Файл: Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 346
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Гражданственность» – интегративная, комплексная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с ее судьбой23.
Гражданственность относится к тем проблемам общественного развития, которые никогда не теряют своей актуальности. Особенно тема гражданственности начинает играть особую роль в сложные периоды развития государств, когда необходимо объединение усилий граждан и высокая ответственность за судьбу своего отечества24.
По своей сути гражданственность включает в себя несколько аспектов:
– общественно-государственный патриотизм, т.е. уважение к законам, государству и защите государственности, которое выражалось в сознании и чувстве принадлежности к многонациональному государству.
– интегративное качество, которое позволяет гражданину ощущать себя политически, юридически, нравственно и социально дееспособным.
Гражданственность включает в себя способность быть развитой личностью, которая предрасположена к анализу и целеполаганию, имеет чувства принадлежности к обществу и солидарности к согражданам.
«Гражданственность – это состояние гражданской общины, понятия и степень образования, необходимые для составления гражданского общества», – гласит словарь Даля25.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что понятие «гражданственность» соотносится не только с правовым статусом человека, но и с социальной нормативностью, и со степенью культурного и социального образования.
Что касается гражданственности в истории России, то она была связана, в первую очередь, с государственной идеологией, являлась своего рода неким симбиозом гражданского долга и патриотизма. В период существования СССР связь с государственной идеологией была более заметна.
Исследователями отмечаются следующие отличительные элементы гражданственности:
– наличие понимания гражданином своих прав и свобод;
– уважение прав и свобод других граждан;
– гражданский долг и личная ответственность за свои действия;
– осознание юридических и моральных обязательств перед государством и обществом;
– способность достойного сосуществования с другими людьми в обществе и государстве;
– осознание своей гражданской идентичности – принадлежности к стране, обществу и государству, их правовому, культурному и языковому пространству
26.
Элементами гражданственности являются принципы жизни добропорядочного и ответственного гражданина, которые формируют уровень гражданского общества, правила и нормы поведения личности в обществе и государстве. Также гражданское сознание как интегральная характеристика правового, политического, морального сознания личности; гражданская активность, основными формами проявления которой выступают правовая, политическая, нравственная активность личности; гражданская ответственность как фокусированное выражение целостности гражданственности личности27.
Данные гражданские качества проявляются одновременно с развитием личности, так как с рождения человек не обладает этими качествами, а приобретает их в процессе социализации. Кроме того, данные качества зависят от политической среды и системы, в которой находится сама личность. Такие гражданские качества, по мнению Херфрида Мюнклера, можно назвать гражданской компетентностью. Она является совокупностью квалифицирующих предпосылок как для того, чтобы реализовывать права, так и для того, чтобы исполнять обязанности, которые обусловлены статусом гражданства28. Существует три аспекта гражданской компетентности – это определенный уровень знаний и готовности к получению знаний о политической системе, анализ данных знаний и активная деятельность в политической среде на основе проанализированных данных. Таким образом, гражданская компетенция обязательное условие не только жизнеспособности демократии, но и внутреннего развития каждой личности29.
Формирование гражданственности подрастающего поколения в данных условиях – это реалии современной России. Л. Б. Доржиева, анализируя теоретические основы формирования гражданственности в современном обществе, оперирует понятием «информационно-гражданское воспитание» и рассматривает гражданственность как «одну из ключевых компетентностей современного человека, заинтересованного в построении успешной собственной адаптации и самоактуализации в условиях электронного государства и информационного общества, мотивированного на развитие, упрочение статуса общества и государства в мировом информационном сообществе». «Философское, культурологическое осмысление понятия «гражданин» в контексте информационно-гражданского общества, – утверждает ученый, – позволяет анализировать его в следующей дефиниции: гражданин – производное от гражданства – это человек, осознающий себя свободным и равноправным членом информационного сообщества, добровольно участвующий в общественной жизни страны, обладающий совокупностью прав и находящийся под защитой закона»
30.
Принимая во внимание, что вопросы воспитания гражданина имеют, давнюю историю, разделяя убеждение, что содержание понятия «гражданственность» обусловлено общественно-историческим развитием, мы должны констатировать, что в науке до сих пор нет единой точки зрения при определении содержания понятия «гражданственность».
В первую очередь, потому что «гражданственность» и исходное для него «гражданин» являются предметом изучения разных наук.
Философский энциклопедический словарь дает следующее определение понятия «гражданин»: «Гражданин – человеческий индивид, обладающий необходимыми правами для свободного использования своих сил и способностей и несущий полную ответственность перед законом, обществом и другими гражданами за свои действия» 31.
В Философском словаре «гражданственность» определяется как «нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит» (таковыми считаются государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность). «Чувство гражданственности вытекает из самоосознания человеком себя как личности, как самостоятельного, индивидуального члена общества, обладающего определенными правами и обязанностями, закрепленными в законодательстве, активно участвующего в принятии и осуществлении государственных решений, и руководствующегося в повседневной жизни определенными моральными нормами и ценностями».
