Файл: Google эффект, или цифровая амнезия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

GOOGLE эффект, или цифровая амнезия.

Дорогие одногруппники, сегодня я расскажу вам о таком феномене нашей современной жизни как Google эффект или цифровая амнезия.

Давайте проведем честный опрос: если я сейчас у вас спрошу в каком году был свершен первый полет человека в космос? Поднимите руку те, кому понадобится проверить информацию в интернете прежде, чем ответить? / в каком порядке расположены цвета на флаге украины? Большинству. Это и есть гугл эффект.

Этот термин появился в 2011 году, его ввела в оборот профессор Колумбийского университета Бетси Спэрроу, которая впервые исследовала феномен, Этот термин означает эффект, человек практически полностью забывает информацию, прочитанную в интернете, к которой у него есть быстрый доступ. Часто этот термин отождествляют с термином цифровая амнезия, разницу между ними только в том, что гугл эффект это об обращении к поисковым системам, а цифровая амнезия об обращении к любому цифровому носителю информации. Мы сталкиваемся с данными эффектами в ситуациях, когда намеренно или непреднамеренно решаем полагаться на внешнее цифровое хранилище для запоминания определённых фрагментов информации, а не на собственную память.

Почему это происходит? Дело в том, что мозг - это самый энергоемкий орган нашего организма, при весе около 2 процентов массы тела он потребляет 25 процентов энергии, которую человек генерирует в течении дня. Поэтому в процессе эволюции люди выработали привычку минимизировать дорогостоящие интеллектуальные усилия, по крайней мере, не держать без нужды в голове информацию, которая не является жизненно важной. Одной из таких энергосберегающих технологий является ситуация, когда мы часть работы делаем на автомате, не задумываясь.

Общеизвестный факт: еще до появления компьютеров люди практиковали хранение информации на “внешних носителях”. В дописьменную эпоху наши предки - охотники-собиратели, создавали у себя в племени аналог базы данных. Роль серверов исполняли сами члены общины: кто-то был экспертом по поведению пчел и добычи меда, другой умел ориентироваться по звездам, третий слыл кладезем знаний в области рыбалки, четвертый - эксперт по лечебным растениям. И при необходимости соплеменники в любой момент могли получить доступ к памяти знающего человека. Появление письменности сделало доступ к коллективным знаниям человечества гораздо более удобным.


Сейчас же мы все меньше пользуемся письменными носителями. Примером этого служит телеграмм канал нашей группы, в котором есть вся информация с самого начала нашей учебы. Когда преподаватели удивляются, почему мы не записываем дз, мы отвечаем, что наша староста все запостит в телеграмм канал. И если с телеграмом ничего не случится, то мы даже на четвертом курсе сможем найти то, что проходили на первом.

Среди опытов мной уже упомянутой Бэтси Спэрроу был один показательный эксперимент: участникам дали прочитать 40 коротких и познавательных фактов, например, “Глаз страуса больше, чем его мозг” или “Шаттл “Колумбия” взорвался при входе в атмосферу над Техасом”. Затем информацию надо было набрать в отдельный файл на компьютере и сохранить в определенной папке. При этом половине участников эксперимента сказали, что информация вскоре будет стерта, а других уверили, что она будет сохранена на компьютере.

В итоге позднее, когда добровольцам предложили вспомнить эти 40 познавательных утверждений, участники последней группы не могли толком вспомнить сами факты, зато они прекрасно помнили, как называется и где расположена в компьютере папка с нужным файлом. То есть интернет-пользователи запоминают не то, что прочитали, а где эту информацию можно найти в сети.

Поскольку поисковые системы постоянно доступны, мы находимся в положении добровольцев из второй группы и не прилагаем усилий, чтобы усвоить прочитанную информацию. Ведь подсознательно мы знаем, что в любой момент можем “погуглить” фамилию актера, чему равен тангенс п/2 или рецепт какого-то блюда, например я за 19 лет своей жизни так и не запомнила рецепт блинов, потому что я знаю, что в любой момент я смогу найти эту информацию в интернете.


Значит ли это, что человечество поглупело?

Нет, это совсем не значит, что человечество поглупело или совсем разучилось запоминать информацию. Цифровая амнезия выполняет важную роль в эпоху возникновения информационного общества: это своего рода очистка кэша - избавление головы от ненужного информационного мусора. Ведь, действительно, у владельца смартфона нет ни единой причины запоминать телефоны друзей или родственников, хотя еще 15-20 лет назад они хранились у людей в голове.



Мозг перестает работать в режиме накопителя - эту функцию он передает смартфону. Происходит разделение функций: гаджеты представляют огромный объем пищи для ума: социальные сети, телеграм-каналы, новостные сайты, интернет-серфинг… Да что там говорить - одна Википедия чего стоит! Наш мозг должен только выбрать главное, забыть второстепенное и отличить фейк от правды.

- Это стратегическое управление знаниями позволяет людям максимально эффективно использовать свой интеллектуальный потенциал, - считает профессор Эстер Канг.

Но при этом важно осознавать минусы этого эффекта и быть готовым к ситуациям, когда у вас не будет доступа ни к чему, кроме вашего мозга и воспоминаний. По мнению ученых, для разных типов чтения подходят разных типы носителей. Если текст предполагает вдумчивое осмысление и анализ - выбирайте классическую бумажную книгу в твердом переплете, потому что в такой книге нет возможности выполнить функцию поиска по странице и быстро найти нужный фрагмент. Так вы даете себе установку на внимательное чтение. А если предстоит перелопатить большой объем информации, чтобы закрыть пробел в какой-то области знаний - интернет-поиск подойдет лучше всего.

Надеюсь, что вы с пользой будете использовать информацию, которую получили от меня. Например, вы можете иногда практиковать такой способ: когда сядете готовиться к следующему семинару, прежде чем загуглить первый вопрос, попытайтесь вспомнить, не упоминал ли этого преподаватель на лекции, может быть, это уже есть в вашем конспекте, а возможно и в вашей памяти, и вдруг окажется, что помощь гугла не понадобиться.

Спасибо за внимание!