Файл: Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 338
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. Данное мнение разделяют Л. А. Дорошук, Е. А. Казаева и другие.
Рассматривая «гражданственность» как интегративное качество личности, ученые определяют состав его компонентов. Так, личностные качества, составляющие понятие «гражданственность», могут быть объединены между собой в группы. И. Г. Орлова, например, называет следующие: духовно-нравственные (патриотизм, гуманность, милосердие, толерантность в отношении к социальному и национальному окружению), морально-волевые (долг, ответственность, сознательность, достоинство, социальный оптимизм, социальная активность) и когнитивно-ценностные (предполагающие знания в различных областях общественной жизни, в том числе экономической, экологической, политической, правовой, историко-культурной).
Гражданские знания, приобретая силу глубоких внутренних мотивов и стимулов действия, выступают основой для формирования гражданских убеждений, которые, в свою очередь, побуждают школьников действовать в соответствии с усвоенными гражданскими нормами и ценностями.
Таким образом, гражданские знания и убеждения, а вместе с ними гражданские чувства, ценностные ориентации и нормы находят отражение в гражданской позиции и реализуются в гражданском поведении и деятельности. Как утверждает Г. Н. Филонов, гражданская деятельность – одна из ступеней развития гражданской зрелости, которой предшествуют чувственный и когнитивный опыт39.
Структура «гражданственности» включает: гражданские качества, гражданские убеждения, гражданскую позицию.
Таким образом, обобщая вышеизложенное, понятия патриотизма и гражданственности взаимосвязаны. Высокий уровень патриотизма и гражданственности народа гарантирует единство и стабильность любого общества и государства. Как отмечает И.Е. Дискин: «Гражданственность … должна быть прочно «склеена» с патриотизмом»40. Истинная ценность патриотизма и гражданственности, как правило, проявляется в сложные периоды для общества и государства, когда возникают реальные угрозы для национальной безопасности государства. Благодаря патриотизму и гражданственности во время различных потрясений происходил процесс мобилизации граждан. Существует множество исторических примеров, когда граждане успешно преодолевали их, будучи консолидированными и мобилизованными, благодаря патриотизму и гражданственности.
§ 2. Воспитание патриотизма – основа воспитания чувства гражданственности у детей старшего школьного возраста
Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа. Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его взаимосвязь с другими направлениями воспитания, например гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим, что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем сочетание части и целого.
Это обусловлено тем, что:
– во-первых, патриотизм, особенно если иметь в виду его генезис, возникает и развивается как чувство, посредством духовно–нравственного обогащения;
– во-вторых, понимание высшего развития чувства патриотизма неразрывно связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности, действиях и поступках, осуществляемых субъектом на благо Отечества;
– в-третьих, патриотизм, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой не только грань жизни общества, но источник его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума;
– в-четвертых, в качестве первоосновного субъекта патриотизма выступает личность, для которой приоритетной социально-нравственной задачей является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию ее жизни, исполненной служению Отечеству;
– в-пятых, истинный патриотизм в его духовности.
Патриотизм как высокое чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социально значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству.
Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы воспитательного процесса, и специфику патриотического воспитания подростков в общеобразовательной школе.
К их числу относятся41:
– обусловленность патриотического воспитания развитием общества и
– обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов патриотического воспитания возрастными особенностями учащихся;
– диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий;
– интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы;
– опора на новые концепции организации и осуществления учебно-воспитательного процесса и на новое понимание основных педагогических понятий;
– опора на положительное в личности воспитанника и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия:
– координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания.
С учетом особенностей патриотического воспитания в современном обществе цель данного процесса определяется как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы42.
Необходимым компонентом процесса патриотического воспитания является анализ результатов, позволяющий определить его эффективность, внести необходимые коррективы при выявлении отклонений от намеченной цели и спланировать предстоящую деятельность с учетом новых условий и уже достигнутых результатов. Современная школа накопила большой практический опыт патриотического воспитания молодого поколения.
Однако в современных условиях этот опыт может быть использован лишь частично. Прежде всего, это связано с изменением политических ориентиров, с развитием новых экономических отношений, утверждением гуманистических принципов в системе образования. Как показывает анализ литературы, вопросы патриотического воспитания молодежи в духе патриотизма всегда занимали одно из ведущих мест в исследованиях ученых, педагогов, государственных деятелей. В течение разных периодов развития педагогической науки патриотическое воспитание рассматривалось как необходимая составная часть воспитательного процесса, причем решение этой проблемы объективно зависит от политических, социально– экономических условий государства в определенный период его развития. Это обусловливает изменение подходов к пониманию сущности патриотизма, определению целей, задач, содержания патриотического воспитания в разные периоды развития страны, что делает данную проблему актуальной в современных условиях43.
