Файл: Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (мгюа) Оренбургский институт (филиал) выпускная квалификационная работа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 201

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По данным федеральной службы государственной статистики в федеральных государственных органах на федеральном уровне исполнительной власти в 2019 г. получили дополнительное профессиональное образование 31% государственных гражданских служащих, а в 2020 – 27,3%. Профессиональную переподготовку в 2019 году прошли 8%, а в 2020 – 13,1 % государственных гражданских служащих. Повышение квалификации получили в 2019 году получили 92% служащих, а в 2020 году -86,5%1.

По полученным показателям видно, что 2019 году по сравнению с 2018 годом увеличилось количество служащих, повысивших свои знания в области дополнительного профессионального образования, занимающих должность помощников (советников). По остальным категориям должностей, получивших дополнительное профессиональное образование произошло снижение количества служащих. Но самой малочисленной группой служащих, получающих дополнительное профессиональное образование является также категория должности помощников (советников). Если ориентироваться на результаты ранее проведенного социологического исследования, то как раз у группы помощников (советников) наблюдается самая низкая развитость профессиональных качеств.

В рамках профессиональной переподготовки произошло увеличение количество служащих. В целом для государственных гражданских служащих предпочтительной формой обучения является повышение квалификации, что говорит о наличии у сотрудников необходимых знаний, умений и навыков для осуществления своей профессиональной деятельности, требующих только своего совершенствования в результате актуализации новых потребностей в обучении.

Для получения актуальных знаний гражданскими служащими в области своей профессиональной деятельности разрабатываются дополнительные профессиональные программы. Минтруд России ежегодно публикует перечень таких программ в соответствии с актуальными тенденциями и потребностями в обучении.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Необходимость профессионального развития государственных гражданских служащих диктуется потребностью общества в профессиональных управленческих кадрах на государственной гражданской службе.

2. По материалам социологических исследований оценка профессионализма гражданских служащих находится на «среднем» уровне, что говорит о необходимости профессионального развития.

3. Меньше всего получают дополнительного профессионального образования государственные гражданские служащие на должности помощников (советников).


4. Происходит рост служащих, получивших повышение образования по приоритетным направлениям дополнительного профессионального образования.

5. Происходит снижение количества государственных гражданских служащих, увольняющихся после получения дополнительного образования.

Сделанные выводы приводят к необходимости дальнейшего совершенствования организации работы по профессиональному развитию гражданских служащих.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


На современном этапе развития трудового права возобновился интерес к вопросам правового регулирования отношений по повышению квалификации работников, но сегодня он требует сопоставимости с другими отраслями права, международными регламентациями в сфере профессионального образования и развития компетенций. Также необходимо преодолеть некоторые недостатки действующего трудового законодательства, к числу которых диссертант относит отсутствие в ТК РФ гарантий при повышении работником квалификации без отрыва или с частичным отрывом от производства; сокращение норм, стимулирующих работников к развитию своего потенциала, к эффективному выполнению трудовой функции за счет непрерывности обучения. Кроме того, ТК РФ не отражает вопросы внутрифирменного обучения; не ясны правовые последствия повышения работником уровня своей квалификации; не достаточно учтены экономические интересы работодателя в сфере развития персонала и т.д.

Повышение квалификации – это процесс развития профессиональных и социальных компетенций по существующей специальности, профессии, путем самообразования, в образовательных учреждениях и (или) у работодателя.

Повышение уровня квалификации персонала – важнейший инструмент организации, позволяющий формировать организационную, производственную, экономическую, социальную среду и повышать ее кадровый потенциал. Так отлаженная система повышения квалификации позволяет: повысить мотивацию персонала, снизить текучесть персонала, определить тенденции личного профессионально развития, расширить влияние социальной работы, повысить интерес персонала к работе в данной организации

Анализ зарубежной и отечественной практики проведения аттестации персонала, показывает, что оценка, осуществляемая на научной основе, обеспечивает надежность и безопасность деятельности людей различных профессиональных категорий. При проведении аттестации персонала следует использовать комплекс методов, выбираемых с учетом специфики организации и конкретных целей ее проведения. По результатам аттестации составляется аттестационная характеристика, с содержанием которой аттестуемый сотрудник должен быть познакомлен. Результаты аттестации могут выступить основанием для присвоения категории, статуса, что может повлиять на размер заработной платы. Кроме того, результаты аттестации являются базой для составления плана развития сотрудника, а также выступают элементом процесса планирования карьеры.


В соответствии со ст. 198 ТК РФ работодатель – юридическое лицо (организация) – имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы.

Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору.

Ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества.

Таким образом, ученический договор является основанием возникновения ученических отношений, а точнее, отношений по профессиональному обучению у работодателя, и связанных с этим правами и обязанностями его сторон.

Обучение по дополнительным профессиональным программам человек выбирает согласно своей квалификации. Вследствие этого, основной задачей обучения, по программе дополнительного профессионального образования будет приведение квалификации и профессионализма обученного в соответствие требованиям и потребностям рабочей специальности. Наряду с обучением, по очной форме – дистанционная форма обучения является в жизни человека наиболее актуальной. Дистанционная форма обучения позволяет успешно интегрировать обучение в свой привычный образ жизни. Кроме того, такой формат позволяет экономить денежные средства, время и силы, поскольку освоение программы проходит без личного посещения образовательной организации. Помимо основных перспектив, следует отметить ряд глобальных преимуществ дополнительного профессионального образования для гражданского общества: подготовка специалистов, обеспечивающих дальнейшее развитие приоритетных научных и технических направлений; создание и внедрение конкурентоспособных инновационных наукоемких технологий; повышение совокупного интеллектуального и духовного потенциала населения.


