Файл: Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 342

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


II. Закрепление изученного материала.

1. Проверить заполнение таблицы.

2. Обсуждение вопроса: «Какой же из двух источников знаний – разум или чувства – является определяющим в познавательной деятельности человека?».

3. Можно использовать тесты и задачи из методического пособия или дидактических материалов по курсу “Человек и общество”.

4. Для общего развития при помощи схемы можно дать представление о корнях извечного конфликта «Отцы и дети».


Рисунок 14 – Схема «Истоки конфликтов между родителями и детьми».
– Родители, люди зрелого возраста, уже прошли познание мира опытным путем, и большая часть родителей уже относится к рационалистам. Родители-рационалисты пытаются уберечь детей-эмпириков от «набивания шишек» и предлагают детям не идти опытным путем, а руководствоваться в жизни опытом родителей и жить «умом родителей». По сути, конфликт между родителями и детьми – это спор эмпириков и рационалистов (которые забывают, что когда-то сами были эмпириками).

3. Задание на дом.

Учить § 7, вопросы к нему. См. конспект урока.

  1. Итог урока.

Урок 14. Повторительно-обобщающий урок в форме игры.

«Мы – будущие избиратели». (1 час)

Цель игры: пропаганда политической и правовой культуры среди молодежи.

Задачи игры:

– показать смысл и значение демократических выборов, особенности предвыборной кампании, процедуры голосования в демократическом обществе;

– формировать активную гражданскую позицию и способности школьников к осознанному выбору, личному самоопределению;

– развивать у учащихся интерес к изучению социальных дисциплин.

Ход мероприятия.

1. Организационный момент.


На мероприятие приглашены старшеклассники, которые предварительно были ознакомлены с избирательным правом, процедурой проведения выборов.

Учитель: сегодня мы проводим с вами игру «Мы – будущие избиратели», на которой каждый из вас может представить себя избирателем, кандидатом в депутаты или на должность президента, членом избирательной комиссии, представителем СМИ. Часто люди жалуются на то, что тот или иной депутат не справляется с возложенной на него ответственностью, не помогает людям справиться с проблемами! А если люди не ходили на выборы, то они его не выбирали! Тогда предъявлять к нему какие–либо претензии безосновательно. Быть избирателями не так просто, это – сложная и ответственная задача. Участвуя в политической жизни, мы можем изменить свою жизнь или жизнь своих близких в лучшую сторону. Так, что же такое избирательное право? (заслушиваются ответы учащихся).

2. Выдвижение кандидата.


Игра начинается с того, что желающие из присутствующих выдвигают себя «кандидатами» в депутаты или на должность президента. На этом этапе проходит обсуждение кандидатур (можно в шутливой форме). «Кандидаты» пишут заявления о своем выдвижении. При этом следует оговорить то, что по закону кандидатом в депутаты Саратовской областной Думы, Государственной Думы РФ может быть гражданин, достигший 21 года, а в президенты – 35 лет.

На основании этого заявления составляются подписные листы и затем пускаются по рядам для того, чтобы все остальные участники игры поставили на этих подписных листах свои подписи в поддержку того или иного «кандидата». Каждый «избиратель» может ставить только одну подпись на подписном листе. Учащимся напоминаю: «В соответствии с Федеральным законом», «О выборах Президента Российской Федерации» в поддержку кандидатов должно быть собрано не менее одного миллиона подписей избирателей».

Учитель: что является основаниями для регистрации кандидатов? (заслушиваются мнения учащихся).

Вывод: 1. Наличие необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, избирательного объединения;

2. Решение о выдвижении кандидатов политической партией, которая представлена в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а на выборах регионального и местного значения – также и в Саратовской областной Думе.



После составленных заявлений участники “подписной кампании” регистрируют «кандидатов»; последние получают удостоверения о том, что они зарегистрированы как «кандидаты». «Кандидатам» сообщается, что список с указанием их данных передается СМИ.

Ситуация: «При сборе подписей одного из кандидатов я не смогла присутствовать, но моя подруга, зная, что я разделяю его точку зрения по многим вопросам, расписалась за меня, впоследствии я подтвердила эти намерения. Будет ли моя подпись признана достоверной?»

