Файл: Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 341
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Целостная характеристика определенного человека через его темперамент, характер, интеллект, потребности, способность и интересы, т.е. его неповторимые качества | темперамент | характер | интеллект |
потребности | интересы | способности | |
Социальные отличия: Место в социально – классовой структуре – социальный статус | Философские отличия: Неповторимое своеобразие мышления. |
На основе обсуждения составляется таблица
Индивид | Индивидуальность | Личность |
1)представитель человеческого рода; 2)зависим от социальных условий; 3) общество, в котором живет индивид, накладывает отпечаток на его поведение. | 1) неповторимое качество человека; 2) зависит от социального статуса; 3) неповторимое своеобразие мышления | 1) индивид, обладающий совокупностью социально– значимых черт; 2) личностью становятся в процессе социализации; 3) характеристика личности зависит от внутреннего мира. |
Так вот, проанализировав нашу таблицу, мы можем подвести итог: Индивид – представитель человеческого рода, а индивидуальность – это некое уникальное, неповторимое качество индивида, отличающее его от других индивидов. И когда индивид, в процессе социализации приобретает свою индивидуальность, он становится личностью. И, как вы уже понимаете, личность – это некая сложная система, а следовательно, она состоит из определенных элементов. Они-то и составляют структуру личности. У разных ученых – разные взгляды на структуру личности, но наиболее точно и просто, на мой взгляд, ее передает структура по Зигмунду Фрейду.
3. Структура личности по З. Фрейду: (10 минут).
Запишем определение структуры личности.
Структура личности – специфическая организация качеств, способностей, мотивов, ценностей, присущих данному индивиду, образующая его неповторимую личность в различных проявлениях. Рассмотрим ее структуру, которую предложил основатель психоанализа З. Фрейд.
Рисунок 8 – Структура личности З. Фрейд
ИД – примитивные, инстинктивные аспекты личности.
ЭГО – часть психики, ответственная за принятие решений, социальная составляющая человека.
СУПЕР-ЭГО – совесть и идеал.
Так вот, структура личности – это наша биологическая сущность, ограниченная социальными рамками и нормами, т.е. тем мной, который я есть. А еще каждый индивид имеет некое представление о себе идеальном, к которому индивид стремиться, а вот если не получается в каких–то ситуациях быть идеальным, человека мучает совесть.
4. Закрепление изученного на уроке:
А теперь я предлагаю закрепить пройденный материал с помощью небольшого теста.
Тест:
1. Индивид – это:
А) представитель человеческого рода; Б) представитель конкретной профессии;
В) член какой-либо корпорации; Г) человек, получивший хорошее воспитание.
2. Личность формируется под воздействием:
А) природной среды; Б) биологической программы;
В) социализации; Г) собственных убеждений
3. В индивидуальности человека выражается:
А) его принадлежность к человеческому роду;
Б) принадлежность к определенной социальной группе;
В) неповторимое своеобразие качеств; Г) наличие прав и обязанностей.
4. Подросток является личностью:
А) зрелой; Б) индивидуальной; В) биологической; Г) формирующейся
5. Часть психики, ответственная за принятие решений:
А) ид; Б) эго; В) суперэго; Г) идеал.
Ответы: 1 – А; 2 – В; 3 – В; 4 – Г; 5 – Б.
Урок 12–13. Познавательная деятельность человека (2 часа).
Цель: познакомить старшеклассников с различными деятельностями человека.
Задачи:
– образовательная: показать место познания среди многообразия человеческой деятельности; раскрыть роль знаний в жизни людей; охарактеризовать основные источники познаний человека об окружающем мире; изучить особенности различных видов познания;
– развивающая: воспитывать у учащихся стремление к совершенствованию, познанию мира, изучению наук для понимания окружающей действительности и себя.
– воспитательная: воспитывать культуру учебного труда, вовлечь учащихся в активную деятельность.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, раздаточный материал для анализа поставленной проблемы, схемы и таблицы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
«Знания – сила»
Фрэнсис Бэкон (английский философ).
1. Знания, их роль в жизни общества и человека.
– Опираясь на ранее изученный материал, личный опыт учащихся, рассмотреть круг вопросов, имеющих по отдельным положениям философско-обобщенный характер. Актуализировать опыт учащихся, сделать его предметом анализа, можно, используя активные диалоговые методы обучения.
Задания:
-
вспомните виды человеческой деятельности? -
подумайте, для чего нужны знания?
– В высказывании английского философа Фрэнсиса Бэкона выражена мысль об огромной роли знаний в жизни отдельного человека и человечества. Знания об окружающем мире и самом себе нужны человеку во всех видах деятельности – материальной и духовной. Задумывались ли вы о том, что знания разнообразны? Приведите примеры разнообразия знаний?
Можно предложить поочередно, по возможности избегая повторов, продолжить следующие фразы:
-
О мире физических явлений я знаю… -
О мире живых существ я знаю… и т.д.
Представление о разнообразии знаний дать в виде схемы.
2. Человек познающий.