С точки зрения социально-политической, понятие гражданственность выступает антитезой к понятиям «аполитичность», «абсентеизм», «социально-политическая индифферентность», т. е. «безучастность», «безразличность», «равнодушие». Политический словарь рассматривает «гражданственность» как качество, свойство поведения человека, гражданина, готового и способного принимать участие в общественно-государственных делах, сознательно пользоваться не только своими правами, свободами, но и обязательно выполнять свои обязанности.
Психические процессы и свойства, присущие гражданину на различных возрастных этапах его развития, анализирует психология. Научное знание понятия «гражданственность» в психологии рассматривается в соотнесении с понятием «личность». Вопросы воспитания гражданина изучает педагогика. Но и в этой отрасли человеческого знания до сих пор нет единого определения таких дефиниций, как «гражданин», «гражданственность», «формирование гражданственности».
В Педагогической энциклопедии, выпущенной в 1964 году, дефиниций «гражданственность», «гражданское воспитание», «гражданское образование» нет. В советский период развития нашей страны вопросами воспитания гражданина занимались выдающиеся педагоги: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, продолжающие идеи К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого, однако термин «гражданственность» не использовался в научном обиходе. Хрестоматийным можно считать определение В. А. Сухомлинского «гражданское видение мира», т.е. формирование гражданской культуры человека как ценности, в контексте которой человек принадлежит и к конкретному государству, и миру людей вообще.
Согласно воззрениям В. А. Сухомлинского, «гражданское видение мира» предполагает: «осознание человеком своей принадлежности к обществу и потребность действовать в соответствии с нравственными требованиями и нормами коллективной жизнедеятельности; осознание социальных последствий своего поведения и деятельности; стремление к самовыражению и потребность везде во всем быть человеком-гражданином; общественно-значимую, нравственно-ответственную деятельность и чувство принадлежности к коллективу и обществу»32.
Однако ни А. С. Макаренко, ни В. А. Сухомлинский не употребляют термин «гражданственность», используя термин «патриотизм».
К основным компонентам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, находящая выражение в чувстве собственного достоинства и внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к согражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств.
А. Ф. Никитин, Я. В. Соколов, отмечают, что «воспитание гражданственности личности определяется не только субъективными усилиями воспитателей, но прежде всего объективным состоянием общества, уровнем развития демократии, гуманности». Здесь же названы и гражданские качества: нравственные идеалы общества, чувство любви к Родине, стремление к миру, потребность в труде на благо общества, способность к самоопределению33.
Т. И. Морозова утверждает, что гражданственность обычно трактуют в следующих аспектах: как форму идентичности человека, что выражается в установлении его связи с конкретным обществом и государством на основе принятия и усвоения общих ценностей, смыслов и норм поведения и взаимной ответственности; как политическую позицию личности, проявляющуюся в ее готовности и способности участвовать в решении общественно-государственных проблем, в ощущении сопричастности социальным процессам и интересе к ним; как качественное состояние общества и личности (гражданственность – атрибут гражданского общества)
34.
Также и Е. С. Рапацевич отмечает, что «гражданственность» предполагает «овладение политической культурой, которая включает: политическую грамотность, способность переживать высшие гражданские чувства, потребность проявления общественной активности, стремление к практическому участию в деятельности общественного самоуправления, политических событиях и кампаниях, а также проявление гражданской сознательности ребенка» 35.
Таким образом, мы можем утверждать, что общим для различных определений является понимание гражданственности как интегративного качества личности, находящего свое проявление в деятельности, отражающей выполнение личностью долга, обязанностей, использование прав, ее общественную активность, участие в самоуправлении, а также наличии гражданских чувств, таких как патриотизм, собственное достоинство, толерантность и другие.
Г. Н. Филонов ввел в научный обиход понятие «феномен гражданственности». Он определяет это явление как «комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций – осознанной законопослушности, патриотической преданности Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений»36.
Для нашего исследования важно в данном определении, что автор выделяет субъективность качеств личности, в зависимости от общепринятых норм и нравственных ценностей, характерных для определенного этапа развития общества, что подтверждает историческую обусловленность гражданственности как личностного качества. Р. В. Игнатовская уточняет, что гражданственность – это «интегрированный комплекс качеств личности, которые определяют ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей в соответствии с имеющимися в обществе возможностями и с соблюдением при этом существующих морально-правовых норм»37.
Г. А. Федотова, С. З. Мирветалиева определяют «гражданственность» как «совокупность убеждений и взглядов, которая предполагает высокую степень независимости и самостоятельности индивидуальных суждений об обществе, приоритет нерушимой социальной солидарности, коллективизма, выражающийся в активном участии человека в жизни общества»38