ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 806
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вскинешь кверху тяжёлую, как лом, одностволку и с маху выстрелишь.
– Постращайте, постращайте, барчук! – скажет мещанин. – Опять всю дулю на валу отрясли...
А чёрное небо чертят огнистыми полосами падающие звёзды. Как холодно, росисто! Как хорошо жить на свете! (Бунин)
Ответ
Темнеет (односоставное безличное предложение). В глубине сада – костёр (двусоставное неполное предложение с опущенным сказуемым: виден). Крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев (односоставное безличное предложение). Шурша по сухой листве, как слепой, доберёшься до шалаша (односоставное предложение; по форме – определённо-личное, по значению – обобщённо-личное). Тут немного светлее (односоставное безличное предложение).
– Это вы, барчук (двусоставное предложение)? – тихо окликает кто-то из темноты (двусоставное предложение).
– Это я (двусоставное предложение). Не спите ещё, Николай (односоставное определённо-личное предложение)? А где у вас ружьё(двусоставное неполное предложение с опущенным сказуемым находится / лежит)?
– Возьмите возле ящика (односоставное определённо-личное предложение).
Вскинешь кверху тяжёлую, как лом, одностволку и с маху выстрелишь (односоставное предложение: по форме – определённо-личное, по значению – обобщённо-личное).
– Постращайте, постращайте, барчук (односоставное определённо-личное предложение)! – скажет мещанин (двусоставное предложение). – Опять всю дулю на валу отрясли (односоставное неопределённо-личное предложение)...
А чёрное небо чертят огнистыми полосами падающие звёзды (двусоставное предложение). Как холодно, росисто (односоставное безличное предложение)! Как хорошо жить на свете (односоставное безличное предложение)!
1.Определить вид односоставных предложений.
-
Итак, приступим к протоколу. -
С утра морозит. -
Не забудь сегодня сообщить в штаб о событиях вчерашнего дня. -
В палате еще долго вспоминали его рассказы. -
Очень уж шумят у нас в классах. -
В этот час было совсем тихо. -
Вот парадный подъезд. -
Передняя. Ломберный столик. -
В воздухе запахло свежей зеленью и прохладой. -
Познакомимся с новым комплексом гимнастических упражнений. -
Тишина. -
Начинаю понемножку оправляться от безденежья. -
Хотя всё-таки денег нет.
______________________________________________________________
1.Определить вид односоставных предложений.
-
Итак, приступим к протоколу. -
С утра морозит. -
Не забудь сегодня сообщить в штаб о событиях вчерашнего дня. -
В палате еще долго вспоминали его рассказы. -
Очень уж шумят у нас в классах. -
В этот час было совсем тихо. -
Вот парадный подъезд. -
Передняя. Ломберный столик. -
В воздухе запахло свежей зеленью и прохладой. -
Познакомимся с новым комплексом гимнастических упражнений. -
Тишина. -
Начинаю понемножку оправляться от безденежья. -
Хотя всё-таки денег нет.
2.Распределительный диктант
Распределите предложения в 2 столбика.
Определенно-личные предложения | Неопределенно-личные предложения |
1)Люблю грозу в начале мая. 2)Вижу горы и долины. 3)Вас просят к телефону. 4)В дверь постучались. 5)Останешься с нами? 6)Что новенького пишут в газете? 7)В институте проведут ряд экспериментов. 8)Давайте поработаем.
3. Выпишите односоставные предложения и подчеркните в них главный член предложения. Над главными членами укажите часть речи.
1)В лесу держался запах прелой травы. (В.Солоухин)2)Люблю необъятное море, сияние зимних ночей.(Н.Букин)3)Нас выстроили против старого маленького дома.(К.Паустовский).
