Файл: Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 348

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
48. На этой почве иногда наблюдается весьма нежелательное явление – старшеклассники интересуются двумя - тремя профилирующими по отношению к будущей профессии предметами при равнодушии и безразличии к остальным. Характеризуя интересы старшеклассников, прежде всего, надо сказать, что именно в этом возрасте они обычно определяют свой специфический устойчивый интерес к той или иной науке, отрасли знания, области деятельности49.

Такой интерес в стершем школьном возрасте приводит к формированию познавательно–профессиональной направленности личности, определяет выбор профессии, жизненный путь после окончания школы. Наличие такого специфического интереса стимулирует постоянное стремление к расширению и углублению знаний в соответствующей области: старшеклассник активно знакомится с литературой по интересующему его вопросу, охотно занимается в соответствующих кружках, изыскивает возможность посещать лекции и доклады, встречаться с интересующими его людьми.

Развитие познавательных интересов, рост сознательного отношения к учению стимулируют дальнейшее развитие произвольности познавательных процессов, умения управлять ими, сознательно регулировать их. В конце старшего возраста школьники овладевают своими познавательными процессами (восприятием, памятью, воображением, а также вниманием), подчиняя их организацию определенным задачам жизни и деятельности50.

У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, то есть способность к индукции и дедукции.

Важно отметить, что в этом возрасте молодые люди уже умеют оперировать гипотезами. Развитие внимания характеризуется высокой переключаемостью, распределяемостью, устойчивостью, что позволяет поддерживать достаточно высокий темп работы. В развитии памяти происходит замедление прироста продуктивности непосредственного запоминания при одновременно увеличивающейся продуктивности опосредованного запоминания. Развитие когнитивных процессов у старшеклассников достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Старших школьников интересуют не только вопросы теории, но самый ход анализа, способы доказательства. Им нравится, когда преподаватель заставляет выбирать решение между разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; они с готовностью, даже с радостью вступают в спор и упорно защищают свою позицию. Под влиянием специфической для старшего школьника организации учебной деятельности существенно изменяется мыслительная деятельность старшеклассников, характер их умственной работы. Все большее и большее значение приобретают уроки типа лекций, самостоятельное выполнение лабораторных и других практических работ, все чаще и чаще старшеклассникам приходится самостоятельно разбираться в изучаемом материале.


В связи с этим их мышление приобретает все более активный, самостоятельный и творческий характер. Мыслительная деятельность старшеклассников характеризуется по сравнению с подростковым возрастом более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, нарастающей тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать суждения, доказывать истинность или ложность отдельных положений, делать глубокие выводы и обобщения, связывать изучаемое в систему. Развивается критичность мышления. Все это предпосылки формирования теоретического мышления, способности к познанию общих законов окружающего мира, законов природы и общественного развития51. Что касается личностного развития старшеклассника, то все больше приобретают качества, связанные со взрослостью. Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план – решить вопросы, в первую очередь кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Старшекласснику необходимо не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а именно осознавать способы достижения поставленных жизненных целей. Определяющее значение в учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения и узкопрактические, в выборе профессии – мотивация выбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. У девушек происходит переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на профессию.

Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности, с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией. У старшеклассника возникают важные личностные качества: осознанность, самостоятельность, независимость. Он ставит и активно решает наиболее сложные жизненные проблемы. Рефлексия собственного жизненного пути, п стремление к самореализации приводит к появлению новых социальных потребностей: найти свое место среди других, выделиться, быть особенным, играть определенную роль в обществе. У них возникает ответственность не только за себя, а за себя в общем деле, за общее дело и за других людей. Из всего этого следует, что новообразованием данного возраста является самоопределение себя в обществе, осознание своих возможностей, стремлений и своего предназначения в жизни Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает совершенно новую социальную ситуацию развития. Перед ним возникает необходимость самоопределения, выбора своего жизненного пути как задача первостепенной жизненной важности. Выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития старших школьников, создавая у них своеобразную внутреннюю позицию. Новая социальная позиция старшеклассника изменяет для него и значимость учения, его задач, целей, содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего

52.

В западноевропейской античной и классической педагогике гражданское воспитание рассматривалось многими философами и учеными. Платон и, Аристотель коррелировали проблемы гражданского воспитания с формированием уважения к государству, законопослушания. А Руссо видел базис гражданского воспитания в свободном развитии личности, в создании условий для самовыражения. В зарубежной педагогике теория гражданского воспитания связана с именем немецкого педагога Г. Кершенштейнера, он отметил необходимость целевой направленности формирования гражданственности. В российской педагогике проблемы гражданского воспитания нашли отражение в трудах В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена, А.Н. Радищева, Н.Г. Чернышевского, и др. ими же были обозначены цели и задачи гражданского воспитания. К.Д. Ушинским была сформулирована идея народности в воспитании, данная идея основывалась она на учете особенностей менталитета, формировании национального самосознания и воспитания гражданина53.