3. Предвыборная агитация.


Участники разбиваются на 3 группы: одна представляет СМИ, другая – кандидатов в депутаты и на должность президента, третья – избирателей.

Учитель обращает внимание, что предвыборная агитация начинается с момента регистрации и заканчивается в ноль часов за сутки до дня голосования. Предвыборная агитация в день голосования и предшествующий ему день запрещается.

Учитель зачитывает права и обязанности доверенных лиц, объединений, блоков и инициативных групп избирателей, представляющих кандидатов.

  1. Проводить предвыборную кампанию через СМИ.

  2. Проводить публичные предвыборные мероприятия (события, встречи с избирателями, публичные дебаты и дискуссии, демонстрации и так далее).

  3. Выпускать и распространять печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы и др.

Разыгрывается ситуация. «Доверенные лица» организовали «встречу с избирателями», на ней выступают «кандидаты» и те, кто их представляют. «Избиратели» и «представители СМИ» задают вопросы. «Кандидаты» излагают свои позиции.

Задание: Составьте вопросник для возможного кандидата на должность Президента РФ.

В игре полезно зафиксировать внимание на вопросе равенства возможностей тех или иных «кандидатов» получить доступ к экрану ТВ или микрофону на радио, на страницы газет. В соответствии с законом представители государственных СМИ отводят для предвыборных выступлений кандидатов и иных лиц равное количество бесплатного времени. В игре «телевизионщики» и «кандидаты» проводят обсуждение времени в эфир, соотнесения с другими передачами, возможности приглашения деятелей искусств и других известных лиц.

Учитель: Выборы – довольно дорогостоящее дело. Чтобы они проходили эффективно, их необходимо финансировать. В Российской Федерации расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов осуществляются за счет федерального бюджета. Все средства поступают в Центральную избирательную комиссию, а оттуда – в избирательные комиссии субъектов РФ и далее в другие избирательные комиссии.


Задание: почему государство оплачивает основные расходы по выборам в органы власти и не дает дело их финансирования в руки частных лиц? (обсуждение учащихся).

Учитель: Деньги из бюджета получают не только избирательные комиссии, но и кандидаты в депутаты и на должность Президента РФ. Эти деньги составляют основу их избирательных фондов. Кроме этих средств, избирательные фонды могут включать личные средства кандидатов, а также добровольное пожертвование физических и юридических лиц. По окончании избирательной кампании кандидаты представляют финансовые отчеты в вышестоящие избирательные комиссии в строго определенные сроки по форме, установленной избирательной комиссией.

4. Голосование и подсчет голосов.

На этом заключительном этапе избирательной кампании особое значение приобретает четкое и точное следование процедуре, предусмотренной в законах о выборах. Можно тщательным образом реализовать все предшествующие этапы избирательного процесса, но стоит допустить сбой на этом, завершающем, – и результаты выборов потеряют законную силу, не приобретут того знания, которое они должны иметь в политической жизни страны.

Учитель: Голосование на выборах в России проводятся в один из выходных дней. Как вы думаете почему?

– К этому дню вы уже внимательно ознакомились со списком кандидатов, с предвыборными платформами кандидатов, посетили предвыборные собрания, посетили избирательный участок, заранее ознакомились с образцами избирательных бюллетеней и так далее.

Сейчас я процитирую вам выдержку из Федерального закона «О выборах Президента РФ»: «В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины, специально оборудованные места или комнаты для тайного голосования. Кабины, специально оборудованные места или комнаты для тайного голосования оснащаются столиками и письменными принадлежностями».

На доске рисуется схема зала.

– Почему закон предусматривает специальные помещения для тайного голосования?

– Внимательно изучите схему зала для голосования. Поскольку у вас уже есть достаточно полное представление об избирательном праве и избирательном процессе, попытайтесь самостоятельно ответить на следующие вопросы:

  1. Зачем в зале предусмотрены две двери: вход и выход?

