Файл: Урок 8 Тема урока Тема Собственность. Конкуренция. Цель урока.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ПЛАН УРОКА
Дисциплина Экономика

Раздел рабочей программы Раздел 1. Экономика и экономическая наука

Тема рабочей программы: Тема 1.5. Собственность. Конкуренция.

Урок 8-9.

Тема урока: Тема 1.5. Собственность. Конкуренция.

Цель урока:

Образовательная: Сформировать необходимый уровень знаний по вопросу собственность и конкуренция.

Развивающая: продолжить развитие экономического, логического мышления, речи, памяти.

Воспитательная: продолжить воспитание профессионально-личностных качеств будущего специалиста.

Тип урока: комбинированный.

Метод обучения: репродуктивный, словесный, беседа, самостоятельная работа с опорными конспектами, устный и письменный опрос.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение урока:

Литература:

Основные источники:

  1. Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник/ М.: Издательский центр «Академия», 2013- 336 с.

Дополнительные источники:

  1. Слагода В.Г. Экономическая теория: уч. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2009, 254 с.

  2. Кудина М.В. Основы экономики: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009 - 352 с.

  3. Котерова Н.П. Экономика организации: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/.- 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 288 с.

  4. Кожевникова Н.Н.. Основы экономики: учеб. пособ для студ. учреждений сред. проф. образования – 5- изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 321 с.


Ход урока



п/п

Этапы урока

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Учебно-методическое, материально-техническое обеспечение

1


Организационный момент


1-2

минуты


Определить отсутствующих

Староста группы сообщает фамилии отсутствующих





2


Сообщение темы и цели урока


1-2 минуты


Тема урока: Тема 1.5. Собственность. Конкуренция.

Цель урока:

Образовательная: Сформировать необходимый уровень знаний по вопросу собственности и конкуренции.



Записывают тему урока





3


Актуализация опорных знаний


10 минут


Раздает тестовые листы

Критерии оценивания теста

10-8 правильных ответов - оценка «5»

7-6 правильных ответов – оценка «4»

5-4 правильных ответов – оценка «3»

3-0 правильных ответов – оценка «2»


Отвечают на тестовые вопросы




4

Изучение

нового материала

45

минут

Собственность - исторически развивающиеся общественные отношения по поводу распределения (присвоения), описывающие принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование объектом собственности. Совокупность вещей, принадлежащих данному субъекту (собственнику), составляет имущество соответствующего лица, поэтому отношения собственности называются также имущественными отношениями.

Понятие «собственность» может употребляться в двух значениях - как имущество и как отношения между людьми, возникающие по поводу этого имущества.

Право собственности предполагает наличие следующих полномочий собственника или другого лица по отношению к имуществу:

Пользование - процесс извлечения полезных свойств из данного имущества.

Присвоение - это возможность распоряжения объектом собственности в своих интересах. Однако, в юридическом аспекте присвоение рассматривается как владение - фактическое обладание данной вещью или имуществом, закрепленное юридически. Тогда как в экономике владение - это ограниченное распоряжение объектом собственности на определенных условиях.

Распоряжение - определение дальнейшей судьбы данного имущества (продажа, дарение, обмен, наследование, сдача в аренду или залог и т.д.).

Собственник имущества может передавать права распоряжения и пользования своим имуществом другим людям, сохраняя при этом за собой право владения им.

Собственность как экономическая категория в современном понимании

Собственность в реальной жизни представляет собой сложное явление. Наиболее важными проявлениями понятия собственность выступают его экономическая и правовая стороны.

Собственность - это отношение между людьми по поводу средств производства и производимых ими материальных благ. Это экономическая категория – где средства производства или их продукты не сами по себе, это также не отношение отдельного человека или группы людей к средствам производства и их продуктам, а это прежде всего отношения, складывающиеся между субъектами экономической деятельности по поводу неких благ.

Спор о первичности экономического и юридического в собственности

Тезис К. Маркса об экономике как базисе, а о праве как надстройке, находит отражение и в современных работах экономистов.

В экономике задействованы не столько отношения людей между собой, сколько именно правовые формы этих отношений, то есть экономическое понятие собственности включает в себя необходимый правовой компонент.

Формы собственности:

Государственная и муниципальная собственность

При данной форме собственности собственником имущества является государство в лице органов государственной власти (комитеты и отделы по управлению государственным имуществом) либо органы местного самоуправления. В государственной и муниципальной собственности могут находится земельные участки сельскохозяйственного и промышленного назначения, недра, водные и лесные ресурсы, промышленные объекты и объекты социально-культурного назначения.

Частная собственность:

Частная индивидуальная собственность

Предприятие, основанное на частной индивидуальной форме собственности которым владеет и управляет одно физическое лицо.

Достоинством таких предприятий является то, что их сравнительно легко создать, а при необходимости - ликвидировать; собственник обладает свободой в принятии экономических решений, в распоряжении ресурсами и доходами.

Недостатки индивидуальных компаний обусловлены тем, что собственник отвечает за дела компании всем своим имуществом, в том числе и не вложенным в дело (принцип неограниченной ответственности); затруднено получение крупных кредитов, так как гарантией служит имущество собственника; персонал испытывает опасения в связи с ненадежностью фирмы, отсутствуют возможности продвижения по службе.

Закономерно, что среди работников преобладают члены семьи собственника. Частные индивидуальные предприятия распространены в мелкой розничной торговле, сфере услуг и сельском хозяйстве.

Частная коллективная собственность - в этой форме собственности имуществом владеют несколько собственников в соответствии с вкладом (долей) каждого собственника в общее имущество. При этом владение имуществом может быть совместное (без выделения долей каждому владельцу) и долевое (с определением доли каждого собственника в общем имуществе).

Наиболее распространенными являются два вида предприятий, основанных на частной коллективной форме собственности - товарищества и акционерные общества.

