исследовательские умения учащихся и критическое мышление;
– воспитательная: формировать у учащихся представление о современном мире.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, дополнительный материал.
Ход урока:
1. Организационный момент – отметка отсутствующих, повторение домашнего задания.
2. Актуализация знаний.
Раздача карточек:
1. карточка
Объясните значение слов:
– огородничество –
– демократия –
– община –
2. карточка
Объясните значение слов:
– империя –
– право –
– земледелие –
Фронтальная беседа:
Вопрос учителя:
– Назовите первые города – государства?
Ответ учеников:
– Шумер и Элам
Вопрос учителя:
– Что послужило причиной создания государства?
Ответ учеников:
– Переход к оседлому образу жизни.
Вопрос учителя:
– Для каких целей в первых государствах появилась письменность?
Ответ учеников:
– Она облегчала передачу и хранение информации.
Вопрос учителя:
– Что такое ремесленный труд? В чем его отличие от домашнего промысла?
Ответ учеников:
– Ремесленный труд – это профессиональное занятие, а домашний помысел – это любительский труд, которым можно было заниматься не весь день. Главная цель ремесленного труда производство продукции для продажи.
Вопрос учителя:
– Почему в древности так много кровопролитных войн?
Ответ учеников:
– Чем большим богатством владели правители государства и знать, тем сильнее у них было желание захватить территорию соседних стран, захватить пленных, присоединить территории и заставить платить дань.
Вопрос учителя:
– Что такое империя?
Ответ учеников:
– Империя – это государство, созданное за счет присоединения соседних территорий.
Вопрос учителя:
– Почему империю называют централизованным государством?
Ответ учеников:
– Потому что все население управляется из единого центра – столицы.
Вопрос учителя:
– Для каких целей в империях появились чиновники?
Ответ учеников:
– Они переписывали население и припасы, распоряжались выполнением общественных работ, собирали налоги, отправляли ритуалы и церемонии, писали отчеты и записки.
Вопрос учителя:
– Что такое бюрократия и бюрократы?
Ответ учеников:
– Бюрократы – должностные лица, выполняющие свои обязанности формально, в ущерб делу.
Вопрос учителя:
– Что такое право?
Ответ учеников:
– Право – общеобязательные правила поведения, установленные государством.
Вопрос учителя:
– Когда появились первые законы?
Ответ учеников:
– При царе Хаммурапи, в 1500 году до нашей эры.
Сбор карточек.
3. Изучение нового материала.
1. Введение в урок:
Слова учителя:
– На протяжении последних нескольких уроков мы с вами говорили о развитии человеческого общества: от стадии первобытности до стадии формирования первых государств. Сегодняшний урок посвящен стадии наиболее близкой всем нам – это стадии современного общества.
Дети записываю тему урока.
Слова учителя:
– Современное общество – это общество, где главное занятие людей –это промышленное производство. Но с развитием техники производство становиться все более роботизированным и автоматизированным. Этот процесс имеет две стороны: с одной развитие техники способствует дальнейшему ее усовершенствованию, и освобождение человечества от тяжелого труда, с другой стороны многие современные ученые считают, что уже через 30 лет все необходимое для человечества сумеют изготовить роботизированные предприятия, где будут работать всего несколько рабочих, а это приведет к тому, что большинство людей останутся без работы. К тому же для предпринимателей экономически выгоднее роботы, чем живой человек. Роберт Смит глава американской компании «Дженерал моторс», производящей автомобили сказал, что экономичнее иметь тысячу роботов, чем платить заработную плату одному рабочему, труд которого дорожает на 1 доллар каждый час.
О других процессах, происходящих в современном обществе, прочитаем в учебнике.
-
Работа с текстом учебника.
Учащиеся читают по цепочки текст учебника с. 54 -56 с 2 абзаца.
-
Беседа с учащимися по прочитанному.
Вопрос учителя:
– Какие отрасли промышленности развиты в современном обществе?
Ответ учеников:
– Фармацевтика, электроника, телекоммуникации, компьютерная техника, нефтехимия, агробизнес.
Вопрос учителя:
– Что такое надомный труд?
Ответ учеников:
– Работа дома, связанная с использованием компьютера.
Вопрос учителя:
– Приведите примеры работы на дому?
Ответ учеников:
Учащиеся приводят примеры, опираясь на текст учебника.
Вопрос учителя:
– Почему работа дома, считается более производительной и удобной?
Ответ учеников на основе собственных суждений.
Вопрос учителя:
– В чем вы видите положительные стороны развития телевидения, телефонной связи и интернета
Ответ учеников на основе собственных суждений.
Вопрос учителя:
– Назовите открытия, сделанные с начала прошлого века? Как они облегчали жизнь современных людей?
Ответ учеников:
Учащиеся отвечают на вопрос, опираясь на текст учебника и свои собственные наблюдения
-
Составление таблицы «Отрицательные и положительные стороны современного общества»
Слова учителя:
– Попробуйте самостоятельно оценить процессы, происходящие с современном обществе, заполняя таблицу. Для этого необходимо на вопросы, что вам нравиться и что не нравиться в современном обществе.
Дети заполнят таблицу, затем отвечают.
«Мне нравиться в современном обществе …» | «Мне не нравиться в современном обществе…» |
|
|
Работа по группам:
Слова учителя:
– О современном обществе мы сегодня поговорили, но нам очень интересно, что же будет дальше, давайте приоткроем завесу неизвестности и подумаем, как же будет выглядеть общество будущего.
