Файл: Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 339

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Проведены мероприятия, по программе разработанной и утвержденной «Гимназия №69» им. Героя Советского Союза, генерал-майора И. В. Панфилова (Приложение 4).

Данная образовательная программа педагогически целесообраз­на, т.к. она способствует формированию гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, прививает навыки самостоятельности, ответственности за порученное дело, навыки профессиональ­ной деятельности: исследовательской, поисковой, краеведческой и т.п.

Разработана и представлена система уроков способствует формированию гражданской позиции и патриотизма старшеклассников.

Уроки проходили 3 раза в неделю.

  1. Моя гражданская позиция (2 часа).

  2. Становление общества (1 час).

  3. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание (2 час).

  4. Семья и быт (1 часа).

  5. Контуры современного общества (1 часа).

  6. Свобода в деятельности человека (2 час).

  7. Сущность человеческой деятельности (2 час).

  8. Индивид, индивидуальность, личность (1 часа).

  9. Познавательная деятельность человека (2 час).

  10. Повторно–обобщающий урок в форме игры «Мы будущие избиратели» (1 час).

Уроки были проведены в 3 четверти.

Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 с изменениями и дополнениями от 11 декабря 2020 г.) по предмету «Обществознание», Программы общеобразовательных учреждений под авторством Л.Н. Боголюбова, Н.Н. Городецкой для 10-11 кл. – Москва : Просвещение, 2011.

Учебник: Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 класс общеобразовательных учреждений. В 2 ч., ч.1. 10 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – Москва : Просвещение, 2011.

Цель уроков: воспитание гражданской позиции и патриотизма учащихся старших классов.

Задачи:

1. Через содержание уроков обществознания рассмотреть вопросы гражданской позиции, правовой ответственности, долга гражданина и т.п.

2. Стимулировать развитие интереса и стремление учащихся к глубокому изучению социально-общественных проблем.

3. Использовать разные формы работы с учащимися на уроках обществознания.

4. При разработке уроков учитывать личный опыт учащихся.

Особое внимание при составлении планов уроков мы уделяли формированию эмоционально-ценностного и поведенческого компонента гражданской позиции и патриотизма, т.к. они не в полном объеме сформированы у большинства учеников старших классов.


Система уроков предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся, ведущие виды деятельности – информационный, исследовательский, проектный.

На уроках учащиеся готовят доклады, сообщения, рефераты, презентации на гражданско-патриотические темы, работают с историческими источниками.

Работа была проведена с использованием различных современных технологий обучения (интерактивное обучение с использованием ИКТ), что способствует развитию коммуникативных навыков, развитию критического мышления.

Например, урок по теме «Предпосылки правомерного поведения» мы провели в форме урока-проблемы с использованием мультимедийной презентации. Это помогло показать учащимся значение свободы и ее необходимость в человеческой деятельности, развить у старшеклассников чувство гражданской ответственности и долга, повысить уровень самоконтроля в классе, способствовать выработке гражданской позиции и патриотизма обучающихся.

На уроке-практикуме с элементами дискуссии по теме «Познавательная деятельность человека» мы не только раскрывали основные понятия темы, активизировали самоконтроль учащихся, но и способствовали процессу социализации учащихся посредством воспитания необходимых для жизни в современном социуме качеств личности.

В ходе самостоятельной работы учащиеся пытаются выработать собственную версию и дать субъективную оценку процессам, событиям и личностям, учатся мыслить, рассуждать, анализировать информацию, вырабатывать собственную позицию, развивается самоконтроль.

В целях подготовки к уроку учащиеся осуществляют исследовательскую, поисковую деятельность в библиотечных фондах в процессе работы над сообщениями, докладами, рефератами.

Повторное анкетирование состоялось после изучения системы уроков по тем же методикам.

1. Для определения когнитивного уровня гражданской и патриотической позиции мы провели опрос старшеклассников.