Таким образом, дополнительное профессиональное образование востребовано в современном обществе, и это естественный процесс, связанный с потребностями рынка труда, так как этот вид образования дает вспомогательные ресурсы и оперативно удовлетворяет индивидуальные образовательные потребности современного человека.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


Нормативные правовые акты


  1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ, от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ] // Российская газета. – 2020. – № 144.

  2. Трудовой Российской : [федер. : принят . Думой 21 2001 г.; одобрен Федерации 26 2001 г.: по на 2 2021г.] // Собрание Рос. . 2021. № 27 (часть ). Ст. 5137.

  3. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [федер. закон: принят Гос. Думой 24 апреля 2015 г.: одобрен Советом Федерации 29 апреля 2015.: по состоянию на 1июля 201 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2015. – № 18. – Ст. 2625.

  4. О государственной гражданской службе Российской Федерации [федер. закон: принят Гос. Думой 7 июля 2004 г.: одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 г.: по состоянию на 2 июля 2021 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.

  5. Об образовании в Российской Федерации [федер. закон: принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г.: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.: по состоянию на 1 сентября 2021 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2012. – № 53 (ч. 1). – Ст. 7598.

  6. О независимой оценке квалификации [федер. закон: принят Гос. Думой 22 июня 2016 г.: одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 г.: по состоянию на 1 января 2017 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2016. – № 27 (ч. I). – Ст. 4171.

  7. О занятости населения в Российской Федерации: закон от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (ред. от 2 июля 2021 г.) // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 17. – Ст. 1915.

  8. О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям» (вместе с «Положением о Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям»): указ Президента РФ от 16 апреля 2014 г. № 249 (ред. от 21.12.2020 г.) // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 16. – Ст. 1882.

  9. О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации: указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 (ред. от 31.12.2020 г. // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2005. – № 6. – Ст. 437.

  10. О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке осуществления профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации»): указ Президента РФ от 21 февраля 2019 г. № 68 // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2019. – № 8. – Ст. 765.

  11. О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих: постановление Правительства РФ от 31 октября 2002 г. № 787 (ред. от 20.12.2003 г.) // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 44. – Ст. 4399.

  12. О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов: постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 (ред. от 25.08.2021 г.) // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2013. – № 4. – Ст. 293.

  13. Об Аттестационной комиссии Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации» (вместе с «Регламентом работы Аттестационной комиссии Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации»): приказМинтруда России от 04 сентября 2012 г. № 161н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2012. – № 52.

  14. О внесении изменений в приложение к приказу Минтруда России от 2 ноября 2015 г. № 832 «Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования: приказ Минтруда России от 10 февраля 2016 г. № 46 // Бюллетень трудового и социального законодательства Рос. Федерации. – 2016. – № 3.

  15. О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 (ред. от 24.11.2015 г.) // Бюллетень Верховного Суда Рос. Федерации. – 2004. – № 6.

  16. Об учебной профессионально-технической повинности: декрет СНК РСФСР от 29 июля 1920 г. [Утратил силу] // СУ РСФСР. – №176. – Ст. 325.

  17. О введении в действие Кодекса Законов о Труде Р.С.Ф.С.Р.: постановление ВЦИК РСФСР от 9 ноября 1922 г. [Утратил силу] // СУ РСФСР. – 1922. – №70. – Ст. 903.

  18. Об утверждении перечней постановлений Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, Совета Народных Комиссаров, Совета Рабочей и Крестьянской Обороны и Совета Труда и Обороны, изданных до введения в действие Кодекса Законов о Труде Р.С.Ф.С.Р.: декрет СНК РСФСР от 3 апреля 1923 г. [Утратил силу] // СУ РСФСР. – 1923. – № 34-35. – Ст. 376.

  19. Циркуляр ВСНХ СССР и ВЦСПС от 16 января 1925 г. // Известия НКТ СССР. – 1925. – № 6.

  20. Положение о школах рабочих подростков: Декрет СНК РСФСР от 7 апреля 1925 г. [Утратил силу] // СУ РСФСР. – 1925. – №22. – Ст. 162.

  21. О порядке организации школ ученичества (фабрично-заводского, сельскохозяйственного и конторско-торгового) при предприятиях и учреждениях, находящихся в ведении народных комиссариатов и кооперативных центров: Декрет СНК РСФСР от 31 июля 1925 г. [Утратил силу] // СУ РСФСР. – 1925. – №56. – Ст. 433.

  22. Об утверждении Правил об ученичестве у кустарей и ремесленников, а также в промысловой кооперации и в трудовых артелях: постановление СНК РСФСР от 20 января 1927 г. [Утратил силу] // СУ РСФСР. – 1927. – №22. – Ст. 144.

  23. О школах фабрично-заводского ученичества: постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 15 сентября 1933 г. [Утратил силу] // СЗ СССР. – 1933. – № 59. – Ст. 357.

  24. О признании утратившими силу некоторых законодательных актов СССР по вопросам государственного социального страхования и социального обеспечения: указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1963 г. № 1971 года [Утратил силу] // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1963. – №51. – Ст. 532.

  25. Кодекс о Р..Ф..Р. РСФСР 9 декабря 1971 «Об Кодекса о РСФСР» ( с ) [Утратил силу] // Ведомости РСФСР. – 1971. – № 50. – . 1007.

  26. О признании утратившими силу законодательных актов СССР в связи с введением в действие Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании: указ Президиума Верховного Совета СССР от 17 декабря 1973 г. № 5205 [Утратил силу] // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1973. – №52. – Ст. 752.

  27. О введении в действие документов государственного стандарта начального профессионального образования: приказ Министерства образования Российской Федерации от 22 июня 1994 г. [Утратил силу] // приказ Минобрнауки России. – 2009. – №242.