Файл: Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 331
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, проявление патриотизма считается необходимым духовным состоянием личности, так как подразумевает под собой готовность к самореализации на благо родного государства. Нельзя не показать на то, что патриотизм считается фундаментом социального и муниципального строения, включая в себя идеологическую базу.
На сегодняшний день понятие патриотизма включает в себя большое количество трактовок и обликов по разным причинам. Г.В. Станкевич символически выделяет шесть трактовок патриотизма, которые дополняют почти все специалисты:
– возвышенно-эмоциональный патриотизм;
– активно-деятельностный патриотизм;
– патриотизм как социальное явление;
– государственный патриотизм;
– личностный патриотизм;
– духовно-религиозный патриотизм11.
1. Возвышенно-эмоциональный патриотизм – это возвышенное ощущение любви к Родине, которое включает в себя приверженность к родному краю, природе и родному дому. Стоит обозначить, что данное понятие применяется в литературе, как самое обширное и распространенное среди большинства людей, которые как раз, например знают патриотизм. В данном ключе патриотизм считается проявлением любви к Родине, к природе, родному краю, отчему дому в духовно-нравственном значение. Для каждого отдельного человека проявление данной любви персонально, но отмечается, что многими представителями творческой умственной и культурной верхушки патриотизм понимается именно так12. Не считая такого, олицетворяя любовь к своему Отечеству, патриотизм показывает неразрывность личности с историей, традициями, культурой и достижениями родины.
2. Активно-деятельностный патриотизм. В предоставленном осознании патриотизма возвышенная любовь к Родине не заключается лишь только в чувственном окрасе, а имеет место быть в побуждении людей к действиям и активным действиям на благо собственному Отечеству. Не считая того, работа и деятельность граждан является аспектом патриотизма, так как устанавливается прямая подневольность патриотизма от деятельности субъектов (личность или же группа), которая содействует его формированию и укреплению. Таким образом, следует отметить, что побуждающая любовь к государству к действиям на благо его развития считается источником консолидации общества. Из чего возможно сделать вывод то, что активно-деятельностный патриотизм выделяется от возвышенно-эмоционального тем, что может позволить обеспечить развитие государства и общества при помощи определенных поступков: активная гражданская позиция, добровольная работа, военная служба. Таким образом, патриотизм стоит считать процессом целеустремленной социально-общественной работы на благо Родины.
3. Патриотизм как социальное проявление, которое пронизывает все сферы общества и считается большим потенциалом для возрождения РФ на переломных моментах ее становления. Патриотизм гарантирует становление общества, пронизывая все его сферы, понимания и духовную жизнь, а также всегда является важным внутренним мобилизующим ресурсом становления общества, так как считается источником сил людей для преодоления тех или других трудностей и на протяжении всей истории России способствовал сохранению суверенитета страны, к примеру во время Великой Отечественной войны.
Патриотизм представляет собой важную долю социального сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, эмоциях, оценках, в отношении к собственному народу, его виду жизни, ситуации, культуре, государству, системе основных ценностей13. Он является фактором сплочения различных социальных, национальных, религиозных и иных групп людей, что заметно проявляется при возникновении внешних вызовов или же опасностей государственной защищенности страны.
4. Государственно-ориентированный патриотизм. Ключевым объектом патриотизма в данном направление выступает правительство. Данное назначение вызвано потребности консолидации усилий для сотворения и закрепления страны и государственной власти. Государственный патриотизм подразумевает проявление гражданами ощущение национальной гордости за державу и концентрацию интенсивной работы, направленной на благополучие и защиту государства. Формирующими причинами государственного патриотизма считаются материальные условия жизни людей, нрав социального строя, традиции общества, эталоны и интересы Отечества14.
5. Личностный патриотизм. Личности отводится первостепенная роль, через которую раскрывается сущность патриотизма, предполагающего собой духовно-творческий акт возвышения личности, которая, посредством социализации осознает единство с Родиной и необходимость служения Отечеству.
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения15.
6. Духовно-религиозный патриотизм. Патриотизм, имеющий богатые исторические традиции, заключается в духовно-религиозном самопроявления личности, в которой соединяется готовность к самопожертвованию ради блага Отечества с божественной природой любви к Родине.
Мы можем сделать вывод о том, что патриотизм многими экспертами и гражданами понимается по-разному, но каждое выделенное ими значение является составляющей целостного понятия патриотизма, который проявляется в поступках и в активной социальной деятельности человека. Патриотические возвышенно-эмоциональные чувства, зарождаясь из любви к своей «малой Родине», со временем превращаются в общегосударственное патриотическое самосознание и осознанную любовь к своей Родине. Деятельная сторона патриотизма способна преобразовать чувственное начало в полезные для государства и Отечества дела, которые определяются динамичным развитием общества и государства.
Отдельно стоит обратить внимание на то, что мощным фактором мобилизации широких масс на достижение не только социально значимых, но и политических целей являются патриотические идеи и лозунги. Кроме того, необходимо отметить, что для нас патриотизм представляет интерес в его военно-политическом ключе. Важнейшая составляющая патриотизма – это убежденность в необходимости всесторонней защиты национальных интересов, в том числе военной, защиты Отечества, а именно готовности населения к отражению возможной внешней агрессии и ответственное отношение военнослужащих и призывников к воинскому долгу. Более того, военно-патриотическое воспитание является важнейшим средством консолидации современного общества, а также обеспечением национальной безопасности и динамического развития общества в целом.
