Файл: Мцнп Новая наука удк 330 подходы к определению понятия муниципального.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
MODERN SCIENCE AND TECHNOLOGY
69
МЦНП «Новая наука»
УДК 330
ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ИМУЩЕСТВА И ЕГО КЛАССИФИКАЦИЯ
Казакова Марина Владиславовна
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ»
Аннотация: В современной литературе значительное повышение внимания к вопросам муниципального имущества связано с формированием модели местного самоуправления в России. Однако количество монографий и документов, посвященных содержанию муниципального имущества, относительно невелико. В связи с чем многие аспекты сущности муниципального имущества требуют более глубокого изучения.
Ключевые
слова:
муниципальное имущество, классификация, муниципальная собственность, местное самоуправление, муниципальное образование.
APPROACHES TO DEFINING THE CONCEPT OF MUNICIPAL
PROPERTY AND ITS CLASSIFICATION
Kazakova Marina Vladislavovna
Abstract: in modern literature, a significant increase in attention to municipal property issues is associated with the formation of a model of local self-government in Russia. However, the number of monographs and documents devoted to the maintenance of municipal property is relatively small. In this regard, many aspects of the essence of municipal property require a deeper study.
Key words: municipal property, classification, municipal property, local government, municipal formation.
Муниципальное имущество стало своеобразным объектом исследований относительно недавно, хотя некоторые аспекты исследовались в дореволюционной русской литературой, которая была посвящена местному самоуправлению. Исследования отечественных и зарубежных ученых в области теории муниципального имущества применяются в основном к правовым, политическим и управленческим аспектам исследований.
Муниципальное имущество выступает в качестве значимого элемента основы местного самоуправления. При этом институт муниципального имущества приобрел собственное закрепление непосредственно в
Конституции Российской Федерации [1], а также в различных федеральных законах, таких как ФЗ № 131–ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2], в
MODERN SCIENCE AND TECHNOLOGY
70
МЦНП «Новая наука»
прочих федеральных законах, в Земельном [3], а также Гражданском [4] кодексах, в некоторых нормативных актах Правительства России и
Президента России, в правовых документах субъектов России и органов местного самоуправления.
Однако на данный момент времени не существует четкого законодательного закрепления такого термина, как «муниципальное имущество». При этом Федеральный закон № 131–ФЗ от 06.10.2003 применяет два термина – «муниципальное имущество» и «муниципальная собственность»
[2]. Но исследуя понятие муниципального имущества следует учитывать два значимых фактора.
Во-первых, согласно общей концептуальной базе Гражданского кодекса
России имущество представляет собой конкретные виды материальных (либо каких-то духовных) объектов, которые располагаются в конкретной собственности [4]. При этом одни и те же объекты имущества могут располагаться в различных формах собственности (однако законодатель может определить нахождение конкретного имущества исключительно в определенной форме собственности). Таким образом, муниципальное имущество необходимо считать материальным содержанием непосредственно муниципальной собственности.
Во-вторых, владелец имущества может передавать имущество муниципалитету на постоянный или фиксированный срок, не отказываясь от своих прав в качестве владельца. Муниципальный субъект, с согласия владельца, может использовать переданный объект в качестве муниципальной собственности таким же образом как и муниципальное имущество, при этом не обладая правом осуществления их передачи другому пользователю и правом на изменение формы собственности. Следовательно, на соответствующий период данное имущество имеет режим, который сходится во многом с муниципальным имуществом.
В Федеральном законе № 131–ФЗ от 06.10.2003 о вероятности возникновения второй ситуации не указывается ничего [2]. В этом законе экономическую основу непосредственного местного самоуправления включено только то имущество, которое располагается в муниципальной собственности. При этом имущество, переданное другим собственником в непосредственное пользование муниципального образования (в том случае, когда, например, от государства передается имущество вместе с отдельными конкретными переданными государственными полномочиями), тоже играет значимую роль в экономических элементах, составляющих основу местного самоуправления.
