Файл: Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 333
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Теоретические основы исследования составили труды, в которых вопросами гражданского и патриотического воспитания во многом решались педагогами как Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, П.Ф. Каптеров, этими же вопросами занималась советская педагогика. Различные аспекты патриотического и гражданского воспитания также представлены в работах по теории и методике воспитания Е.В. Бондаревская, В.Г. Бочарова, О.С. Богданова, Б.С. Гершунский, В.А. Караковский, Б.Т. Лихачев, Т.Н. Мальковская, Н.Д. Никандров, Т.А. Стефановская, А.Н. Тубельский, С.Н. Чистякова, Г.Н. Филонов, М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова, Е.А. Ямбург и др.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
– в обобщении материала по вопросу о формах работы классного руководителя на основе историко-педагогического анализа, выявлены основные тенденции развития гражданского и патриотического воспитания, в настоящее время, в частности, отмечена тенденция усиления позиций патриотического воспитания в системе общего образования;
– уточнены показатели по критериям сформированности гражданственности и патриотизма старших школьников в современном обществе: когнитивно-ценностному (система знаний о государстве, правах и обязанностях граждан; система историко-культурных знаний о большой и малой родине, принятие гражданских знаний как личностно и общественно необходимых); эмоционально-волевому (гражданские качества, способность подчинять личные интересы общественно-государственным; соблюдение правил и норм, существующих в гражданском обществе; владение приемами эффективной коммуникации);
– обоснованы экспериментально проверены педагогические условия формирования гражданственности и патриотизма старших школьников в современном обществе, позволяющие вносить коррективы в данный процесс в соответствии с уровнем сформированности указанного качества у старших школьников;
– уточнены подходы к определению содержания феномена «гражданственность» и «патриотизм» как интегрального качества личности и как цель учебно-воспитательного процесса в условиях усиливающейся глобализации современного мира.
К факторам, способствующим формированию гражданственности и патриотизма старших школьников в современном обществе, относятся: единая общенациональная политика в области гражданского и патриотического воспитания; организация образовательного пространства, включая участие школьников в социально значимой деятельности; культурно-образовательная среда.
Препятствуют формированию гражданственности и патриотизма старших школьников в современном обществе следующие факторы: дезориентация общества (отсутствие идеалов, система двойных стандартов и тому подобное) и отсутствие положительного примера гражданского и патриотического поведения (в ближайшем окружении школьников); недостатки современной системы образования, проявляющие себя при организации образовательного процесса; СМИ, включая Интернет; ослабление роли семьи в процессе воспитания; наличие субъективных негативных качеств личности (эгоизм, равнодушие, аполитичность).
Неуправляемые факторы не могут быть изменены при формировании гражданственности и патриотизма старших школьников в современном обществе, на управляемые факторы педагог может оказать влияние;
– разработана и апробирована примерная модель гражданского патриотического воспитания старшеклассников, в рамках реализации которой уточнена цель гражданского и патриотического воспитания, выделены содержательные задачи и задачи по обеспечению педагогических условий гражданского и патриотического воспитания;
– выявлены уровни организации и совокупность принципов гражданского и патриотического воспитания старшеклассников;
– разработана совокупность критериев эффективности патриотического воспитания старшеклассников.
Методы исследования. Для изучения гражданственности и патриотизма использован сравнительно-исторический метод, систематизация, сравнение, эмпирические: анализ документов, наблюдение, тестирование, анкетирование, обработка результатов.
Генетический метод был взят за основу изучения процессов воспитания чувства гражданственности у детей старшего школьного возраста.
Аксиологический метод позволил изучить патриотизм в аспекте ценностных ориентаций личности.
Эмпирической базой исследования МБОУ «Гимназия № 69» г. Барнаула, что позволило применить в исследовании методы прямого наблюдения.
Этапы исследования.
Первый этап (2020-2021 гг.) – теоретический. На данном этапе осуществлялся анализ литературы по тематике исследования (философской, экономической, исторической, педагогической отечественной и зарубежной), диссертационных исследований по проблеме гражданского и патриотического воспитания старшеклассников, изучение опыта отечественных образовательных учреждений в области гражданского и патриотического воспитания. Проведенный анализ послужил базой для определения исходных позиций исследования, формирования понятийного аппарата, задач, методологии и методов исследования.
