Файл: Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 336
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение 1
Анкета «Мы – граждане России».
(Метод «Незаконченное предложение»).
Гражданин – это …
Закон – это …
Конституция – это …
-
Что значит быть гражданином?
Быть гражданином – значит …
-
Имеет ли гражданин какие-либо права? Подчеркни: да или нет -
Какие права имеет гражданин?
Гражданин имеет право …
-
Имеет ли гражданин какие-либо обязанности? Подчеркни: да или нет. -
Какие обязанности имеет гражданин?
Гражданин имеет обязанности …
Анкета для старшеклассников
Уважаемый старшеклассник!
В ваших руках анкета, в которой мы просим выбрать одно из четырех утверждений и поставить соответствующий ему балл.
-
Любовь к Отечеству:
– я интересуюсь и горжусь историческим прошлым своего Отечества, переживаю настоящее, обсуждаю с товарищами свою роль в создании его будущего (15);
– у меня вызывает интерес историческое прошлое своего Отечества, и я переживаю за его настоящее (9);
– я мало интересуюсь историей и культурой своего Отечества (1);
– я пренебрежительно отношусь к истории и отечественной культуре (0).
Продолжение приложения 1
2. Политическая культура:
– я осведомлен об общественно–политических событиях, имею собственные аргументированные оценки, обсуждаю их с товарищами (8);
– я осведомлен об общественно–политических событиях, имею самостоятельные суждения и оценки поп поводу некоторых из них (7);
– я недостаточно осведомлен о политических событиях, чаще всего прислушиваюсь к оценке и суждениям других людей (4);
– мне безразличны политические события (0).
3. Правовая культура:
– я знаю основные гражданские права и обязанности, соблюдаю их, активно работаю по созданию законов и правил школьной жизни (9);
– я знаю основные гражданские права и обязанности, соблюдаю большинство из них (9);
– иногда я допускаю отклонения в соблюдении правопорядка (9);
– я очень часто нарушаю дисциплину и правопорядок (3).
4. Интернационализм:
– я уважаю культуру у традиции других национальностей, пресекаю неуважительное отношение к ним (11);
– я проявляю интерес и уважение к культуре и традициям других национальностей (10);
– у меня не вызывает интерес культура других национальностей (8);
– как правило, я пренебрежительно отношусь к культуре и традициям других национальностей (0).
5. Бережливость по отношению к общественному достоянию и чужой собственности:
– я берегу общественное достояние, уважаю чужую собственность, стимулирую к этому других (12);
– я уважаю чужую собственность, берегу общественное достояние (12);
Продолжение приложения 1
– я не забочусь об общественном достоянии и чужой собственности, но и не наношу вреда им (11);
– я могу нанести ущерб чужой и общественной собственности (0);
6. Бережливость и экономность в отношении к личной собственности:
– я берегу личные вещи, экономно и разумно трачу денежные средства, удерживаю от неразумных трат своих близких и товарищей (13);
– я в целом берегу личные вещи и разумно трачу денежные средства (12);
– я не особенно забочусь о сбережении своих вещей и иногда люблю потратить лишнее (3);
– я небережлив и расточителен (0).
7. Успешность в учении и самообразовании:
– я реализую свои способности в учении, дополнительно развиваю их вне школы, имею свои собственные приемы обучения, поддерживаю среди товарищей престиж знаний, умею извлекать пользу из опыта (11);
– я в целом успешен в учении, стремлюсь самостоятельно решать свои проблемы (10);
– я недостаточно успешен в учении, зачастую нуждаюсь в поддержке учителей и товарищей при организации учебной деятельности (14);
– я не успешен в учебе и не люблю учиться (0).
8. Интеллект:
– я не умею оценивать происходящее вокруг, критически воспринимать новую информацию и отстаиваю свою позицию в дискуссиях (3);
– я в целом умею оценивать происходящее вокруг и восприимчив к новой информации (12);
– мне, как правило, достаточно сложно разбираться в происходящем; я теряюсь, попадая в новое окружение, а в дискуссии являюсь пассивным слушателем (7);
– меня не интересует происходящее вокруг (0).