Учащиеся, работая по группам рисуют общество будущего и описывают его. Несколько групп по желанию отвечают, остальные сдают работы.
-
Вывод по уроку: Мы познакомились со всеми ступенями развития человечества. Будем надеяться в будущем человечество будет развиваться на новом уровне, осмыслив ошибки прошлого -
Домашнее задание – повторение §6 – 10.
Выставление оценок.
Урок 7-8. Свобода в деятельности человека (2 часа).
Цель: изучение и анализ различных смыслов понятия «свобода» и создание модели свободного общества.
Задачи:
– образовательная: получить новые знания по теме «Свобода»; развить обще учебные умения – работать с дополнительной литературой, грамотное владеть устной, монологической и диалогической речью; уметь работать коллективно; выбирать рациональные способы выполнения работы; демонстрировать навыки составления мини проектов;
– развивающая: развить мышление учащихся, умение владеть основными мыслительными операциями – анализом, синтезом, обобщением и т. д.;
– воспитательная: формировать нравственные представления о свободе, человеческом выборе свободы деятельности и поведения; воспитать критическое отношение к своему поведению и уважение к закону.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: материалы с высказываниями афоризмами о свободе, презентации по теме, ватманы, фломастеры, клей, компьютеры, раздаточный материал.
Ход урока.
1. Организационный момент (создание 3 групп).
На экране (презентация) набор слов «Ветер, птица, простор, выбор».
– Посмотрите на экран. Какое слово может объединить написанные слова?
Предположительный ответ – «свобода».
2. Мотивация – коробка с символом «несвободы».
3. Постановка проблемы и предоставление необходимой информации.
На экране (презентация) высвечивается тема «Свобода в деятельности человека».
Вводное слово учителя.
ХХ век стал для России временем томления по свободе. Она представлялась как благо, которое достанется в равной мере каждому желающему, которым каждый сможет распорядиться по своему разумению. Но последнее десятилетие ушедшего века преподнесло обществу неожиданную проблему: оказывается, мы не знаем, что такое свобода и как ею распорядиться, если ее вдруг оказалось много. Свобода – это великое чудо, которое нужно суметь удержать, достойно им распорядиться, в противном случае общество может скатиться в пропасть правового «беспредела», что чревато огромной бедой для молодой российской демократии.
На сегодняшнем уроке мы начинаем изучение новой главы, главным вопросом которой будет вопрос о свободе.
На столах ватманы и фломастеры.
-
Интерактивный урок по теме «Свобода в деятельности человека»
Задание 1.
Учитель: Ребята, давайте мы с вами сейчас, работая в группах попытаемся создать Модель свободного общества, решая проблемы. Но это не все проблемы, их гораздо больше.
А) Поэтому сейчас по 3 человека от группы, работая с тестом, набранным в компьютере, будут работать с текстом, выделяя проблемы
Б) Остальные работают с понятием «Свобода». Фиксируют на ватмане, (занимая 1/3) сформулированное понятия свое, в помощь можно использовать изречения философов представителей искусства и науки.
В) Поменяться ватманами (по кругу) задать вопрос.
(Выделяют проблемы, записываем в презентацию).
– Что такое свобода;
– Как распорядиться свободой, если ее много;
– Каковы рамки свободы;
– Есть ли абсолютная свобода;
– Что значит быть свободным
Задание 2.
Создайте свою модель свободного общества, пытаясь решить проблемы или учитывая их. (1/3 листа).
Задание 3. Выход в Интернет на форум «что такое свобода».
По 3 человека от группы за компьютеры, затем меняемся (не более 3 минут).
Информация – Взять в папке Бударева электронный адрес, скопировать и вставить в окно «адрес» – поиск – зарегистрироваться. Можно свои размышления внести в форум.
Задание 4 (творческое) (1/3 листа).
Группа 1 – «Кодекс свободного человека».
Группа 2 – Собрать стихотворение о свободе и приклеить.
Группа 3 – Нарисовать «символ свободы».
5. Защита проектов и вопросы к ним других групп (не более 2 минут).
Вопросы других групп.
6. Выводы.
1) Свобода – это великая ценность
2) абсолютной свободы нет
3) свобода предполагает выбор
4)свобода дает возможность для творческой самореализации
5) и т.д.
7. Рефлексия
8. Домашнее задание п.12, мини-эссе (по выбору) тема «Свобода в экономической сфере деятельности», «Свобода в политической сфере деятельности», «Свобода в духовной сфере деятельности», «Свобода в социальной сфере деятельности».
Урок 9-10. Сущность человеческой деятельности (2 часа).
Цель: на основании формирования умений и навыков комплексного осмысления знаний учащихся дать представление о деятельности как способе бытия человека и общества.
Задачи:
– образовательная: дать представление о деятельности и ее структуре; научить оперировать имеющимся потенциалом знаний в конкретной ситуации; закрепить умения вычленять проблемы; учить отстаивать свою точку зрения;
– развивающая: обогащать и развивать словарный запас; развивать умения и навыки формально–логического мышления и критического мышления; развивать умения и навыки анализа и систематизации обществоведческого материала; формирование умений и навыков написания эссе;
– воспитательная: воспитывать культуру учебного труда, вовлечь учащихся в активную деятельность.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, дополнительный материал.