В советской педагогике рассмотрены вопросы гражданского воспитания в аспекте общественной направленности личности, приобретения навыка коллективной работы, данные вопросы в некоторой мере отражены в работах В.А. Сухомлинского. Его книга «Воспитание гражданина» в определенной мере содержит обобщение и систематизацию как теоретического, так и практического опыта деятельности советской школы по гражданскому воспитанию. Также в данной книге довольно большое внимание уделяется воспитанию гражданской позиции ребенка, влиянию школы, семьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности54. Содержание гражданского воспитания в школе и семье регулируется работой педагогов, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры.

В гражданском воспитании значимое место занимает участие подростков в деятельности различных общественных объединений и организаций55. Изучение процесса гражданского воспитания детей старшего школьного возраста в школе первоначально предполагает анализ понятия «гражданское воспитание».

Разными авторами представлено множество различных определений этого понятия. «Гражданское воспитание» это термин, соединивший в себе, начала как минимум двух терминов: гражданин и воспитание.


Поэтому рассматривая процесс гражданского воспитания, необходимо дать четкое определение понятиям56:

1) «гражданин» лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.

2) «воспитание» навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни. Харламовым И.Ф. воспитание понимается как сознательная, специально организованная деятельность воспитателя с целью формирования определенных значимых качеств и характеристик развивающейся личности. А согласно определению, представленному в словаре Д.Н. Ушакова, гражданин является подданным какого-либо государства57.

Стоит также отметить, что в узком смысле понятие «гражданин» тесно связано с понятием «гражданство» и означает принадлежность человека к определенному государству. Понятие «гражданское воспитание» в российской педагогической энциклопедии трактуется как компоновка интегративных свойств личности, которые позволят человеку чувствовать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным.

Наиболее полное определение гражданского воспитания дал А. С. Гаязов: «гражданское воспитание – это целенаправленный, специально организованный процесс формирования устойчивых гражданских качеств, характеризующих личность как субъекта правовых, морально-политических, социально-экономических отношений в государственно-общественном образовании»58.

Основной целью гражданского воспитания является воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, потребности в деятельности на благо общества и т.п. Гражданское воспитание тесно связано с нравственным воспитанием, патриотическим воспитанием и правовым воспитанием. Одним из основоположников гражданского воспитания стал немецкий педагог Г. Кершенштейнер, в качестве главной задачи гражданского воспитания он называл «приучение молодежи служить общине». Многие педагоги также выделяли гражданское воспитание, но определяли его задачи по-разному.

Например, К.Д. Ушинский, считал, что нравственную базу личности гражданина составляют чувства национального самосознания человека, его любви к Родине. Гражданское воспитание на личностном уровне в большей степени определяется объективным состоянием государства, уровнем становления демократии и гуманности в обществе, востребованностью гражданских качеств его членов. В свою очередь, степень становления общества во многом находится в зависимости от позиции, занимаемой каждой личности в отдельности
59.

Задачи гражданского воспитания могут быть следующими60:

– Формирование неприятия антиобщественных общепризнанных норм поведения (правосознание).

– Формирование патриотических чувств и сознания учащихся, сбережение и становление чувства гордости за свою Родину.

– Формирование активной гражданской позиции через участие каждой личности в школьном самоуправлении.

– Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному жилищу, семье, городу, селу.

– Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию.

– Формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней.

– Воспитание любви, почтения к своей нации, осознания собственных национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как адепта своего народа, и толерантного отношения к адептам других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).

Важным направлением гражданского воспитания является:

– составление навыка гражданского действия, позволяющего личности реализовывать свои возможности в обществе на практике.

Гражданский опыт приобретается детьми в семье, учебных заведениях, в неформальных коллективах, социальных организациях и т.п. Утрата или же ослабление настоящей гражданственности, подмена ее лозунгами и грубым политизированным воспитанием может привести к отчуждению личности от общества, к попыткам найти понимание в асоциальных и антисоциальных неформальных группах. Невозможно воспитать гражданина, постоянно предъявляя к ребенку гражданские требования.

В передовых условиях важным гражданским качеством становится способность к самоопределению, благодаря которому личность сможет существовать в условиях выбора, в условиях свободы и ответственности.

Функции гражданского воспитания разделяются на три категории61:

1) образовательные функции гражданского воспитания заключаются в том, чтобы раскрыть школьникам общечеловеческие и общегражданские политические ценностные ориентации перестройки и обновления общества, вооружить школьников умениями политического диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и организаторского искусства, четкого и ясного изложения мысли в свободной устной речи.

Данная функция формирует способность эмоционального, убедительного, аргументированного монолога, формирует у школьников стойкую систему привычного ответственного гражданского сознания, умения отстаивать свои убеждения, учит жить в условиях демократии и гласности;