Акционерные общества - предприятия, находящиеся в коллективной собственности своих пайщиков (акционеров), доля собственности каждого из которых определяется размером пакета акций. Уставный капитал состоит из определенного количества ценных бумаг - акций и облигаций. Все акционеры, число которых обычно не ограничивается, являются совладельцами общества, а держатели облигаций - его кредиторами.

Каждый из пайщиков несет ответственность, ограниченную размером своей доли капитала. Владение акциями дает их владельцам доход, который называется дивидендом. Он выплачивается из чистой прибыли предприятия.

Акции и облигации свободно покупаются и продаются на фондовой бирже, при этом можно быть владельцем акций нескольких предприятий. Контрольный пакет - это доля капитала, которая обеспечивает его владельцу большинство голосов на собрании акционеров и дает возможность контролировать деятельность предприятия.

Товарищества (партнерства) - это предприятия, имеющие двух и более владельцев, объединивших свои капиталы для совместного ведения дел. Права и ответственность каждого из них определяются соглашением.

В товариществах с неограниченной ответственностью (полных товариществах) партнеры отвечают за дела компании всем своим имуществом, а в товариществах с ограниченной ответственностью - в объеме их вклада в уставный капитал. Если один из партнеров не в состоянии выполнять свои обязательства, другие должны сделать это за него (принцип солидарной ответственности).

Когда один из партнеров выбывает из товарищества, оставшимся совладельцам необходимо выкупать его долю, чтобы сохранить дело.

Конкуренция - это состязательность на рынке большого количества независимых друг от друга субъектов рынка за более выгодные условия

Закон конкуренции - это экономические отношения соперничества между участниками рынка за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. На рынке каждый хозяйствующий субъект, собственник своими действиями стремится ограничить соперника односторонне влиять на изменения условий обращения товаров и услуг в свою пользу с целью извлечения максимальной прибыли.

Совершенная конкуренция это соблюдение не писаных правил добросовестной конкуренции, а в идеале это состояние на рынке, когда большое количество покупателей и продавцов, занимают малую долю и не в состоянии диктовать цены на покупку и продажу товаров. Признаки:

  • бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей

  • однородность и делимость продаваемой продукции

  • отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка

  • высокая мобильность факторов производства

  • равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров).

Несовершенная конкуренция предполагает удаление, исчезновение признаков добросовестной конкуренции, когда производители товаров и услуг вытесняют с рынка своих конкурентов, захватывая большие объемы рынка.

Примером несовершенной конкуренции является Олигополия – от др.-греч. ὀλίγος малочисленный, и πωλέω — продаю, торгую) — тип рыночной структуры, в которой доминирует крайне малое количество хозяйствующих субъектов. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как « Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др. Лидерами молочного рынка России эксперты называют компании «Вимм-Билль-Данн», «Продукты Питания», «Юнимилк» и «Danone».

Вопросы взаимодействия хозяйствующих субъектов, в России регламентируются Федеральным законом "О защите конкуренции", где указаны основания недобросовестной конкуренции

  • распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации

  • введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара

  • некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов

  • продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг

  • получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия её владельца.

Монополия - фирма, предприятие действующее в условиях отсутствия значимых конкурентов, выпускает товар и оказывает услуги, не имеющие близких заменителей.

Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.

Сегодня на рынке классическим примером монопольного объединения является алмазный синдикат «Де Бирс», сосредоточивший в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов.

Россия, в числе стран добытчиков алмазов вынуждена сотрудничать с этим синдикатом, который располагает возможностями давления, на страны пытающиеся вести торговлю алмазами самостоятельно, вплоть до их полного вытеснения с рынка.

В современный период времени монополистическая конкуренция проявляется в производстве не одинаковой, а «дифференцированной» продукции и тем самым становится своеобразным «монополистом» своей марки, бренда товара (например, косметика «LOREAL». И поэтому из-за своего особого положения и пристрастий потребителей обладает некоторой монопольной властью над своим товаром: она может повышать или же понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Однако эта власть ограничивается как наличием достаточно большего количества производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль других фирм. И, если у покупателя нет денег на брендовый товар, он купит аналогичный, попроще и за меньшую цену.
Виды конкуренции:
Ценовая:

- снижение цен

- предоставление скидок, дисконтов

- распродажа товаров

- установление максимально низких цен на уровне или ниже порога окупаемости
Неценовая:

- качество продукции

- качество обслуживания

- послепродажное обслуживание

- наличие гарантии

- реклама и активные средства стимулирования сбыта








5

Закрепление нового материала. Первичный опрос с целью проверки усвоения новой информации

15 минут

Устный опрос

    1. Дайте понятие собственности.

    2. Раскройте юридическое содержание собственности

    3. Раскройте экономическое содержание собственности

    4. Раскройте понятие государственной собственности.

    5. Раскройте понятие муниципальной собственности.

    6. Раскройте понятие частной собственности

    7. Дайте понятие общей долевой собственности

    8. Дайте понятие совместной собственности

    9. Раскройте понятие частной коллективной собственности

    10. Укажите два вида предприятий, основанных на частной коллективной форме собственности (товарищества и акционерные общества)

    11. Раскройте понятие конкуренция

    12. Перечислите формы конкуренции (чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия)

    13. Раскройте форму конкуренции чистая монополия

    14. Раскройте форму конкуренции чистая монополия

    15. Раскройте форму конкуренции монополистическая конкуренция

    16. Раскройте форму конкуренции олигополия

    17. Раскройте сущность ценовой конкуренции

    18. Раскройте сущность неценовой конкуренции







6

Подведение итогов урока

5 минут

Выставление оценок за урок







7

Задание на дом

1 минута

Гомола А.И. стр. 40-52