Старший школьный возраст – это этап гражданского и патриотического становления человека и его общественного самоопределения, интенсивного подключения в социальную жизнь, формирование духовных качеств гражданина и патриота. Личность детей старшего школьного возраста формируется под воздействием абсолютно свежего положения, которое они начинают занимать по сравнению со взрослым, в обществе, коллективе. Старший школьный возраст называют еще ранней молодостью, которая соответствует учащимся с 9-11 класс (15-17лет). Эту возрастную периодизацию выдвинул русский специалист по психологии Д. Б. Эльконин. Старший возраст считают «третьим миром», существующим между детством и взрослостью. Подрастающий ребенок в это время оказывается уже на пороге реальной и взрослой жизни.
В этом возрасте социальная ситуация развития определяется тем, что на передний план выходит общение со сверстником. Как раз в данном общении появляется главное новообразование: самосознания, переосмысление каких-то ценностей, а еще усвоение общественных и социальных норм.
У ребят старшего школьного возраста еще случается составление «Я – концепции» – системы морально слаженных представлений о себе. При данном процессе формирования «образа – Я» сопрягается с крепким аффективным переживанием. Чувственный компонент самомнения старшего школьника заслуживает особенного интереса. Становление самомнения плотно связанно с анализом собственных переживаний, обусловленных как внешними, так и внутренними стимулами, а точнее: ожиданиями, собственными мыслями и конечно же установками для себя. Впервые подростки старшего школьного возраста, изучая свой внутренний мир как бы можно сказать со стороны, убеждаются в том, что они являются уникальными и неповторимыми. Такие мысли повышают обостренное чувство одиночества. В конце старшего школьного возраста, на границе с ранней юностью, представление о себе стабилизируется и образует целостную систему – «Я-концепцию»44.
Старший школьный возраст также характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Активные, а даже бурные эмоциональные вспышки в старшем школьном возрасте нередко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, ироническим отношением к окружающим. Склонность к самоанализу и рефлексии зачастую способствует легкости возникновения депрессивных состояний (бывает вплоть до суицидального поведения).
Целеустремленность и настойчивость у старшеклассников сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безаппеляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении – желанием уединиться, развязность соседствует с застенчивостью, романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью, искренняя нежность, ласковость могут быстро сменяться отчужденностью, черствостью, враждебностью и даже жестокостью.
В этот период формируется осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается еще в эмоционально – смысловой оценке своих собственных личных возможностей, которая, в свою очередь, может выступать в качестве обоснования целесообразности действий и поступков45. Сложность взаимоотношений старшеклассника и взрослого заключается еще и в том, что, с одной стороны, подросток стремится к самостоятельности, протестует против опеки и недоверия, а с другой – сталкиваясь с новыми жизненными трудностями, испытывает тревогу и опасения, ждет от взрослого помощи и поддержки, но не всегда хочет открыто признаваться в этом46. Учебная деятельность старших школьников значительно отличается по характеру и содержанию от учебной деятельности младших подростков. Дело не только в том, что углубляется содержание обучения. Основное отличие в том, что учебная деятельность старших подростков предъявляет гораздо более высокие требования к их умственной активности и самостоятельности. Для того чтобы глубоко усваивать программный материал, необходим достаточно высокий уровень развития обобщающего, понятийного мышления.
Трудности, которые нередко испытывает в процессе учения старший подросток, прежде всего, связаны с неумением учиться в этих новых условиях, а не с нежеланием учиться. Что касается отношения старшеклассников к учению, то и здесь наблюдаются определенные сдвиги. Старшие школьники взрослеют, обогащается их опыт: они осознают, что стоят на пороге самостоятельной жизни. Растет их сознательное отношение к учебе. Учение приобретает непосредственный жизненный смысл, так как старшие школьники отчетливо сознают, что необходимым условием полноценного участия в будущей трудовой жизни общества является наличный фонд знаний, умений и навыков, полученное в школе умение самостоятельно приобретать знания47.
