Файл: Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий Монополия наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции Искусственные монополии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий

Монополия – наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции

Искусственные монополииэто объединения нескольких предприятий, которые создаются ради получения монополистических выгод.

Антимонопольная политика - это целенаправленная деятельность государства, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, направленная на установление и реализацию правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты конкуренции и обеспечения эффективных рыночных отношений.

Путем регулирования искусственной монополии является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций: это и предупредительные меры (скажем, запрет слияния крупных фирм), и разнообразные, причем часто очень крупные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами), и прямая демонополизация, т.е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.

Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно:

· либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы,

· либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами.

При определении степени концентрации в той или иной отрасли государство обычно ориентируется на три показателя деятельности крупнейших компаний: размеры оборота, число занятых и величину капитала. Наиболее важным из них с точки зрения политики является доля оборота фирмы на конкретном рынке, поскольку именно она показывает, какую часть общего предложения товара концентрирует данная фирма.

Пример действия антимонопольной политики
: В 2008 году назрела критическая масса злоупотреблений, связанных с монополистическими действиями крупнейших производителей нефтепродуктов, проявившимися в значительном повышении цен на данном рынке. По результатам рассмотрения дел в 2008 году на крупнейшие компании «Лукойл-Аэро», «Газпромнефть-Кузбасс», «Лукойл-Уралнефтепродукт» наложено штрафов на сумму более 800 миллионов рублей. Факт нарушения антимонопольного законодательства подтвердился в 41 случае, производство по делу прекращено (в связи с добровольным устранением нарушения) - в 8 случаях; производство по делу прекращено (в связи с не подтверждением факта нарушения антимонопольного законодательства) - в 12 случаях.