Файл: О преимуществемедиации при разрешении конфликтовО преимуществе медиациипри разрешении конфликтов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О преимуществе
медиации при разрешении конфликтов
О преимуществе медиации
при разрешении конфликтов

Конфликт
это столкновение противоречащих друг другу интересов противодействующих сторон, каждая из которых выбирает собственные способы действий и методы поведения для достижения целей. Каждая из сторон использует свой арсенал методов, предлагает свой набор альтернатив разрешения конфликтного взаимодействия и выбирает свой собственный путь достижения согласия.

Причины конфликтов
1 группа — Объективные причины
Это причины, обуславливающие формирование предконфликтной обстановки. В некоторых случаях они могут являться реальными, а в некоторых — мнимыми, представляя собой лишь искусственно выдуманный человеком повод.
Самые распространенные объективные причины:
• происходящее в процессе жизнедеятельности в естественном ритме столкновение духовных и материальных интересов людей;
• недостаточно разработанные правовые нормы, которые регулируют конфликтное решение проблем;
• недостаточное количество духовных и материальных благ, необходимых для нормальной жизни и деятельности

Причины конфликтов
2 группа — Организационно-управленческие причины
Эти причины можно назвать более субъективными, нежели объективными.
Они взаимосвязаны с такими процессами, как создание различных организаций, групп, коллективов, а также с их функционированием.
Основные организационно-управленческие причины:
• Структурно-организационные причины — их смысл заключается в том, что структура организации не соответствует тем требованиям, которые выдвигает ей деятельность, которой она занимается.
• Функционально-организационные причины — вызываются отсутствием оптимальности в связях между организацией и внешней средой, различными подразделениями организации или отдельными сотрудниками.
• Личностно-функциональные причины — обусловлены недостаточным соответствием сотрудника, исходя из профессиональных, нравственных и других качеств, которых требует занимаемая им должность.
• Ситуативно-управленческие причины — являются следствием ошибок, допускаемых руководителями и их подчиненными в процессе решения поставленных перед ними задач (управленческих, организационных и т.п.)


Причины конфликтов
3 группа — Социально-психологические причины
Основываются на социально-психологических предпосылках, заложенных в межличностных отношениях
Основные социально-психологические причины:
• расхождение социальных ожиданий с реализацией социальных ролей и выполнением функционала;
• неблагоприятный социально-психологический климат;
• аномия социальных норм (двойные стандарты);
• территориальность — занятие одним человеком или группой людей конкретного пространства и взятие его и всего, что находится в нем, под свой контроль (относится к области экологической психологии)
• конфликт поколений;
• коммуникационные барьеры;
• наличие деструктивного лидера в неформальной структуре;
• трудности социально-психологической адаптации новых членов коллектива;
• респондентная агрессия;
• психологическая несовместимость.

Причины конфликтов
4 группа — Личностные причины
Находятся в тесной взаимосвязи с психологическими особенностями участвующих в нем людей.
Основные личностные причины:
• оценка человеком поведения другого как недопустимого;
• низкий уровень социально-психологической компетентности;
• недостаточная психологическая устойчивость;
• недостаточно развитая способность к эмпатии;
• завышенный/заниженный уровень притязаний

Схема развития конфликта выражается формулой:
КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ = КОНФЛИКТ
Из формулы видно: чтобы конфликт возник, между участниками должна существовать конфликтная ситуация, а также должен появиться инцидент.
Конфликтная ситуация и инцидент при этом независимы: они не становятся следствием или проявлением друг друга.
Конфликтная ситуация — крайняя степень обострения накопившихся противоречий.
Инцидент — это первая стычка конфликтантов.
Он выступает как завязка конфликта.

Деструктивные стороны и последствия конфликта
1. Участие в конфликте приводит к серьезному ухудшению настроения сторон. Требуется довольно длительное время, чтобы вернуть стороны в первоначальное состояние или даже в относительное равновесие.
2. Некоторые конфликты могут сопровождаться серьезными психическими, моральными или даже физическими травмами.
3. Конфликт в обязательном порядке вызывает стресс у каждой из сторон, участвующих в нем.
4. Результатом конфликта может стать создание образа врага, который сохраняется на длительное время, даже если конфликт уже завершен.
5. Когда одна из сторон прекращает конфликт при помощи силы, в следующий раз в аналогичной ситуации (причем даже без достаточных к тому оснований) она вновь может использовать метод насилия для разрешения конфликта.
6. Поражение снижает самооценку личности.
Негативные последствия конфликта:
1. Конфликт приводит к нарушению коммуникации в группе и коллективе в целом.
2. При прекращении конфликта с использованием деструктивного решения серьезно ухудшаются взаимоотношения в коллективе.
3. При учащении конфликтов снижается групповая сплоченность.
4. Конфликт может привести к ухудшению группового взаимодействия, результатом чего может стать серьезное снижение качества работы коллектива в целом. Если конфликт то вспыхивает, то погашается, после его завершения качество работы группы будет ухудшаться.


Медиация
— процесс урегулирования спора между двумя конфликтующими сторонами путем вступления в добровольные переговоры в присутствии нейтрального лица — медиатора с целью достижения взаимопонимания и составления договора, разрешающего конфликтную ситуацию.
Основные нормативно-правовые акты по процессу медиации:
- Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ
«Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N
1430-р «Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации».

