Файл: Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 345

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
плохо владеет специальной терминологией; не умеет оперировать фактами и сведениями из истории страны и родного края; не может применить свои знания в других областях; не знает свои гражданские права и обязанности; сформированность экологического сознания низкая; отвечать на вопросы по теме не может.

Для среднего уровня характерно следующее: ученик обладает недостаточными заданиями о России, о своей Родине, о родном крае; терминология по теме освоена не в полном объеме; знания не глубокие; на вопросы по теме отвечает не всегда осознанно.

Признаками высокого уровня являются обладание глубокими знаниями по данным вопросам; хорошая ориентация в терминах; владение фактами и сведениями из истории страны и родного края, своей семьи, которые всегда можно применить в других областях; хорошее знание своих прав и обязанностей как гражданина; умение верно отвечать на поставленные вопросы по теме.

В отношении ценностного и эмоционального компонента:

Низкий уровень: отсутствие чувства гордости за свою страну и свой край; непринятие других национальностей и этических групп; равнодушие в отношении истории своей страны, края, семьи; отвержение ценности жизни и здоровья своего и других людей; недоброжелательное отношение к людям; отсутствие общей, гражданско-правой и экологической культуры.

Средний уровень: присутствие чувства гордости за свою страну, родной край, семью, но не в полной мере; ученик эмоционально безразличен к другим людям; проявление чувств патриотизма, уважения к таким ценностям как Родина, семья, здоровье, культура, жизнь, природа выражено слабо, лишь при условии, что это не мешает личным планам и делам.

Высокий уровень: чувства патриотизма, гордости, уважения за свою страну, свой край, народ, семью проявляется на высоком уровне; ученик принимает и уважает других людей независимо от их национальности, возраста, пола; ученик признает базовые ценности: семью, здоровье, жизнь, природу, культуру; удовлетворение и радость приносят все сферы деятельности; обладает чувством собственного достоинства; обладает качествами личности для саморазвития.

В отношении поведенческого компонента:

Низкий уровень выражается следующими параметрами: пассивная гражданская позиция; неучастие в общественно-полезной деятельности; целью взаимодействия с другими людьми является удовлетворение личных потребностей.


Средний уровень: гражданская позиция среднего уровня активности; сопоставление своей деятельности с принципами и правилами гражданского общества происходит не в полной мере; интерес к общественно-полезной деятельности не высокий.

Высокий уровень: сопоставляет свою деятельность с принципами и правилами гражданского общества; направляет свою жизненную энергию на патриотические, полезные дела; интересуется новостями и событиями окружающего мира; улучшает состояние своего края; осознает важность данной деятельности.

Разнообразие рассмотренных факторов указало применения различных методов: наблюдение, анкетирование и опросы учащихся.

1. Основным методом сбора первичной информации стал метод наблюдения.

Цель – выявление сформированности гражданской позиции и патриотизма на уроках обществознания в 10-11 классах, и какие приемы и методы использует учитель при работе над поставленной проблемой со старшеклассниками.

Наблюдение проводилось на протяжении многих уроков обществознания. Уроки обществознания по воспитанию гражданской позиции и патриотизма были составлены грамотно и педагогически целесообразно. Каждый урок логически построен и соответствует возрастным особенностям школьников, присутствуют средства наглядности и новизна. Так же уроки насыщены необходимым для работы оборудованием, дидактическим и раздаточным материалом. Использование на уроке компьютера позволяет не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению. Наиболее частотной формой организации воспитания гражданской позиции и патриотизма учащихся является традиционная.

Таким образом, работа по воспитанию гражданской позиции и патриотизма школьников учителем на уроках обществознания ведется, но не в достаточном объеме, не хватает нетрадиционных форм проведения уроков.

2. Для определения когнитивного компонента мы разработали анкеты по изучению первоначального уровня сформированности гражданской позиции и патриотизма старшеклассников (Приложение 1).

Анкетирование проводилось анонимно. Это дало возможность ребятам быть откровенными при выборе ответов.

Диагностика уровня когнитивного компонента гражданской позиции и патриотизма старшеклассников представлена на рисунке 1.

Диагностика показала исходный уровень сформированности когнитивного компонента гражданской позиции старшеклассников. У большинства учащихся выявился средний уровень (57%) политико-правовых и теоретико-гражданских знаний. Данная группа учащихся осознает себя гражданином своей страны, знает свои права и обязанности, но не всегда умеет реализовывать их в жизни без помощи взрослых. Высокий уровень (37% старшеклассников) показали глубокие знания по данным вопросам, хорошо ориентируются в терминах, владеют фактами, четко знают свои права и обязанности как гражданина, умеют точно отвечать на поставленные вопросы. И также определился низкий уровень (23%) – учащиеся практически не ориентируются в политико-правовых понятиях и правах граждан, плохо владеют специальной терминологией. Не умеют оперировать фактами и сведениями из истории страны и родного края.




Рисунок 1 – Диагностика уровня когнитивного компонента гражданской позиции и патриотизма старшеклассников
3. Для определения уровня сформированности эмоционально–ценностного компонента гражданской позиции старшеклассников мы воспользовались анкетным опросом и методикой прямого ранжирования списков ценностей М. Рокич (Приложение 2).

Учащимся предлагалось оценить себя по некоторым направлениям.

Также им была предоставлена возможность высказать свое собственное мнение в случае несогласия с предложенными вариантами ответов.

Диагностика уровня эмоционально-ценностного компонента гражданской позиции и патриотизма старшеклассников представлена рисунке 2.


