Файл: Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 326
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– жизнерадостность (чувство юмора);
– исполнительность (дисциплинированность);
– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
– непримиримость к недостаткам в себе и других;
– образованность (широта знаний, высокая общая культура);
– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
– честность (правдивость, искренность);
– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
– чуткость (заботливость).
Приложение 3
Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М.И. Рожковым)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – всегда;
3 – почти всегда;
2 – иногда;
1 – очень редко;
0 – никогда.
1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.
4. Я умею прощать людей.
5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
12. Мне нравится помогать другим.
13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16. Переживаю неприятности других, как свои.
Окончание приложения 3
17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
1 | 5 | 9 | 13 | 17 |
2 | 6 | 10 | 14 | 18 |
3 | 7 | 11 | 15 | 19 |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 |
Обработка полученных данных.
Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой.
Оценка социальной активности – с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.
Приложение 4
План реализации программы
№ п/п | Название мероприятия | Место проведения | Сроки проведения | Ответственные |
1. | Классные часы, посвященные Дню солидарности в борьбе с терроризмом. День памяти жертв трагедии в Беслане. | Школа | 02.09.2022 | Педагог доп.образования, учащиеся 10-11 кл. |
2. | Классные часы, посвящённые Дню памяти жертв блокады Ленинграда в годы ВОВ 1941-1945 годов. | 08.09.2022 | ||
3. | Концертная программа, посвященная Дню памяти жертв блокады Ленинграда» | |||
4. | «Подвиг жителей блокадного Ленинграда» – классные часы и беседы | 30.09.2022 | Педагог доп.образования, уч-ся 10-11 кл., кл.руководители | |
5. | Акция «Милосердие», посвященная Дню пожилого человека (открытки-поздравления, концерт) | 03.10.2022 | ||
6. | Классные часы, посвященные Дню народного единства | Конец октября | Педагог доп.образования, кл.руководители | |
9. | День добровольного служения городу (субботники) | В городе | Октябрь, апрель 2022 | Педагог доп.образования, кл.руководители |
10. | Волонтерская работа: Гражданско-патриотическая акция «Я гражданин России» (оказание помощи ветеранам ВОВ, поздравление с праздниками, возложение цветов на могилы защитников города и т.п. | Город и школа | В течение года | Педагог доп.образования, учащиеся 7-10 кл. кл.руководители |
12. | Реализация программы «Экскурсии по местам воинской славы» | В городе и пригородах | Классные руководители | |
13. | Встречи учащихся с бывшими узниками концлагерей и с ветеранами ВОВ в музее Холокоста и на торжественных мероприятиях, посвященных периоду Великой Отечественной войны | Школа | Педагог доп.образования, кл.руководители | |
14. | Мероприятия, посвященные Дню Конституции | Школа | К 12.12.2022 г. | Педагог доп.образования, кл.руководители |
15. | Уроки мужества «Мы память бережно храним», в честь 77-й годовщины Победы в ВОВ | В течение года | ||
16. | Классные часы «Ведь эта память – наша совесть», посвященные 77-ой годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады | К 27.01.2022 г. | Классные руководители | |
17. | Спектакль «Дети блокады», в честь 73-годовщины полного освобождения Ленинграда от блокады | Конец января 2022 г. | Педагог доп.образования, учащиеся, кл.руководители | |
18. | К.Т.Д. «Открытка ветерану» в честь 77-ой годовщины полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады | Школа | К 27.01.2022 г. | Учащиеся, учитель ИЗО, педагог доп.образования, кл.руководители |
19. | Выпуск стенгазет о блокаде Ленинграда | |||
20. | Рыцарский турнир «А ну-ка, мальчики», посвящённый Дню защитника Отечества | Февраль | Учащиеся, учителя физкультуры, педагог доп.образов. | |
21. | Классные часы «Забавы богатырские» | Классные руководители | ||
22. | Выпуск стенгазет «23 февраля – День защитника Отечества» | Учащиеся, учитель ИЗО, педагог доп.образов. | ||
23. | Литературно-музыкальная композиция к 23.02 | Педагог доп.образования, учащиеся | ||
24. | Праздничные мероприятия, посвященные Дню 8 марта | Март | ||
25. | | | | |
26. | Всемирный День Земли - 22 апреля Экологические акции, посвященные Дню Земли Неделя окружающей среды. Неделя экологии | Апрель | Педагог доп.образования, учащиеся | |
27. | Классные часы, посвященные Дню космонавтики | Классные руководители | ||
28. | Классные часы «История школы – частица истории страны» | Педагог доп.образования,, кл.руководители | ||
29. | Беседы о подвигах и героизме российских солдат во время ВОВ | Май | Учащиеся, педагог доп.образования, | |
30. | Общешкольный классный час «Помнить, чтобы жить» | |||
31. | Выпуск стенгазет к Дню Победы | К 9 мая | Уч-ся, учитель ИЗО, педагог доп.образования, | |
32. | К.Т.Д. «Открытка-поздравление ветерану» с днем Победы в ВОВ | Май | ||
33. | «Наша память» - концерт-встреча учащихся с ветеранами ВОВ | Педагог доп.образования, учащиеся | ||
34. | Празднование Дня города (конкурсы рисунков, викторины, экскурсии) | Школа, город |
Формы реализации Программы:
Тематические беседы, уроки, коллективные творческие дела, устный журнал, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и с бывшими узниками концлагерей, встречи с интересными людьми, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, круглые столы, организация выставок, акции, проведение «Уроков мужества», фототеки, тематические стенды.
