ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ
Рынок и его функции:
Рынок — это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен необходимыми ресурсами. Понятие рынка неразрывно связано с товарами, так как продукт — это главная его единица. Благодаря разделению труда людям приходится обмениваться продукцией друг с другом, ведь рынок — это то, что возникает из-за ограниченности человеческих ресурсов. Когда один человек не может самостоятельно производить все, что ему нужно, ему приходится обменивать товары — это рождает рынок.
Функции рынка
Рынок должен найти ответы на вопросы: что, как и для кого производить, поэтому он выполняет следующие функции:
-
Ценообразование. Цена устанавливается на основе законов рынка: спроса, предложения и возникающей конкуренции. Она отражает, насколько полезен данный продукт. -
Посредничество. Рынок соединяет потребителей и производителей, и у каждого есть свобода выбора. -
Регулирование спроса и предложений. Это устанавливает баланс товаров и услуг. -
Информирование. Информация о товарах, продавце, размерах спроса на конкретные товары, состоянии экономики в целом. -
Стимулирование. Постоянно отвечая на спрос предложением, участники рынка повышают качество товаров, создают новые технологии и поддерживают эффективность экономики. -
Очищение. Экономика освобождается от ненужной деятельности, слабых единиц и поощряет развитие перспективных.
РАЗДЕЛ II. ОСНОВЫ МАКРОЭКОНОМИКИ
Инфляция: понятие, причины и измерения.
Инфляция – это такое изменение общего уровня цен (не на все товары, а в целом), при котором денежные средства обесцениваются, теряя прежнюю покупательную способность. Инфляцию определяют с помощью так называемого дефлятора ВВП, описывающего общий уровень цен (на примере потребительской корзины, исключая импортные товары). Используются цены за текущий год, а не за предыдущий.
К основным причинам возникновения инфляции относятся такие факторы:
сокращение валового внутреннего продукта (ВВП) при неизменном объеме денежной массы в обращении
рост государственных расходов за счет эмиссии
чрезмерное расширение объемов кредитования компаний и частных лиц
монополизм в экономике, когда крупные фирмы получают возможность определять стоимость своей продукции и издержек
Для измерения инфляции используется показатель — темп инфляции, который выражает темп прироста среднего уровня потребительских цен за исследуемый период. В частности, для измерения темпа инфляции на основе индексов потребительских цен в течение одного года необходимо знать эти индексы за соответствующие месяцы текущего и предшествовавшего годов. Данный показатель может быть использован для расчета темпа инфляции и за период в несколько лет.