– Последний круг вопросов в схеме «Разнообразие знаний» и станет предметом нашего дальнейшего рассмотрения: представления и идеи о том, как формируется само знание; каковы его источники; откуда берутся бесспорные представления; где граница между знанием и верой.
Рисунок 9 – Разнообразие знаний
Подчеркнуть, что основная тема для разговора о человеке познающем – как возникают знания?
– Знания не возникают сами по себе. Они результат особого процесса – познавательной деятельности людей. Приведите примеры из жизни, каким образом могут возникать знания?
Дать ответ на вопрос при помощи схемы. Если у учащихся возникнут затруднения с примерами, можно обратиться к тексту параграфа, раздел «Человек познающий».
Рисунок 10 – Схема «Познание»
– А теперь приведите примеры произвольного и специального познания мира. Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъект познания) и познаваемого предмета (объект познания). Как же они соотносятся друг с другом?
Дать представление о процессе познания через формулы, в которых:
П – познание,
С – субъект познания,
О – объект познания.
Задания:
-
составьте формулы познания мира, используя условные обозначения, когда субъект познает окружающий мир “со стороны” и когда он не отделен от предметного мира; -
приведите конкретные примеры для одной и второй формул.
(Познающий субъект не отделен от предметного мира, а находится внутри него).
Далее рассказать о двух основных путях познания окружающего мира.
3. Вижу, слышу, осязаю.
– Первый путь – путь познания через опыт, через чувства (эмпирический).
Задание: вспомните материал уроков биологии. Благодаря каким чувствам идет познание мира? Сколько основных чувств у человека?
Для активизации учащихся можно использовать схему–подсказку.
Рисунок 11 – Схема «Пять основных чувств человека»
– Для эмпирического пути познания мира необходима нормальная работа органов чувств, благодаря которым человек получает необходимую информацию о внешнем мире, а также о состоянии собственного организма.
Можно использовать материал учебника для рассуждений, какие органы чувств дают наибольший объем информации человеку, какие чувства называются отдельными учеными вспомогательным. Познакомить с формами чувственного познания мира – ощущением, восприятием, представлением.
Рисунок 12 – Схема «Формы чувственного познания мира»
Задания:
-
Приведите примеры познания мира через ощущение, восприятие, представление. -
Сделайте вывод, ЧТО влияет на характер и содержание чувственного образа познаваемого предмета?
(Предполагаемый ответ: на характер и содержание чувственного образа познаваемого предмета влияют:
– особенности «воспринимающих устройств», т.е. наших органов чувств; – индивидуальный опыт; – культурно–исторический опыт.
Таким образом, с полным основанием можно утверждать, что результатом чувственного познания является СУБЪЕКТИВНЫЙ образ объективного мира).
4. «Я мыслю, значит – я существую».
Дать представления о том, что человек не ограничивается только восприятием данного, а стремится проникнуть глубже в суть вещей, используя свою способность мыслить.
– Второй путь познания мира – рациональный.
Задание: попробуйте устно составить логическую цепь, как протекает процесс мышления.
Направляя ответы учащихся в нужное русло, пояснить, что основными мыслительными операциями являются сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение (абстрагирование). Показать протекание процесса рационального познания мира при помощи схемы.
Поясняя схему, дать представления о том, что результатом мыслительных операций становятся:
-
понятия, -
суждения, -
умозаключения (выводы).
Рисунок 13 – Схема «Процесс мышления»
– Имея дело в практической жизни с отдельными конкретными предметами, человек по определенным признакам соотносит их, сравнивает между собой. При этом выделяет их общие, существенные черты, отбрасывает те, которые в данном случае являются второстепенными. Результат такого процесса – понятия. По определенным правилам мы строим особые словесные комбинации – предложения. За грамматической формой стоит мыслительный процесс. Через связь понятий появляются суждения. Логически связывая суждения, мы приходим к выводам, или умозаключениям. Изучая рациональное познание, целесообразно заострить внимание учащихся на отдельных приемах логического мышления, в частности, рассмотреть структуру доказательства.
Путем упражнений научить отделять тезис (т.е. суждения, истинность которых надо доказать) от аргумента (т.е. суждения, которое используется при доказательстве тезиса). Можно использовать примеры из методических рекомендаций по курсу «Человек и общество». Необходимо обратить внимание на роль интуиции в познавательной деятельности. Про интуицию шел разговор в теме «Изобретательская деятельность».
Обсуждение данной проблемы уже полезно потому, что предостерегает от упрощенного, схематического восприятия процесса познания.
5. И мысли и чувства. Задание: работая самостоятельно с текстом учебника, изобразите в виде таблицы сущность спора между эмпириками и рационалистами.
Таблица 3 – Сущность спора эмпириков и рационалистов
Эмпирики | Рационалисты |
Признают решающую роль чувственного опыта. Считают, что рациональное мышление – комбинации того, что дается в опыте; оно ничего не прибавляет к знаниям | Отдают предпочтение разуму. Считают, что существуют некие врожденные идеи, задатки мышления, независимые от чувственного познания. |