Основные принципы медиации:
1. Добровольность. В процесс медиации все стороны вступают добровольно, а медиатора выбирают по обоюдному согласию. Никто не может заставить стороны участвовать в медиации, если они не хотят этого по какой-либо причине. Все решения принимаются только по взаимному согласию сторон. Каждая сторона в любой момент может отказаться от медиации и прекратить переговоры.
2. Равноправие сторон. Ни одна из них не имеет процедурных преимуществ. Им предоставляется одинаковое право высказывать свои мнения.
3. Принцип нейтральности медиатора. Важно, чтобы медиатор сохранял независимое, беспристрастное отношение с каждой из сторон и обеспечивал им равное право участия в переговорах. Если медиатор чувствует, что ему трудно сохранить нейтральность, не удается избавиться от эмоциональных оценок, он должен отказаться от ведения процесса.
4. Конфиденциальность. Следование этому принципу предполагает, что всё, о чем говорится или что обсуждается в процессе медиации, остается внутри этого процесса. Все записи, которые ведет медиатор для заметок в процессе работы, уничтожаются. Посредник не может выступать в качестве свидетеля, если дело будет все-таки передано в суд.
Медиатор не имеет права сообщать одной стороне информацию, которую он узнал от другой в процессе индивидуальной беседы, если не получил на это специального разрешения.


Преимущества медиации:
Медиация помогает сэкономить время, деньги и эмоциональные силы участников спора.
При ее проведении обстановка, организация, регламент и содержание процесса могут быть определены индивидуально.
Медиация ориентирована не столько на конфликт (выяснение кто прав, а кто виноват) или на выигрыш, сколько на конструктивный поиск решений.
В плане временных затрат медиация может быть легко подстроена под потребности участников и может учитывать эмоциональные и личные аспекты спора.
При этом сфера частных интересов участников полностью защищена, поскольку процесс медиации это конфиденциальный процесс.
Медиация позволяет участникам спора посмотреть в будущее и использовать свои творческие способности.
При разрешении спора с помощью медиации достигнутые договоренности, как правило, более долговечны и отвечают реальному положению вещей, что не только способствует претворению их в жизнь, но и делает их осуществление обоюдно приемлемым и естественным шагом

Этапы проведения медиации
1-й этап медиации - вступительное слово медиатора.
Во вступительном слове медиатор рассказывает сторонам, что такое процесс медиации, на каких принципах он построен (особое внимание здесь уделяется конфиденциальности), объясняет свои функции в этом процессе и свою роль в предстоящих переговорах, знакомится со сторонами и представляется сам, рассказывает сторонам, какую роль они играют в предстоящих переговорах, спрашивает у сторон, располагают ли они достаточным временем для ведения переговоров (если хотя бы одна из сторон не располагает достаточным временем, в среднем 2,5-3 часа, то медиацию лучше перенести на более удобное время), все ли заинтересованные в разрешении конфликтной ситуации стороны присутствуют на переговорах, или стоит пригласить кого-то еще, рассказывает сторонам об этапах проведения медиации, при этом оговаривает возможность проведения кокусов, т.е. индивидуальных бесед медиатора с каждой стороной. Произнося вступительное слово, медиатор знакомится со сторонами, создает необходимую психологическую атмосферу, устанавливает правила ведения процесса медиации, закладывает необходимый фундамент для дальнейшей работы


Этапы проведения медиации
2-й этап медиации - презентация сторон
На этом этапе медиации медиатор предоставляет каждой стороне возможность рассказать о том, в чем, на ее взгляд, заключается спорная ситуация. Начать рассказ о своем видении ситуации предлагается, как правило, той стороне, которая обратилась с просьбой о проведении медиации. Во время рассказа сторон медиатор является активным слушателем, делает для себя необходимые пометки в блокноте, чтобы не упустить в дальнейшем важные детали, в случае необходимости задает уточняющие вопросы. Во время проведения этого этапа важное значение имеет резюмирование, т.е. пересказывание медиатором услышанного от каждой стороны.
Пересказывая услышанное, медиатор дает возможность презентующей стороне услышать свой рассказ со стороны, внести необходимые дополнения и уточнения.
Этот же рассказ слышит вторая сторона, но слышит от человека, не участвующего в споре. Его безоценочный пересказ не несет в себе агрессивной, эмоциональной окраски, из него исключены все обидные для стороны высказывания. Это помогает второй стороне взглянуть на ситуацию глазами своего оппонента

Этапы проведения медиации
3-й этап медиации - дискуссия.
По окончании презентации сторон медиатор предлагает сторонам обменяться мнениями по поводу услышанного, высказать свои замечания. Во время проведения дискуссии ведется работа по первичному формированию повестки дня, проявляются моменты, по которым сторонам предстоит прийти к согласию. В том случае, если во время дискуссии страсти накаляются и дискуссия превращается в перепалку или стороны под разными предлогами уклоняются от конструктивного диалога, медиатор объявляет сторонам о необходимости проведения кокусов.
4-й этап медиации - кокус,
т.е. беседа медиатора с каждой стороной индивидуально.
В соответствии с принципом равноправия сторон количество кокусов, проводимых с каждой стороной, должно быть одинаковым, так же как и время, затраченное на кокус. Это необходимо, чтобы впоследствии медиатора не обвинили в симпатии только к одной из сторон. В кокусе медиатор помогает участнику медиации увидеть со стороны свою позицию в споре, взглянуть на ситуацию глазами своего оппонента, понять его позицию, аргументы и чувства