Второй этап (2021-2022 гг.) - конструктивный. Основным результатом данного этапа стала разработка и опытно-экспериментальная работа по реализации примерной модели гражданского и патриотического воспитания старшеклассников. На этом же этапе окончательно оформились подходы к определению целей и основных принципов гражданского и патриотического воспитания учащихся старших классов.
Практическая значимость определена научной новизной работы состоит в осмыслении и теоретической переработке проблем, посвященных гражданскому и патриотическому воспитанию подростков в условиях современной России.
Достоверность и научная обоснованность результатов исследования определяются: использованием взаимодополняющих методов исследования, соответствующих цели, задачам и предмету исследования; выбором разнообразных литературных источников по тематике исследования; целостной методологической и теоретической базой исследования; взаимных сопоставлением данных, содержащихся в литературные источники, с данными, полученными в результате опытно-экспериментальной работы.
Апробация работы: Материалы диссертационного исследования апробированы в статьях и докладах на международных, всероссийских, межвузовских конференциях.
-
Немцова, Л.В. Патриотическое воспитание студентов в условиях современного поликультурного общества // Философские, социологические и психолого-педагогические проблемы современного образования. Выпуск 2. Патриотическое воспитание студентов в условиях современного поликультурного общества. г. Барнаул 2021 ноября 2020 г. -
Немцова, Л. В. Гражданское и патриотическое воспитание в старшем школьном возрасте // XXIII Международной научно-практической конференции «Молодежь в меняющемся мире: современный образовательный дискурс». г. Воронеж 20 – 3 декабря 2020 г. -
Немцова, Л.В. Воспитание патриотизма у старшеклассников в современной школе // Международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы современной гуманитаристики: педагогика, методика преподавания, филология». Узбекистан, г. Андижан, 25 – 7 декабря 2020 г. -
Немцова, Л.В. Проблемы патриотическое воспитание учащихся в процессе экологического образования // Всероссийской научной конференции в формате телемоста «Экологическая деятельность и экологическое просвещение региональный аспект». Санкт-Петербург, 10 – 16 декабря 2020 г. -
Немцова, Л.В. Культурология и патриотизм // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Под небом культуры: Сибирь, Россия, мир в исследовательском и образовательном пространстве», посвященная 75-летию доцента Л. И. Дремовой и 30-летию кафедры теории, истории культуры. ФГБОУ ВО «НГПУ» 20 – 15 апреля 2021 г.
Структура и объем работы обусловлены целью и задачами исследования и включают: введение, две главы, содержащих четыре параграфа, заключение, список использованной литературы, включающего наименование. Общий объем работы страниц.
Глава 1. Теоретические и практические основы гражданского
и патриотического воспитания в старшем школьном возрасте
§ 1. Гражданственность и патриотизм в исторической ретроспективе
и современном воспитании
Понятие патриотизм как появление содержит многолетнюю ситуацию. К примеру, патриотизм считается особой чертой в Риме и был реализован на гражданско-общинных связях и соотносился с ключевыми моральными ценностями римлян7. Патриотизм – составная доля социального сознания в критериях формирования цивилизации или же страны. Во всевозможное время у каждого народа по-разному присутствует проявление патриотизма с его сутью, формами и содержанием. Свойственные патриотизму особенные черты остаются буквально постоянными несмотря на то, собственно, что патриотизм по причине нахождения под неизменным воздействием наружных и внутренних моментов считается мнением довольно изменчивым.
Патриотизм (от греч. patriotes – соотечественник, от patris – родина, отечество) – любовь и приверженность к Родине, своему народу, стремление своими действиями служить их заинтересованностями, отстаивать от врагов8.
Патриотизм считается многогранным проявлением, которое представляет собой одну из важных и непреходящих ценностей общества. Патриотизм интегрирует для себе не лишь только духовно-нравственные, культурные и исторические нюансы, но и общественные, политические и идейные составляющие компоненты. Понятие патриотизма в первую очередь рассматривается как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, одно из высочайших эмоций человека, важная и значимая ценность, свойственная всем сферам жизни общества и государства. Патриотизм выступает в качестве необходимого элемента духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социализации9. Более того, является, собственно, что патриотизм зарождается и складывается в личности как ощущение, связанное с мировоззрением родного края, близкого окружения в раннем возрасте10. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в более зрелом возрасте патриотизм как приверженность к Родине подразумевает согласие и высокий уровень духовности, гражданственности и общественной энергичности личности, которая, в свою очередь, в процессе собственной жизнедеятельности осуществляет общественно-полезную работу на благо Отечества.