Файл: Сценарий занятия день пожилых людей 57 классы. Обычаи и традиции моего народа как прошлое соединяется с настоящим 26 сентября 2022 г. 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
Сценарий занятия
ДЕНЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
5-7 классы.
Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?
26 сентября 2022 г.

2
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 5-7 классов по теме:
«Обычаи и традиции моего народа:
как прошлое соединяется с настоящим?»
Цель занятия: формировать уважительное отношение к людям старшего поколения; воспитывать нравственные качества личности (доброту, милосердие, сострадание, благородство, готовность прийти на помощь), способствовать развитию преемственности поколений в семье.
Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи, дружба.
Продолжительность занятия: 30 минут
Рекомендуемая
форма
занятия: беседа-обсуждение.
Занятие предполагает использование видеоролика, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом.
Комплект материалов:

сценарий,

методические рекомендации,

видеоролик,

карточки для групповой работы (при подготовке к занятию учителю необходимо выбрать и распечатать те, которые, по его мнению, будут наиболее интересны и понятны его ученикам),

комплект интерактивных заданий.
Содержательные блоки занятия
Часть 1. Мотивационная
Вступительное слово учителя, беседа по предварительным вопросам, просмотр видеоролика.
Часть 2. Основная
Работа с текстом в группах. Общее обсуждение. Выполнение интерактивных заданий.
Часть 3. Заключительная
Подведение итогов занятия, рефлексия

3
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная (5 минут)
Вступительное слово учителя.
Учитель: В период золотой осени есть особый день в календаре. Это 1 октября - Международный день пожилых людей. Поэтому сегодня мы поговорим с вами о наших любимых близких и родных людях - бабушках и дедушках, выразим им свою любовь, заботу и внимание.
Беседа по предварительным вопросам
Учитель организует разговор в классе по двум-трём выбранным им вопросам:

Как вы думаете, для чего устраивают праздник для пожилых людей?

Что приносит радость вашим бабушкам и дедушкам?

Часто ли вы помогаете вашим бабушкам и дедушкам?

Много ли времени вы проводите со своими бабушками и дедушками?
Что вы делаете?

Как мы можем выразить свою любовь к пожилым людям?
Учитель благодарит учеников за ответы и рассуждения, подводит итог краткой беседе и переходит к теме «День пожилых людей».
Просмотр видеоролика
Учитель: А теперь давайте посмотрим видеоролик, в котором рассказывается об этом важном дне, о его истории и традициях.
Демонстрация видео (дикторский текст)
1 октября мы отмечаем удивительно теплый и добрый праздник – День пожилых людей.
В этот день мы чествуем тех, чья жизнь вступила в период золотой осени, тех, кто посвятил себя своей стране и своему народу, кто жил и трудился ради светлого будущего подрастающего поколения. Решение об этом празднике было принято в нашей стране - в 1992 году. Главная цель этого светлого дня - обратить внимание на проблемы и трудности, с которыми сталкиваются люди пожилого возраста.
Этот замечательный праздник имеет свой логотип. В России он представляет собой раскрытую ладонь с сердцем — символ доброты и помощи.
Пожилые люди являются душой каждой семьи, хранителями семейных традиций и нравственных ценностей.