Диагностика показала уровень сформированности когнитивного компонента гражданской и патриотической позиции после проведенной работы со старшеклассниками.

После проведенного повторного анкетирования у большинства старшеклассников выявился высокий (60 %) и средний (40 %) когнитивный уровень гражданской позиции. Низкий уровень у учащихся не зафиксирован.



Диагностика уровня когнитивного компонента гражданской позиции старшеклассников на контрольном этапе представлена на рисунке 5.


Рисунок 5 – Уровень когнитивного компонента гражданской и патриотической позиции на контрольном этапе
2. Для определения уровня сформированности эмоционально-ценностного компонента гражданской позиции учащихся мы воспользовались так же анкетным опросом и методикой прямого ранжирования списков ценностей М. Рокич.

После проведения повторного анкетирования был зафиксирован высокий уровень (70 %) эмоционально-ценностного компонента гражданской позиции старшеклассников, произошло изменение на 30 %. Так как они показали наиболее четкие представления общечеловеческих ценностей, потребности в гражданской позиции.

И у 20 % зафиксирован средний уровень эмоционально–ценностного компонента гражданской позиции, что изменилось на 20 %, низкий уровень – не зафиксирован.

Методика прямого ранжирования списков ценностей М. Рокича подтвердила результаты анкеты. У 20 % учащихся 10-11 классов ориентации на ценности социальные, общечеловеческие стоят после личностно ориентированных ценностей. У 70 % десятиклассников, все же, преобладают в ответах ценности социальные и общечеловеческие. У них в полном объеме сформированы чувство долга, справедливости и ответственности.

Диагностика уровня сформированности эмоционально-ценностного компонента гражданской и патриотической позиции старшеклассников на контрольном этапе представлена на рисунке 6.



Рисунок 6 – Диагностика уровня сформированности эмоционально-ценностного компонента гражданской позиции на контрольном этапе
4. Определение исходного поведенческого уровня гражданской позиции. Повторный анализ ответов дал следующие результаты: – высокий уровень – 70 % учащихся, т.к. они активно участвуют во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем, ответственно выполняют поручения.

– средний уровень – 20 % учащихся, т.к. они не проявляют особой активности в общественной жизни, но поручения выполняют при наличии интереса.

– низкий уровень поведенческого компонента гражданской позиции не зафиксирован. Таким образом, можно сказать, что у большинства учащихся сформировано правомерное поведение, личная реакция на неправомерное поведение других – негативная. Диагностика уровня сформированности поведенческого компонента гражданской позиции старшеклассников на контрольном этапе представлена на рисунке 7.



Рисунок 7 – Диагностика уровня сформированности поведенческого компонента гражданской позиции старшеклассников на контрольном этапе




Наглядно соотношение уровней сформированности гражданской позиции старшеклассников показано в таблице 2.

Таблица 2 – Уровни сформированности гражданской и патриотической позиции старшеклассников на констатирующем и контрольном

этапах эксперимента (%)

Компоненты

Уровни сформированности

Низкий

Средний

Высокий

До работы

После работы

До работы

После работы

До работы

После работы

Когнитивный компонент гражданской позиции

20%



60%

40%

40%

60%

Эмоционально–ценностный компонент гражданской позиции

20%



40%

20%

40%

70%

Поведенческий компонент гражданской позиции

20%



50%

20%

30%

70%


Таким образом, анализ экспериментальных данных свидетельствует об изменении уровня сформированности гражданской позиции у старшеклассников. Низкий уровень правосознания не зафиксирован, что свидетельствует об эффективности проделанной нами работы.

Далее представим Конспекты уроков по воспитанию гражданской и патриотической позиции учащихся 10-11 классов.

Урок 1-2. Моя гражданская позиция (2 часа).

Цель: рассмотреть гражданскую позицию.

Задачи:

– образовательные: определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины, обобщить и расширить знания о политическом статусе личности,