История России доказывает, что первостепенное государственное внимание всегда уделялось готовности к вооруженной защите Отечества. Патриотическое воспитание, как известно, было основной частью воспитательного процесса и представляло систематическую деятельность органов государственной власти по формированию у населения патриотического сознания и готовности к защите Родины.
Таким образом, существующая система патриотического воспитания в современной России является результатом эволюции ранних форм и моделей гражданско-патриотического воспитания, которое осуществлялось органами государственной власти.
Как было отмечено ранее, патриотизм является эффективным мобилизационным ресурсом масс, но данное понятие также используется политиками в своих личных целях, а именно в укреплении собственной власти16. Кроме того, патриотизм зачастую противопоставляют национализму, называя его «лжепатриотизм»17. Стоит отметить, что в России, как правило, понятие «национализм» подразумевает под собой негативный смысл, проявляющийся в крайних формах националистических идей, а именно национализм «ведет к унижению, дискриминации или угнетению других наций»18. Патриотизм воспринимается в положительном ключе как совокупность ценностных установок в отношении своей Родины, страны и ее народа. В свою очередь, национализм же обращен вовне, в нем главное – противопоставление своей нации другой или другим национально-этническим или национально-государственным общностям, синдром «чужого», «врага»
19. Грань между данными понятиями расплывчата, но основным критерием, по которому они различаются, это «наличие или отсутствие враждебного, конфронтационного восприятия других наций»20.
В русском национальном самосознании царской России понятие патриотизма было тесно связано с традициями православной культуры. Патриотизм подразумевал под собой готовность пожертвовать всем ради блага Отчизны, что являлось в начале XVIII века высшей добродетелью.
Еще в начале XVIII в. Петр Первый писал своему сыну царевичу Алексею: «За мое отечество и люди живота своего не жалел и не жалею»21.
Кроме того, патриотизм на период правления Николая Первого становится частью российской государственной идеологии. В это время значительное внимание в системе образования уделялось вопросам формирования патриотизма и гражданственности. Далее идеи гражданско-патриотического воспитания молодежи получили развитие в российской педагогике в условиях общественного подъема и реформ второй половины ХIХ века. Классики отечественной педагогики выдвинули идеи о введении в школах учебных предметов патриотической направленности – «Отчизноведение» (Н.Х. Вессель), «Отечествоведение» (К.Д. Ушинский).
В 1701 году Петром I было основано первое кадетское учреждение, которое называлось «Навигационная школа», ставшая в дальнейшем Морским кадетским корпусом. В царской России существовала система императорских лицеев и учреждений кадетского образования, которые готовили специалистов и военного дела, гражданско-государственной службы. В кадетских корпусах молодые люди обучались у профессора с университетским образованием, так как основная задача являлась подготовка граждан, которые должны были обладать должным уровнем образования для того, чтобы могли нести ответственную государственную службу. Стоит отметить, что в кадетских корпусах существовало обучение естественным и гуманитарным наукам, так как отсутствовало четкое разделение на гражданскую и военную службу. Кроме того, существовала система императорских лицеев, в которых был сделан акцент на подготовку чиновников высших рангов.
В СССР гражданско-патриотическое воспитание являлось частью коммунистической идеологии. В системе гражданско-патриотического воспитания в Советском Союзе выделялись такие элементы, как:
– пионерская и комсомольская организации;
– ДОСААФ СССР;
– суворовские и нахимовские военные училища;
– молодежные военно-патриотические клубы и движения.
Представляется поучительным рассмотреть основные функции и деятельность элементов советской системы гражданско-патриотического воспитания.
На Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года была образована пионерская организация, деятельность которой заключалась в организации и участии в различных общественно–значимых мероприятиях:
– концерты;
– спортивные соревнования;
– походы;
– сбор макулатуры;
– обучение грамоте;
– помощь пожилым людям;
– смотры и т.д.
Комсомол (Коммунистический союз молодежи) – политическая молодежная организация, созданная 29 октября 1918 года и работавшая под руководством Коммунистической партии. Членство в данных организациях фактически являлось необходимым атрибутом воспитания ответственного гражданина, патриота СССР, то есть своего рода звеном системы подготовки молодых кадров, преданных Отечеству.
ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) было поручено сосредоточить основное внимание на развертывании оборонно-массовой работы, пропаганде и распространении военных, военно-технических, авиационных и военно0морских знаний среди населения, на подготовке допризывной молодежи к службе в армии, развитии технических видов спорта.
Также стоит обратить внимание на молодежные военно-патриотические организации и клубы, расцвет которых пришелся на вторую половину 1970-х годов. Военно-патриотические клубы реализовывали деятельность, направленную на военную допризывную подготовку и патриотическое воспитание. Организаторами клубов были, как правило, вернувшиеся из зон боевых действий бывшие офицеры и солдаты. Высокая идея воинского служения Отечеству и спортивная подготовка легла в основу идейно-патриотического воспитания в этих клубах.
Таким образом, система гражданско-патриотического воспитания в Советском Союзе была должным образом создана и реализована, ведь именно она дала основу всей системе гражданско-патриотического воспитания современной России.
Обобщая теоретические основы патриотизма, можно дать следующее определение. Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей общества, являющаяся важнейшим духовным достоянием личности, олицетворяющая любовь к своей Родине, сопричастность с ее историей, культурой, достижениями, проблемами и предполагающая бескорыстное, вплоть до самопожертвования, служение Отечеству22.
С сущностью «патриотизма» тесно связано понятие «гражданственность».