4
В России День пожилых людей - это праздник человеческой мудрости, гражданской зрелости, душевной щедрости – качеств, которыми наделены люди преклонного возраста.
Выйдя на заслуженный отдых, наши дедушки и бабушки могут продолжить обучение или найти новое хобби, могут заняться спортом, посещать музеи, смотреть спектакли. А рядом с ними их внуки, которые с удовольствием проводят время с любимыми бабушками и дедушками.
Общение с детьми и внуками продлевает молодость старшему поколению.
В День пожилых людей мы поздравляем наших бабушек и дедушек и говорим им слова искренней благодарности и любви.
Мы ценим, любим и уважаем людей старшего поколения. Они открывают перед нами тайны и радости мира вокруг. Они строили новые города, возводили фабрики и заводы, воевали на фронтах, доблестно трудились в мирное время, воспитывали нас, своих детей и внуков.
И задача молодого поколения - беречь, уважать старших и делать все возможное, чтобы их жизнь была счастливой, интересной и достойной.
Часть 2. Основная (20 минут)
Учитель: Итак, мы с вами увидели, что в жизни каждого пожилого человека большое значение имеют наше доброе и чуткое отношение к ним, наше внимание и наша забота. И народная мудрость хранит множество высказываний о добре, добрых делах и теплых словах. Давайте узнаем, что говорят нам пословицы об этих непреложных во все времена ценностях.
Предлагаю вам подумать минутку и найти соответствие начала и конца пословиц о добре к людям.
После завершения интерактивного задания учитель может организовать беседу о важности доброго отношения к близким людям, к бабушкам и дедушкам и том, в каких действиях, поступках и словах проявляется доброе отношение к людям преклонного возраста.
Интерактивное задание №1 «Что говорит народная мудрость о добре
к близким?»
Описание задания: учитель включает на экране интерактивное задание
№1. Части пословиц находятся в хаотичном порядке, их нужно правильно
соединить. Нужные плашки выстраиваются на экране в следующем порядке:


5 1.
Учись доброму плохое на ум не пойдёт.
2.
Про доброе дело говори смело.
3.
Худо жить без ласкового слова.
4.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
5.
Кто доброе творит, тому зло не вредит.
6.
Доброе слово человеку
— что дождь в засуху.
7.
Жизнь дана на добрые дела.
8.
Тёплое слово и в мороз согревает.
9.
Добрый человек придет, словно свету принесет.
Работа в группах.
После выполнения интерактивного задания учитель предлагает школьникам поближе познакомиться с жизнью людей преклонного возраста, их заботами и проблемами и обратиться к малой прозе. Для выполнения задания в трех группах организуется работа с карточками, на каждой из которых предложены по 2 текста для обсуждения (см. методические
рекомендации).
Если остается время, можно выполнить дополнительное задание (см. методические рекомендации).
Учитель организует общее обсуждение итогов групповой работы.
Представители от каждой группы отвечают на один из вопросов, который они обсуждали во время групповой работы и который показался им наиболее важным и интересным.
Важно, чтобы ребята очень четко понимали, что возрастные изменения в человеке не означают, что он должен быть исключен из жизни семьи и общества. Для того чтобы современные бабушки и дедушки долго оставались активными, в нашей стране большое количество разнообразных проектов и программ, в которых пожилые люди могут принять участие. Это и оздоровительные программы, и различные варианты обучения, и культурные программы в музеях, библиотеках, социальных центрах. Но главное – это отношения в семье, любовь и забота младшего поколения о старшем.
В завершение учитель предлагает сыграть в игру «Филворд», в которой нужно найти самые важные, выражающие наше теплое и бережное отношение к бабушкам и дедушкам слова сегодняшней встречи.

6
Интерактивное задание №2 «Самые важные слова в день пожилого
человека»
Игра «Филворд» с зашифрованными словами: бабушка, дедушка, внуки,
добро, тепло, любовь, забота, внимание, нежность, радость, счастье, жизнь,
чуткость.
Нужно найти 13 слов, которые связаны с пожилыми людьми и нашим к
ним отношением.
Можно вызвать к экрану одного ученика, который будет заполнять филворд.
По окончании второго интерактивного задания учитель в свободной форме подводит итог игры, акцентируя внимание обучающихся на том, как каждому можно сделать жизнь бабушек и дедушек / людей зрелого возраста счастливее и интереснее.
Часть 3. Заключение (5 минут)
В завершающей части занятия учитель предлагает школьникам подвести итог разговора с использованием следующих выражений: «Из услышанных сегодня историй отклик в моем сердце нашла …»; «Я думаю, что самое важное для бабушек и дедушек – это …»; «Прочитанное заставило меня задуматься о том, что…»
Творческое задание «Подумать»
Что можно подарить бабушкам и дедушкам ко Дню пожилых людей?
Какой подарок им придется особенно по душе? Сделайте подарок своими руками и устройте выставку в классе.