Файл: Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 347
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2) воспитательные функции гражданского воспитания проявляются по степени подключения учащихся в посильную и доступную общественно гражданскую деятельность.
Именно в такой деятельности происходит воспитание у школьника таких чувств, как патриотизм и интернационализм, а также высоких морально-политических качеств: порядочности, морально-политической чистоплотности в отношениях с людьми, к сознательному достоянию, намеренной дисциплинированности, ответственности, политического чутья, критичности, возможности исправить допущенные ошибки;
3) развивающие функции гражданского воспитания вытекают из образовательной и воспитательной функций.
Гражданское познание и деятельность создают способность к политическому мышлению, умению осмыслить с позицией нового политического мышления каждый общественно важный факт, событие. Личность учится самостоятельно разбираться в потоке политической информации, давать ей оценку, использовать в своей деятельности. Функции гражданского воспитания реализуются в целостном педагогическом процессе с учетом возрастных возможностей и особенностей подростков.
В современном мире вся атмосфера общественной и личной жизни людей насыщена политической информацией, противоречивыми установками, оценками, ценностными ориентациями. Дети любого возраста, живя и действуя в той атмосфере, не изолированы от политических влияний и воздействий. Политическая идеология преломляется в их сознании под влиянием взрослых. Это требует от педагогов и родителей быть вооруженными знанием особенностей детского восприятия политической информации, сознания и осмысления фактов и событий62 .
В качестве результата гражданского воспитания различными учеными выделяются такие личностные качества как:
– уважение к закону при развитии инициативы, ответственности, умения пользоваться своими правами и исполнение своих обязанностей;
– приверженность системе демократических и гражданских ценностей, базирующаяся на разуме, чувствах и опыте личности;
– руководство универсальными человеческими принципами при конфликте различных мнений на общепризнанные нормы и жизненные ценности.
Ключевой итог гражданского воспитания – это то, что оно формирует уважение к людям, терпимость к противоположной точке зрения, учит правилам общественной полемики. Тем самым оно содействует цивилизованному диалогу в обществе, а также дает каждому гражданину возможность принимать участие в обсуждении и выработке весомых для общества решений. Помимо вышесказанного стоит отметить, что гражданское воспитание включает в себя такие понятия, как правовое воспитание и гражданская позиция. Под правовым воспитанием понимается целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых эталонов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Под гражданской позицией понимаются действия личности относительно государства, которые либо помогают, либо мешают этому государству.
К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, которые дают возможность для личности выполнять свои обязанности по отношению к своему государству и уважительно относиться к другим гражданам проживающих на территории страны.
С педагогической точки зрения гражданственность понимается как интегративный комплекс качеств личности, определяющий ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей, в соответствии с имеющимися в обществе, государстве условиями, личными потребностями и возможностями, в соответствии с принятыми правовыми и моральными нормами. Гражданственность представляет собой интегративное качество личности, которое включает внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межэтнического взаимодействия.
Гражданственность имеет такие структурные компоненты как: когнитивный, деятельностный и мотивационно-ценностный. Данные компоненты выступают в качестве показателей сформированности гражданской воспитанности подростков. Когнитивный компонент связан с познанием и методом получения знаний. Для этого требуются определенные умения и навыки по приобретению знаний, а также овладение информационной компетенцией.
Это, прежде всего, знания об обществе и его строении63:
– создание образа, включающего в себя представление о территории и границах России, ее географических особенностях, а также знание основных событий истории развития государства и общества, знание исторической ценности родного края, его достижений и культурных традиций;
– формирование образа социально-политического устройства – дает представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн) и знание государственных праздников;
– знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, а также ориентация в правовом пространстве государственно–общественных отношений;
– знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, культуры, обыкновений, познаний народа и этнических групп России;
– освоение общекультурного наследия России;
– экологическое понимание, знание ведущих принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
Деятельностный компонент предполагает, что гражданин должен владеть такими умениями и навыками:
– получать и анализировать информацию о социальных явлениях и процессах на основе широкого круга источников;
– критически мыслить;
– обнаруживать общественные проблемы;
– выражать и защищать аргументированное мнение, по существу, социальных задач и явлений;
– противостоять общественной демагогии, политической конъюнктуре, политическому давлению;
– вести дискуссию по публичным вопросам;
– предопределять тенденциозное мнение, а также стереотипы и предрассудки;
– принимать участие в работе коллектива на базе сотрудничества.
