Файл: Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 339
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проведены мероприятия, по программе разработанной и утвержденной «Гимназия №69» им. Героя Советского Союза, генерал-майора И. В. Панфилова (Приложение 4).
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. она способствует формированию гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, прививает навыки самостоятельности, ответственности за порученное дело, навыки профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой, краеведческой и т.п.
Разработана и представлена система уроков способствует формированию гражданской позиции и патриотизма старшеклассников.
Уроки проходили 3 раза в неделю.
-
Моя гражданская позиция (2 часа). -
Становление общества (1 час). -
Предпосылки правомерного поведения. Правосознание (2 час). -
Семья и быт (1 часа). -
Контуры современного общества (1 часа). -
Свобода в деятельности человека (2 час). -
Сущность человеческой деятельности (2 час). -
Индивид, индивидуальность, личность (1 часа). -
Познавательная деятельность человека (2 час). -
Повторно–обобщающий урок в форме игры «Мы будущие избиратели» (1 час).
Уроки были проведены в 3 четверти.
Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 с изменениями и дополнениями от 11 декабря 2020 г.) по предмету «Обществознание», Программы общеобразовательных учреждений под авторством Л.Н. Боголюбова, Н.Н. Городецкой для 10-11 кл. – Москва : Просвещение, 2011.
Учебник: Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 класс общеобразовательных учреждений. В 2 ч., ч.1. 10 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – Москва : Просвещение, 2011.
Цель уроков: воспитание гражданской позиции и патриотизма учащихся старших классов.
Задачи:
1. Через содержание уроков обществознания рассмотреть вопросы гражданской позиции, правовой ответственности, долга гражданина и т.п.
2. Стимулировать развитие интереса и стремление учащихся к глубокому изучению социально-общественных проблем.
3. Использовать разные формы работы с учащимися на уроках обществознания.
4. При разработке уроков учитывать личный опыт учащихся.
Особое внимание при составлении планов уроков мы уделяли формированию эмоционально-ценностного и поведенческого компонента гражданской позиции и патриотизма, т.к. они не в полном объеме сформированы у большинства учеников старших классов.
Система уроков предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся, ведущие виды деятельности – информационный, исследовательский, проектный.
На уроках учащиеся готовят доклады, сообщения, рефераты, презентации на гражданско-патриотические темы, работают с историческими источниками.
Работа была проведена с использованием различных современных технологий обучения (интерактивное обучение с использованием ИКТ), что способствует развитию коммуникативных навыков, развитию критического мышления.
Например, урок по теме «Предпосылки правомерного поведения» мы провели в форме урока-проблемы с использованием мультимедийной презентации. Это помогло показать учащимся значение свободы и ее необходимость в человеческой деятельности, развить у старшеклассников чувство гражданской ответственности и долга, повысить уровень самоконтроля в классе, способствовать выработке гражданской позиции и патриотизма обучающихся.
На уроке-практикуме с элементами дискуссии по теме «Познавательная деятельность человека» мы не только раскрывали основные понятия темы, активизировали самоконтроль учащихся, но и способствовали процессу социализации учащихся посредством воспитания необходимых для жизни в современном социуме качеств личности.
В ходе самостоятельной работы учащиеся пытаются выработать собственную версию и дать субъективную оценку процессам, событиям и личностям, учатся мыслить, рассуждать, анализировать информацию, вырабатывать собственную позицию, развивается самоконтроль.
В целях подготовки к уроку учащиеся осуществляют исследовательскую, поисковую деятельность в библиотечных фондах в процессе работы над сообщениями, докладами, рефератами.
Повторное анкетирование состоялось после изучения системы уроков по тем же методикам.
1. Для определения когнитивного уровня гражданской и патриотической позиции мы провели опрос старшеклассников.
Диагностика показала уровень сформированности когнитивного компонента гражданской и патриотической позиции после проведенной работы со старшеклассниками.
После проведенного повторного анкетирования у большинства старшеклассников выявился высокий (60 %) и средний (40 %) когнитивный уровень гражданской позиции. Низкий уровень у учащихся не зафиксирован.
Диагностика уровня когнитивного компонента гражданской позиции старшеклассников на контрольном этапе представлена на рисунке 5.
Рисунок 5 – Уровень когнитивного компонента гражданской и патриотической позиции на контрольном этапе
2. Для определения уровня сформированности эмоционально-ценностного компонента гражданской позиции учащихся мы воспользовались так же анкетным опросом и методикой прямого ранжирования списков ценностей М. Рокич.
После проведения повторного анкетирования был зафиксирован высокий уровень (70 %) эмоционально-ценностного компонента гражданской позиции старшеклассников, произошло изменение на 30 %. Так как они показали наиболее четкие представления общечеловеческих ценностей, потребности в гражданской позиции.
И у 20 % зафиксирован средний уровень эмоционально–ценностного компонента гражданской позиции, что изменилось на 20 %, низкий уровень – не зафиксирован.
Методика прямого ранжирования списков ценностей М. Рокича подтвердила результаты анкеты. У 20 % учащихся 10-11 классов ориентации на ценности социальные, общечеловеческие стоят после личностно ориентированных ценностей. У 70 % десятиклассников, все же, преобладают в ответах ценности социальные и общечеловеческие. У них в полном объеме сформированы чувство долга, справедливости и ответственности.
Диагностика уровня сформированности эмоционально-ценностного компонента гражданской и патриотической позиции старшеклассников на контрольном этапе представлена на рисунке 6.
Рисунок 6 – Диагностика уровня сформированности эмоционально-ценностного компонента гражданской позиции на контрольном этапе
4. Определение исходного поведенческого уровня гражданской позиции. Повторный анализ ответов дал следующие результаты: – высокий уровень – 70 % учащихся, т.к. они активно участвуют во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем, ответственно выполняют поручения.
– средний уровень – 20 % учащихся, т.к. они не проявляют особой активности в общественной жизни, но поручения выполняют при наличии интереса.
– низкий уровень поведенческого компонента гражданской позиции не зафиксирован. Таким образом, можно сказать, что у большинства учащихся сформировано правомерное поведение, личная реакция на неправомерное поведение других – негативная. Диагностика уровня сформированности поведенческого компонента гражданской позиции старшеклассников на контрольном этапе представлена на рисунке 7.
Рисунок 7 – Диагностика уровня сформированности поведенческого компонента гражданской позиции старшеклассников на контрольном этапе
Наглядно соотношение уровней сформированности гражданской позиции старшеклассников показано в таблице 2.
Таблица 2 – Уровни сформированности гражданской и патриотической позиции старшеклассников на констатирующем и контрольном
этапах эксперимента (%)
Компоненты | Уровни сформированности | ||||||
Низкий | Средний | Высокий | |||||
До работы | После работы | До работы | После работы | До работы | После работы | ||
Когнитивный компонент гражданской позиции | 20% | – | 60% | 40% | 40% | 60% | |
Эмоционально–ценностный компонент гражданской позиции | 20% | – | 40% | 20% | 40% | 70% | |
Поведенческий компонент гражданской позиции | 20% | – | 50% | 20% | 30% | 70% |
Таким образом, анализ экспериментальных данных свидетельствует об изменении уровня сформированности гражданской позиции у старшеклассников. Низкий уровень правосознания не зафиксирован, что свидетельствует об эффективности проделанной нами работы.
Далее представим Конспекты уроков по воспитанию гражданской и патриотической позиции учащихся 10-11 классов.
Урок 1-2. Моя гражданская позиция (2 часа).
Цель: рассмотреть гражданскую позицию.
Задачи:
– образовательные: определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины, обобщить и расширить знания о политическом статусе личности,