Файл: Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя заданий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вариант 7
Основной государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя
-
заданий.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Часть 1 включает в себя 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Часть 2 состоит из 7 заданий (2–8). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, предложения, текста.
Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.
Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (9.1, 9.2 или 9.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.
Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
После завершения работы проверьте, что ответ на каждое задание в бланках ответов №1 и №2 записан под правильным номером.
Ответамикзаданиям2–8являютсяслово(несколькослов)илипоследовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в текстеработы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеразадания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и другихдополнительныхсимволов.Каждуюбуквуилицифрупишитевотдельнойклеточкевсоответствиисприведённымивбланкеобразцами.
Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
Ответ:.
Пунктуационныйанализ.
Часть 2
Желаем успеха!
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должна стоять запятая.
Поправлялся он очень быстро (1) и доктор Шевырев велел дверь в комнатудержатьоткрытой;прикованныйслабостьюкпостели(2)невольнорадующийся возвращенной жизни (3) он забывал (4) что за этой дверью (5)естьдругие(6)закрытые (7)и не могзнать этого.
Ответ:
4
Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «скамейка из камня», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:.
5
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
-
ПОПЛАВОК – в корне чередующаяся гласная. -
(река) СКОВАНА (льдом) – в страдательном причастии прошедшего времени всегда пишется одна буква Н. -
(вовсе) НЕ УМНЫЙ – частица НЕ пишется раздельно, так как входит в состав усилительного отрицания ВОВСЕ НЕ. -
ЛЕСТНИЦА – непроизносимая непроверяемая согласная Т. -
ЖУЧОК – в корне имени существительного после шипящей под ударением пишется буква О.
Ответ:.
-
В детстве я мечтал быть скульптором. (2)Это устраивало всех: я тихо сидел у стола и лепил из пластилина. (3)Я лепил лошадей со всадниками и без, экипажи с людьми, кошек вместе с подоконниками, домики для жуков и кузнечиков и самолёты с сидящими внутри лётчиками в шлемах и комбинезонах. (4)Всё это было очень маленьким, миниатюрным. (5)Однажды я вылепил целую армию. (6)Я вылепил танк, и
истребитель, и бронетранспортёр, и везде сидели экипажи, и у экипажей были автоматы и знаки различия на погонах. (7)А сами солдаты и офицеры были ростом в полтора сантиметра. (8)У меня была морская пехота и ВДВ в лёгких самоходках, и всё было выверено по фотографиям в журналах
«Советский воин» и газете «Красная звезда». (9)Вся эта роскошь занимала две коробки из-под пластинок. (10)Коробки стояли сверху на книгах, отлично входя между верхним обрезом ряда томов и низом следующей полки.
(13)Когда я увидел, что произошло, то зарыдал горькими слезами, не помня ничего. (14) Копилась эта коллекция у меня, кстати, года два. (15)Других сокровищ у меня не было. (16) Игрушки и вещи меня интересовали очень мало. (17)В лепке, в этом важном для себя занятии, я не имел себе равных и полагал в нём всю свою будущую жизнь.
(18)Пришедший вместе с гостем его сын, мой приятель Марик, злился на отца и сочувствовал моей трагедии. (19)Отец испуганно и виновато пожимал плечами и неуверенно повторял, что он вроде ничего не ронял… (20)Ему было страшно неудобно, он не знал, куда деваться.
(21)Из нижних полок вынули книжки. (22)Я лично, никого не пустив, полез в пыльную полутьму. (23)Я вынимал моё помятое, изуродованное добро и плакал. (24)Всё общество собралось кругом и следило в скорбной тишине. (25)Повреждения оказались гораздо меньше ожидаемых и были вполне исправимы. (26)Коробки упали удачно. (27)Я хранил их до конца школы, а потом всю жизнь при всех переездах их хранили родители.
(28)Спустя многие годы мы встретились с Мариком.
-
(29)А помнишь, у тебя тогда коробки с техникой за шкаф упали? (30)Так это я свалил, – вдруг признался он. (31)И в улыбке было больше удовлетворения, чем раскаяния. (32) Я раскрыл рот. (33)Помолчал. (34)Понял. (35)Но спросил: -
А зачем? -
(36)А так. – (37)Он пожал плечами. – (38)Завидно стало. (39)Я так не умел. (40)А чего, думаю, пусть и у него не будет.
(41)Мы помолчали.
-
(42)А свалил на отца, – сказал он. – (43)Ты извини, я потом жалел. (44)Он был не первый такой из всех. (45)Он был первым из
открывшихся. (46)И лучшим из них из всех. (47)Потому что остальные не жалели. (48)И я ему благодарен. (49)Я впервые заглянул за книжный шкаф, в тёмный угол, в пыльную глубину, куда проваливается лучшее, что у тебя есть. (50)И это нашёл, и это достал, и поправил, и оно уцелело. (51)Люби тех, кто кусает локти: они делают тебя выше.
(ПоМ.И.Веллеру*)
*Веллер Михаил Иосифович (род. в 1948 г.) – современный российскийписатель,лауреат литературных премий.
(11)Ну вот однажды всю мою пластилиновую технику свалили на пол, за книжный шкаф, всмятку. (12)Родительский гость, больше некому, смотрел книги и, не заметив, видимо, свалил коробки за книги.
6
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
-
Гость родителей случайно уронил коробку с коллекцией рассказчика. -
Мальчик мечтал стать архитектором, поэтому много лепил из пластелина. -
Герой сам доставал помятые коробки, остальные молча наблюдали. -
Марик уронил коробки из зависти, но спустя многие годы сознался и очень жалел. -
Повреждения, вызванные падением коробок, было невозможно исправить.
Ответ:.
7
Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.
-
У меня была морская пехота и ВДВ в лёгких самоходках, и всё было выверено по фотографиям в журналах «Советский воин» и газете «Красная звезда». -
Всё общество собралось кругом и следило в скорбной тишине. -
Коробки стояли сверху на книгах, отлично входя между верхним обрезом ряда томов и низом следующей полки. -
Игрушки и вещи меня интересовали очень мало -
Я впервые заглянул за книжный шкаф, в тёмный угол, в пыльную глубину, куда проваливается лучшее, что у тебя есть.
Ответ:.
8
Лексический анализ.
Среди предложений 42-51 найдите фразеологизм со значнием «испытывать сильное сожаление, досаду из-за чего-то необратимого». Запишите этот фразеологизм.
Ответ:.
Часть 3
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Ирины Борисовны Голуб: «С полными предложениями успешно конкурируют неполные, имеющие яркую экспрессивную окраску».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И.Б. Голуб.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Люби тех, кто кусает локти: они делают тебя выше».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.3
Как Вы понимаете значение выражения ПРИЗНАТЬ СВОИ ОШИБКИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему важно признавать свои ошибки?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.