Мотивационно-ценностный компонент предполагает, что: гражданин обладает ценностями (уважение к правам, вероисповеданию и свободам других людей, патриотизм, иметь чувство долга и уважение к Конституции страны, органам государственной власти, символам государственности и др.), а также желанием принимать участие в общественно-политической жизни, иметь свою твердую жизненную позицию. Гражданское воспитание данное словосочетание довольно часто употребляют при обсуждении проблем гражданского образования, выделяя ведущие направления работы.
Гражданское образование можно считать предметным обучением по общественно-политическим дисциплинам только тогда, когда преподавание носит ярко-выраженный воспитательный характер, когда оно нацелено не на передачу некой суммы знаний, а именно на формирование личной позиции каждого члена общества в системе социальных отношений. Эффективность воспитания определяется готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности.
Таким образом, гражданское и патриотическое воспитание представляет собой целенаправленное педагогическое влияние на сознание подростков путем их приобщения к лучшим образцам отечественной культуры и искусства, развития чувства уважения к истории своей страны. Гражданское и патриотическое воспитание данное словосочетание довольно часто употребляют при обсуждении проблем образования, выделяя ведущие направления работы. Эффективность воспитания определяется готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности. Возможно применение методов формирования сознания, убеждения, примера, формы: беседа, диспут, дискуссия, экскурсия, краеведческая работа, лекция, рассказ, военно-патриотическая игра, классный час, викторина, устный журнал, литературно- музыкальная композиция, тематический вечер. Эти формы и методы мы будем использовать при создании комплекса мероприятий по гражданскому и патриотическому воспитанию старших подростков в школе.
Глава 2. Структура и организация гражданского и патриотического воспитания в школе
§ 1. Содержание гражданского и патриотического воспитания
в современной школе
Изучение деятельности школы по патриотическому воспитанию старших подростков проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №69» им. Героя Советского Союза, генерал-майора И. В. Панфилова.
Цель исследования:
– определение сформированности уровня гражданской позиции и патриотизма старшеклассников;
– разработать комплекс мероприятий гражданское и патриотическое воспитание для учеников старшего школьного возраста.
Для этого нужно определить первоначальный уровень сформированности каждого структурного компонента гражданского и правового сознания личности учащихся, то есть провести диагностику познавательного (правовые знания), мотивационно-ориентированного (мотивация участия в общественно полезной деятельности, стремление к гражданскому и патриотическому самовыражению), поведенческого (применение знаний о гражданственности, патриотизме социальной роли гражданина) компонентов.
Для достижения поставленной цели исследования были определены следующие критерии и показатели диагностики состояния гражданской позиции и патриотизма старшеклассников.
1. Знания о гражданских качествах личности и требованиях общества к гражданину; личная значимость гражданских прав и обязанностей; знания и адекватная им система ценностей; видение путей своего гражданского самосовершенствования.
2. Мотивация участия в полезной общественной деятельности; позитивное отношение к данной деятельности; стремление к гражданскому самовыражению.
3. Применение знаний о гражданственности, социальной роли гражданина; настойчивость, упорство в достижении цели; проявление инициативы в реализации себя как гражданина.
4. Проявление патриотизма.
В зависимости от состава и полноты формируемых качеств личности, ее направленности и нравственной позиции можно выделить три уровня идентичности – достаточный или высокий, средний и низкий.
В отношении когнитивного компонента:
Низкий уровень: ученик не обладает глубокими знаниями о России как своей Родине;