Авторы предлагают определить муниципальное имущество в качестве имущества, которое предназначается с целью решения разных вопросов местного значения, реализации отдельных государственных полномочий, переданных непосредственно органам местного самоуправления, в таких случаях, которые определены законами субъектов Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации, а также с целью обеспечения
MODERN SCIENCE AND TECHNOLOGY
71
МЦНП «Новая наука»
функционирования органов местного самоуправления и деятельности должностных лиц местного самоуправления, сотрудников муниципальных учреждений и предприятий, муниципальных служащих в соответствии с действующими нормативными правовыми актами конкретных представительных органов муниципального образования.
При этом рассматривая классификацию муниципального имущества, важно отметить, что Федеральный закон от 06.10.2003 № 131–ФЗ устанавливает перечень объектов, которые могут находиться в собственности муниципальных образований (ст. 50) [2].
В собственности муниципальных образований может находиться:
1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим
Федеральным законом вопросов местного значения;
2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения;
5) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 Федерального закона.
В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям части 1, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.
В соответствии с частью 3 статьи 215 ГК РФ, любое имущество, являющееся объектом муниципальной собственности, делится на [4]:
– имущественные объекты, находящиеся во владении муниципального унитарного предприятия либо учреждения.
– имущественные объекты муниципальной казны, в которую входят финансы местного бюджета и другое ценное имущество (например, ценные бумаги, драгоценности), не содержащиеся муниципальными учреждениями и предприятиями.
Автором предлагается следующая классификация объектов муниципального имущества (таблица 1).
MODERN SCIENCE AND TECHNOLOGY
72
МЦНП «Новая наука»
Таблица 1
Классификация объектов муниципального имущества
Критерии классификации
Типы имущественных объектов муниципальной собственности
1 2
Виды структур
Материальные (недвижимое и движимое имущество, а также ценные бумаги на право собственности имущественным объектом).
Нематериальные (интеллектуальная собственность).
Целевое предназначение
С целью реализации хозяйственной деятельности.
Имущественные объекты в области социального и жилищно–коммунального хозяйства.
Объекты транспортной сферы и объекты в области связи.
Имущественные объекты, предназначенные для торговли, бытового обслуживания и строительства.
Имущественные объекты, предназначенные для иных нехозяйственных задач.
Земельные участки.
Система функционирования
Имущественные объекты, полностью находящиеся в собственности унитарных предприятий местного самоуправления.
Некоторые муниципальные учреждения, переданные исключительно в управление.
Имущественные объекты, содержащиеся безвозмездно.
Вид выражения имущественного объекта
Ценовая.
Материальная.
Показатель рентабельности
Образующие материальные средства в виде доходов.
Не требующие дополнительного финансирования.
Поглощающие доходы (пагубно сказывается на бюджете местной казны).
Образование
Природные, натуральные.
Ненатуральные, произведенные человеком.
Показатель подготовленности к использованию
Подготовленные к пользованию.
Созданные для реконструкции и основательного ремонта.
Неоконченные в рамках строительных работ.
Следовательно, объекты муниципального имущества предлагается классифицировать в зависимости от 7 различных критериев классификации.
Таким образом, муниципальное имущество имеет жесткую ожидаемую цель и назначение, как и непосредственно имущество государства.
MODERN SCIENCE AND TECHNOLOGY
73
МЦНП «Новая наука»
Целевой характер муниципального имущества проявляется в строгой "привязке" местных вопросов, а также в законном распределении полномочий и общественных прав за пределами местных вопросов. Предложенная классификация муниципального имущества представляется наиболее полной и отражает все аспекты управления, владения и формирования муниципального имущества.
Список литературы
1. Конституция
Российской Федерации // Правовая справочно–
информационная система «Консультант Плюс».
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131–ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» // Правовая справочно–информационная система «Консультант
Плюс».
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136–ФЗ
(ред. от 27.12.2019) // Правовая справочно–информационная система
«Консультант Плюс».
4. Гражданский кодекс Российской Федерации // Правовая справочно–
информационная система «Консультант Плюс».
© М.В. Казакова, 2020