  2. Почему нет общего стола для выдачи бюллетеней, а предусмотрен ряд таких столов, на каждом из которых – часть списков избирателей?

  3. Почему после заполнения бюллетеней в кабине голосования избиратель выходит к избирательным ящикам не в ту сторону, где располагаются члены избирательной комиссии, а в противоположную?

  4. Чем обусловливается выбор места для наблюдателей?


– День выборов на избирательном участке начинается с того, что в восемь утра представитель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем с соблюдением четких правил в ящики опускаются бюллетени тех, кто проголосовал досрочно. После этого начинается голосование. Допустим, вы вошли в зал для голосования. Вы сможете сделать это в день выборов с восьми до двадцати часов по местному времени. Дальше вы идете к тому столу для членов комиссии, стоят таблички с буквами, среди которых – начальная буква вашей фамилии (или улица, на которой вы живете).

Там вам выдадут избирательные бюллетени. При выборах Президента РФ избиратель получает один бюллетень, в котором в алфавитном порядке приведены фамилии, имена, отчества всех зарегистрированных кандидатов и их данные: год рождения, место работы, занимаемая должность и место жительства. В ходе выборов депутатов Государственной Думы избиратель получает два бюллетеня разной формы: избирательный бюллетень по одномандатному избирательному округу и избирательный бюллетень по федеральному избирательному округу. При этом вы должны подать свой паспорт членам избирательной комиссии и поставить подпись за полученные бюллетени. В конце перечня кандидатов помещается строка: «Против всех кандидатов». Вы ставите крестик или другой знак против фамилии одного из кандидатов или в графе «Против всех кандидатов» (в зависимости от ваших личных предпочтений).

Далее участники игры разбиваются на следующие группы: «члены участковой избирательной комиссии», «наблюдатели», «избиратели». «Члены комиссии» выбирают «председателя».

Начинаются выборы. В ходе игры создаются нестандартные ситуации: например, один из «избирателей» выходит из кабины и подходит не к ящику, а к «членам комиссии» и говорит, что он испортил бюллетень и хотел бы повторно проголосовать. Каковы действия игроков? Или: кто-то из «избирателей» делает пометки в бюллетенях, не войдя в кабину. Можно представить себе и некоторые грубые нарушения избирательных прав граждан (попытка запугивания «избирателей», продолжение предвыборной агитации в день голосования и др.).

Вопросы для обсуждения.

  1. Студент академии права г. Саратова, обучающийся на очном отделении, имеет временную прописку в общежитии данной академии, а постоянное место его проживания п. Степное. На каком из участков он будет голосовать? (голосует по месту нахождения общежития; гл. 2 ст. 16 п. 5).

  2. Все вы знаете, что участковая комиссия обычно работает до глубокой ночи. Наблюдатель от одной из партии предложил свою помощь в подсчете голосов на участке, но комиссия ему в этом отказала. Правомерны ли действия участковой комиссии, поясните ответ? (Правомерны. Так как наблюдатель не имеет право принимать участие в подсчете голосов; гл. 4 ст. 30 п.7).

  3. Если на момент голосования вы уезжаете в другой город и точно знаете, что в день голосования вас не будет какой документ вы должны получить в участковой или территориальной комиссии. (открепительное удостоверение).

  4. Во сколько открывается участок в день голосования, и до какого времени вы имеете право голосовать на своем участке (с 8.00 до 20.00; гл. 10 ст. 75 п.1).

  5. На избирательных участках, образованных в воинских частях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, в труднодоступных или отдаленных местностях, на полярных станциях участковая комиссия может объявить голосование законченным раньше времени в каком случае? (если все проголосовали; гл. 10 ст. 75 п.3).

  6. В какой день недели назначается голосование на выборах? (воскресенье).

  7. Когда прекращается агитационный период? (в день голосования и предшествующий ему день или в 0 часов по местному времени за сутки до дня голосования; гл. 8 ст. 56 п.1).

  8. Сколько наблюдателей от одной партии может находиться одновременно на избирательном участке?

  9. За сколько дней до дня голосования начинается предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях? (28; гл. 8 ст. 56 п.1).