Следует отметить избирательное отношение старшеклассников к учебным предметам. Значительно реже бывает одинаково ровное отношение ко всем учебным предметам. Избирательное отношение к учебным предметам у старшеклассников почти целиком определяется качеством, уровнем преподавания, личностью учителя. Однако более важная причина избирательного отношения к учебным предметам уже иная – это наличие у многих старших школьников сложившихся интересов, связанных с их профессиональной направленностью
Рассматривая «гражданственность» как интегративное качество личности, ученые определяют состав его компонентов. Так, личностные качества, составляющие понятие «гражданственность», могут быть объединены между собой в группы. И. Г. Орлова, например, называет следующие: духовно-нравственные (патриотизм, гуманность, милосердие, толерантность в отношении к социальному и национальному окружению), морально-волевые (долг, ответственность, сознательность, достоинство, социальный оптимизм, социальная активность) и когнитивно-ценностные (предполагающие знания в различных областях общественной жизни, в том числе экономической, экологической, политической, правовой, историко-культурной).
Гражданские знания, приобретая силу глубоких внутренних мотивов и стимулов действия, выступают основой для формирования гражданских убеждений, которые, в свою очередь, побуждают школьников действовать в соответствии с усвоенными гражданскими нормами и ценностями.
Таким образом, гражданские знания и убеждения, а вместе с ними гражданские чувства, ценностные ориентации и нормы находят отражение в гражданской позиции и реализуются в гражданском поведении и деятельности. Как утверждает Г. Н. Филонов, гражданская деятельность – одна из ступеней развития гражданской зрелости, которой предшествуют чувственный и когнитивный опыт39.
Структура «гражданственности» включает: гражданские качества, гражданские убеждения, гражданскую позицию.
Таким образом, обобщая вышеизложенное, понятия патриотизма и гражданственности взаимосвязаны. Высокий уровень патриотизма и гражданственности народа гарантирует единство и стабильность любого общества и государства. Как отмечает И.Е. Дискин: «Гражданственность … должна быть прочно «склеена» с патриотизмом»40. Истинная ценность патриотизма и гражданственности, как правило, проявляется в сложные периоды для общества и государства, когда возникают реальные угрозы для национальной безопасности государства. Благодаря патриотизму и гражданственности во время различных потрясений происходил процесс мобилизации граждан. Существует множество исторических примеров, когда граждане успешно преодолевали их, будучи консолидированными и мобилизованными, благодаря патриотизму и гражданственности.
§ 2. Воспитание патриотизма – основа воспитания чувства гражданственности у детей старшего школьного возраста
Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа. Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его взаимосвязь с другими направлениями воспитания, например гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим, что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем сочетание части и целого.
Это обусловлено тем, что:
– во-первых, патриотизм, особенно если иметь в виду его генезис, возникает и развивается как чувство, посредством духовно–нравственного обогащения;
– во-вторых, понимание высшего развития чувства патриотизма неразрывно связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности, действиях и поступках, осуществляемых субъектом на благо Отечества;
– в-третьих, патриотизм, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой не только грань жизни общества, но источник его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума;
– в-четвертых, в качестве первоосновного субъекта патриотизма выступает личность, для которой приоритетной социально-нравственной задачей является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию ее жизни, исполненной служению Отечеству;
– в-пятых, истинный патриотизм в его духовности.
Патриотизм как высокое чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социально значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству.
Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы воспитательного процесса, и специфику патриотического воспитания подростков в общеобразовательной школе.
К их числу относятся41:
– обусловленность патриотического воспитания развитием общества и
– обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов патриотического воспитания возрастными особенностями учащихся;
– диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий;
– интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы;
– опора на новые концепции организации и осуществления учебно-воспитательного процесса и на новое понимание основных педагогических понятий;
– опора на положительное в личности воспитанника и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия:
– координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания.
С учетом особенностей патриотического воспитания в современном обществе цель данного процесса определяется как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы42.
Необходимым компонентом процесса патриотического воспитания является анализ результатов, позволяющий определить его эффективность, внести необходимые коррективы при выявлении отклонений от намеченной цели и спланировать предстоящую деятельность с учетом новых условий и уже достигнутых результатов. Современная школа накопила большой практический опыт патриотического воспитания молодого поколения.
Однако в современных условиях этот опыт может быть использован лишь частично. Прежде всего, это связано с изменением политических ориентиров, с развитием новых экономических отношений, утверждением гуманистических принципов в системе образования. Как показывает анализ литературы, вопросы патриотического воспитания молодежи в духе патриотизма всегда занимали одно из ведущих мест в исследованиях ученых, педагогов, государственных деятелей. В течение разных периодов развития педагогической науки патриотическое воспитание рассматривалось как необходимая составная часть воспитательного процесса, причем решение этой проблемы объективно зависит от политических, социально– экономических условий государства в определенный период его развития. Это обусловливает изменение подходов к пониманию сущности патриотизма, определению целей, задач, содержания патриотического воспитания в разные периоды развития страны, что делает данную проблему актуальной в современных условиях43.