Продолжение приложения 1
9. Деловитость и организованность:
– я организованный и деловитый, умею определить свое место в группе и в совместной деятельности, умею включаться в новое дело, нести ответственность, довожу дело до конца (13);
– я в целом организованный, умею работать в группе под руководством других людей (12);
– мне трудно самостоятельно организовать свою работу, я, как правило, принимаю участие в деле под руководством других (11);
– мне, как правило, не удается организовать свою деятельность, я не люблю что-либо делать (0);
10. Коммуникативность:
– я люблю общаться с людьми, умею взаимодействовать с ними, способен решать конфликты, договариваться, разрабатывать и проводить разные мероприятия (13);
– я люблю общаться с людьми, умею работать в группе, но испытываю затруднения в решении конфликтных ситуаций (9);
– я предпочитаю работать один, потому что не всегда умею договариваться с людьми, а во время дискуссии обычно молчу (5);
– меня раздражают большие компании, я не уютно чувствую себя в обществе (2);
11. Готовность прийти на помощь:
– я готов прийти на помощь практически каждому, кто в ней нуждается, всегда стараюсь участвовать в акциях взаимопомощи и милосердия (13);
– я охотно иду на помощь друзьям и товарищам в решении проблемы (12);
– я не охотно иду на помощь и поддержку других, а если и поддерживаю кого-то, то чаще всего «за компанию» (1);
– меня не волнуют чужие проблемы. 0
-
Тактичность. Культура поведения:
Продолжение приложения 1
– я тактичен и вежлив в обращении со старшими и товарищами, одобряю и поддерживаю эти чувства у других (13);
– я в целом тактичен и вежлив, но спокойно реагирую на бестактность других по отношению к окружающим (12);
– я вежлив и тактичен, как правило, лишь в присутствии старших и педагогов (11);
– я не стараюсь быть тактичным и вежливым (0).
13. Здоровый образ жизни:
– я считаю, что необходимо вести здоровый образ жизни, укрепляя свое здоровье; я занимаюсь этим и привлекаю своих друзей; я не имею вредных привычек (13);
– я в целом виду здоровый образ жизни, укрепляю свое здоровье, но не всегда могу преодолеть свои вредные привычки (2);
– я не считаю необходимым вести здоровый образ жизни; думаю, что иногда можно и поразвлечься, не обращая внимания на возможные негативные последствия (1);
– я не считаю необходимым вести здоровый образ жизни в принципе; имею вредные привычки и думаю, что они нормальное явление (0).
14. Целеустремленность в самоопределении:
– я уже определился в жизни, упорно и настойчиво работаю на пути достижения данной цели, поддерживаю в самоопределении других (3);
– я настойчиво работаю над собой в плане самоопределения (7);
– я еще не определился в жизненных планах, нуждаюсь в поддержке и советах (6);
– я не имею никаких жизненных целей (4);
15. Информированность:
– я умею получать информацию с помощью различных источников, работать с документами, классифицировать их, проводить опросы, консультироваться (13);
Окончание приложения 1
– я в целом умею получать информацию, работать с научной литературой (12);
– я с трудом самостоятельно нахожу нужную информацию, нуждаюсь при этом в помощи (8);
– я не умею самостоятельно получать и обрабатывать информацию (0).
16. Чувство собственного достоинства:
– я всегда стараюсь поступать достойно, уважать достоинство других 1(3);
– я в целом стараюсь поступать достойно (12);
– я не всегда задумываюсь о том, насколько достойно веду себя (1);
– я не забочусь о том, насколько достойно поступил, не думаю о том, как оценят мои поступки окружающие (0).
17. Адаптированность:
– я обладаю гибкостью мышления, умею находить новые решения в проблемной, нестандартной, сложной ситуации (3);
– я стараюсь самостоятельно решать собственные проблемы, но иногда прибегаю к чьей-то помощи (12);
– я иногда теряюсь в сложной ситуации и не могу решить собственные проблемы без поддержки других людей (9);
– я не умею решать собственные проблемы без чьей–либо поддержки (0).
Приложение 2
Тест М. Рокича «Ценностные ориентации»
Список А (терминальные ценности):
– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
– жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
– здоровье (физическое и психическое);
– интересная работа;
– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
– наличие хороших и верных друзей;
– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
– счастливая семейная жизнь;
– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
Окончание приложения 2
– творчество (возможность творческой деятельности);
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Список Б (инструментальные ценности):
– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
– воспитанность (хорошие манеры);
– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);