Рисунок 2 – Диагностика уровня эмоционально-ценностного компонента гражданской позиции старшеклассников

Диагностика показала, что наиболее сформированы у старшеклассников любовь к отечеству (70 %), чувство собственного достоинства (57 % опрошенных отнесли себя к людям с высшим уровнем развития этого качества), деловитость и организованность (54 %), коммуникативность, тактичность и культура поведения (52 %). В то же время у школьников наблюдается низкий уровень информированности (11,3 %), готовности прийти на помощь (12,7 %).

Кроме того, у учащихся наблюдается низкий уровень сформированности следующих качеств:

– бережливость и экономность по отношению к личной собственности (33,4 % отметили у себя низкий или недопустимый уровень воспитанности);

– успешность в учении и самообразовании (32,5 %);

– здоровый образ жизни (28 %);

– целеустремленность в самоопределении (25,4 %);

– правовая культура (26,7 %);

– адаптивность (19 %);

– политическая культура (21 %).

Проведя анализ ответов, можно сделать вывод, что средний уровень зафиксирован у 60 % учащихся. Данная группа показала недостаточно точные представления об иерархии общечеловеческих ценностей, ситуативно выполняют порученные им дела, часто не в срок или плохо. Не всегда присутствует у учащихся правильная оценка своих поступков и поступков товарищей, не всегда ребята отвечают за свои поступки.

Эмоционально-ценностный компонент сформирован на уровне эмоционального (формального) приятия ценностей, обсуждаемых на уроке, без их объяснения, применения и включения в собственную систему ценностей.

У 40 %
зафиксирован высокий уровень, так как они имеют наиболее четкие представления об общечеловеческих ценностях, о потребности в гражданской позиции. Всегда выполняют порученное дело в срок и хорошо. Проявляют способность к самооцениванию и самоконтролю.

Низкий уровень сформированности эмоционально-ценностного компонента гражданской позиции зафиксирован у 20 % учащихся. Они не имеют представления об иерархии общечеловеческих ценностей, отсутствует потребность в проявлении гражданской позиции, не выполняют порученное дело или не доводят до конца.

Методика прямого ранжирования списков ценностей М. Рокича подтвердила результаты анкеты. У 40 % учащихся 10-11 классов ориентации на ценности социальные, общечеловеческие стоят после личностно ориентированных ценностей.

40% учащихся ориентируются на ценности социальные и общечеловеческие, у них в полном объеме сформированы чувство долга, справедливости и ответственности. Остальные 20 % учащихся минимальные ориентации на ценности социальные и общечеловеческие.

Диагностика уровня сформированности эмоционально-ценностного компонента по методике М. Рокича представлена на рисунке 3.


Рисунок 3 – Уровень сформированности эмоционально–ценностного компонента по методике М. Рокича

4. Определение исходного поведенческого уровня гражданской позиции происходило при помощи методики изучения социализированности личности учащегося М.И. Рожкова (Приложение 3). Методика разработана с целью изучения активности и мотивов участия учащихся в жизнедеятельности учреждения образования.

Диагностика показала следующие результаты:

– высокий уровень 30 % учащихся, т.к. они активно участвуют во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем, ответственно выполняют поручения, проявляют интерес к общественной жизни, выступают зачинателями многих дел, не стремясь получить за это никакого признания. Они с желанием взаимодействует с другими людьми (включая толерантность), и работают в группе, команде;

– средний уровень – 50 % учащихся, т.к. они не проявляют особой активности в общественной жизни, но поручения выполняют при наличии интереса. Иногда сами начинают новое дело. Без желания взаимодействуют с другими людьми (включая толерантность), и работают в группе, команде (по мере необходимости);


– низкий уровень – 20 % учащихся, т.к. они безответственно относятся к поручениям или уклоняются от них. Не желают участвовать в общественно полезных мероприятиях. Нарушают дисциплину и правопорядок, требуют постоянного контроля, безответственны.

Не умеют взаимодействовать с другими людьми (включая толерантность), работать в группе, команде.

Диагностика уровня сформированности поведенческого компонента гражданской позиции и патриотизма представленная на рисунке 4.

Рисунок 4 – Уровень сформированности поведенческого компонента гражданской позиции и патриотизма
Рассмотрим наглядное соотношение уровней сформированности воспитания гражданской позиции и патриотизма старшеклассников в таблице 1.

Таблица 1 – Уровни сформированности воспитания гражданской позиции и патриотизма старшеклассников (в %)

Компоненты

Уровни сформированности

Низкий

Средний

Высокий

Когнитивный компонент гражданской позиции

20%

60%

40%

Эмоционально-ценностный компонент гражданской позиции

20%

40%

40%

Поведенческий компонент гражданской позиции

20%

50%

30%


Таким образом, анализ экспериментальных данных свидетельствует о среднем уровне сформированности гражданской позиции и патриотизма у старшеклассников. Что обусловлено, на наш взгляд, низким уровнем мотивации на активную общественную деятельность, отсутствием знаний, умений и навыков гражданского поведения, низким уровнем понимания того, в какой сфере общественной жизни необходимы навыки гражданского поведения. Все это позволяет сделать вывод о необходимости проведения системы уроков обществознания по воспитанию гражданской позиции учащихся 10 -11 классов.
§ 2. Воспитание гражданской позиции и патриотизма у старшеклассников: особенности и проблемы
Результаты опытно-поисковой работы указывают на необходимость проведения с учащимися 10 -11 классов работы по воспитанию гражданской позиции и патриотизма на уроках обществознания.