Старший школьный возраст – это этап гражданского и патриотического становления человека и его общественного самоопределения, интенсивного подключения в социальную жизнь, формирование духовных качеств гражданина и патриота. Личность детей старшего школьного возраста формируется под воздействием абсолютно свежего положения, которое они начинают занимать по сравнению со взрослым, в обществе, коллективе. Старший школьный возраст называют еще ранней молодостью, которая соответствует учащимся с 9-11 класс (15-17лет). Эту возрастную периодизацию выдвинул русский специалист по психологии Д. Б. Эльконин. Старший возраст считают «третьим миром», существующим между детством и взрослостью. Подрастающий ребенок в это время оказывается уже на пороге реальной и взрослой жизни.
В этом возрасте социальная ситуация развития определяется тем, что на передний план выходит общение со сверстником. Как раз в данном общении появляется главное новообразование: самосознания, переосмысление каких-то ценностей, а еще усвоение общественных и социальных норм.
У ребят старшего школьного возраста еще случается составление «Я – концепции» – системы морально слаженных представлений о себе. При данном процессе формирования «образа – Я» сопрягается с крепким аффективным переживанием. Чувственный компонент самомнения старшего школьника заслуживает особенного интереса. Становление самомнения плотно связанно с анализом собственных переживаний, обусловленных как внешними, так и внутренними стимулами, а точнее: ожиданиями, собственными мыслями и конечно же установками для себя. Впервые подростки старшего школьного возраста, изучая свой внутренний мир как бы можно сказать со стороны, убеждаются в том, что они являются уникальными и неповторимыми. Такие мысли повышают обостренное чувство одиночества. В конце старшего школьного возраста, на границе с ранней юностью, представление о себе стабилизируется и образует целостную систему – «Я-концепцию»44.
Старший школьный возраст также характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Активные, а даже бурные эмоциональные вспышки в старшем школьном возрасте нередко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, ироническим отношением к окружающим. Склонность к самоанализу и рефлексии зачастую способствует легкости возникновения депрессивных состояний (бывает вплоть до суицидального поведения).
Целеустремленность и настойчивость у старшеклассников сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безаппеляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении – желанием уединиться, развязность соседствует с застенчивостью, романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью, искренняя нежность, ласковость могут быстро сменяться отчужденностью, черствостью, враждебностью и даже жестокостью.
В этот период формируется осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается еще в эмоционально – смысловой оценке своих собственных личных возможностей, которая, в свою очередь, может выступать в качестве обоснования целесообразности действий и поступков45. Сложность взаимоотношений старшеклассника и взрослого заключается еще и в том, что, с одной стороны, подросток стремится к самостоятельности, протестует против опеки и недоверия, а с другой – сталкиваясь с новыми жизненными трудностями, испытывает тревогу и опасения, ждет от взрослого помощи и поддержки, но не всегда хочет открыто признаваться в этом46. Учебная деятельность старших школьников значительно отличается по характеру и содержанию от учебной деятельности младших подростков. Дело не только в том, что углубляется содержание обучения. Основное отличие в том, что учебная деятельность старших подростков предъявляет гораздо более высокие требования к их умственной активности и самостоятельности. Для того чтобы глубоко усваивать программный материал, необходим достаточно высокий уровень развития обобщающего, понятийного мышления.
Трудности, которые нередко испытывает в процессе учения старший подросток, прежде всего, связаны с неумением учиться в этих новых условиях, а не с нежеланием учиться. Что касается отношения старшеклассников к учению, то и здесь наблюдаются определенные сдвиги. Старшие школьники взрослеют, обогащается их опыт: они осознают, что стоят на пороге самостоятельной жизни. Растет их сознательное отношение к учебе. Учение приобретает непосредственный жизненный смысл, так как старшие школьники отчетливо сознают, что необходимым условием полноценного участия в будущей трудовой жизни общества является наличный фонд знаний, умений и навыков, полученное в школе умение самостоятельно приобретать знания47.
Следует отметить избирательное отношение старшеклассников к учебным предметам. Значительно реже бывает одинаково ровное отношение ко всем учебным предметам. Избирательное отношение к учебным предметам у старшеклассников почти целиком определяется качеством, уровнем преподавания, личностью учителя. Однако более важная причина избирательного отношения к учебным предметам уже иная – это наличие у многих старших школьников сложившихся интересов, связанных с их профессиональной направленностью