Продолжение приложения 4
Учебно-тематический план программы «Я - гражданин и патриот»
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 1 | - | 1 |
2 | Обсуждение задач организаторской и патриотической работы в учебном году. Планирование работы | 1 | - | 1 |
3 | Память о жертвах трагедии в Беслане | 1 | 1 | 2 |
4 | Подвиг города-героя Ленинграда | 2 | 3 | 5 |
5 | Милосердие | 2 | 2 | 4 |
6 | День народного единства | 1 | 1 | 2 |
7 | «Спасибо вам, учителя!» | 1 | 3 | 4 |
8 | «История школы - частица истории страны» | 1 | 1 | 2 |
9 | «Я и моя семья» | 2 | 2 | 4 |
10 | «Я - гражданин России» - волонтерская работа | 2 | 2 | 4 |
11 | Толерантность «Мы разные и в этом наша сила» | 1 | 2 | 3 |
12 | Добровольное служение городу (субботники) | - | 4 | 4 |
13 | «Мы память бережно храним» | 2 | 3 | 5 |
14 | «Защитник Отечества» | 1 | 2 | 3 |
15 | «Это главное слово - мама» | 1 | 2 | 3 |
16 | Гордость России - наши писатели и поэты. | 1 | 2 | 3 |
17 | «Наша голубая планета» | 2 | 2 | 4 |
18 | Летопись Великой Отечественной войны | 4 | 6 | 10 |
19 | Знай и люби свой город | 2 | 2 | 4 |
| Итого: | 28 | 40 | 68 |
Продолжение приложения 4
Содержание изучаемого курса программы
«Я - гражданин и патриот»
Тема 1
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
Цель обучения. Гражданственность и патриотизм. Инструктаж по технике безопасности
при проведении занятий.
Тема 2
Обсуждение задач организаторской и патриотической
работы в учебном году. Планирование работы
Обсуждение задач патриотического воспитания и плана работы в учебном году.
Тема 3
Память о жертвах трагедии в Беслане
Теория
Классные часы о трагедии в Беслане (чтение стихов о Беслане).
Зло на планете (стихи о трагедиях в Южной Осетии, о войне в Сирии, ситуация на Украине)
Практика
Рисунки и плакаты к Дню солидарности в борьбе с терроризмом.
Тема 4
Подвиг города-героя Ленинграда
Теория
Классные часы и беседы учащихся 10-11 классов с младшими школьниками, посвященные жертвам блокады Ленинграда.
«Подвиг жителей блокадного Ленинграда» - классные часы с просмотром фильма о блокаде.
Практика
Выпуск стенгазет, рисунки и плакаты, конкурс стихов и песен о блокаде.
Подготовка к концерту и к спектаклю «Дети блокады» (разучивание стихов, песен о ВОВ и блокаде, репетиции участников спектакля)
Тема 5
Милосердие
Теория
День пожилого человека «Чтобы старость была в радость». Беседы о бабушках и дедушках, о пожилых людях, о мудрости, доброте, о том, что не старость ослабляет тело, а неразумная молодость.
Практика
Открытки-поздравления пожилым людям, приглашения на чаепитие, организация концерта, показ видеороликов и презентаций (например, презентация о школе, о детях)
Продолжение приложения 4
Тема 6
День народного единства
Теория
Знакомство учащихся с историей установления праздника, историческимисобытиями и
героями, связанными с этим праздником. Почти 4 столетия назад в начале ноября народное ополчение во главе с купцом Мининым и воеводой Пожарским прогнало польских интервентов из Москвы и положило начало конца так называемому Смутному времени.