4)Сугробы намело выше колен.(Л.Толстой)5)Зима. Метелица метёт. Буран влетает в сени.(С.Щипачев) 6)Зелёная площадка, толпящийся народ. Объявлена посадка в московский самолёт.(Л.Ошанин) 7)Теплая сырость после грозы собралась в тесной ароматной чаще акаций.(М.Пришвин).8)На деревьях уже нет листьев.(Л.)Вот и вечер. Солнце меркнет.(Долм)
Неполные предложения
8 10
(1) На переднем плане художник написал спокойную гладь реки, а вдали – низкие берега.
На переднем плане художник написал спокойную гладь реки, а вдали – [художник написал] низкие берега.
(2) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
За двумя зайцами погонишься – ни одного [зайца] не поймаешь.
(3) Если он хочет меня видеть
, то подождет.
Если он хочет меня видеть, то [он меня] подождет.
2. Неполные предложения часто используются в диалоге.
Варианты с неполными предложениями | Варианты с полными предложениями |
- Вон кулички летят, посвистывают, - сказал Павел. | - Вон кулички летят, посвистывают, - сказал Павел. |
- А куда они летят? | - А куда они летят? |
- В теплые страны, где не бывает зимы. | - [Они летят] в теплые страны, где не бывает зимы. |
- А разве есть такие страны? | - А разве есть такие страны? |
- Есть. | - [Такие страны] есть. |
Задание № 1: найдите неполные предложения; определите тип этих предложений; результат оформите в виде таблицы: 1) № предложения; 2) предложение; 3) тип предложения; 4) пропущенный член неполного предложения (выписать)):
(1) (а) Оба шахматиста быстро делают первые ходы. (б) Потом надолго задумываются. (2) (а) Наша волейбольная команда выиграла три партии. (б) А проиграла только одну. (3) (а) Брат учится хорошо. (б) Сестра – очень неважно. (4) (а) На первом уроке меня вызвали к доске. (б) На последнем – тоже.
Задание № 3: выборочный диктант: на слух определите, какой член (члены) предложения пропущен(ы), и запишите только его (их) (если пропущенное слово (слова) повторяется (повторяются) несколько раз, записать нужно только один раз).
№ | Предложение | Пропущенный член предложения |
1. | Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору – с глиной и мрамором, художнику – с красками и линиями. | необходима смелость в обращении |
2. | Есть две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую. | изберут |
3. | Ветка оставляет плод, пчелка – мед, сосна – золотой янтарь. | оставляет |
4. | Но этот на земле оставил дом, тот – мост, а тот – высотную плотину. | оставил |
5. | Тот урожай взрастил, тот – сад, тот в космосе прокладывал дорогу. | взрастил |
6. | Рыбе – вода, зверю – степь, а человеку нужна Родина. | нужна |
7. | Потемнели сверху донизу липы, а в болотах – осины и березы. | Потемнели |
8. | Береза роняет листья лимонные, осина – красные с черными блестящими пятнами, дуб – коричневые. | роняет листья |
9. | Мир освещается солнцем, а человек – знаниями. | освещается |
10. | Видит око далеко, а ум еще дальше. | Видит |
11. | Золото добывают из земли, а знания – из книги. | добывают |
12. | Набирайся ума в учении, храбрости в сражении. | Набирайся |
13. | В одной руке Маяковский держит портфель, в другой – стакан чаю. | держит |
14. | С мрачной иронией оглядывает он первые ряды, затем - балкон. | оглядывает |
15. | Одни строки изумили меня своей чеканной правдой, другие – какой-то необыкновенной легкостью. | изумили |
Знаки препинания при цитировании
8 5
Объясните постановку знаков препинания в предложениях. Обратите внимание на различные способы введения цитаты в текст.
1. В.Г.Белинский писал, что жизни Лермонтова «…суждено было проблеснуть блестящим метеором, оставить после себя длинную струю света и благоухания и – исчезнуть во всей красе своей». 2. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды», - писал Л.Н.Толстой. 3. Как утверждал Ф.М.Достоевский, «искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить». 4. Пушкин составляет «эпоху в истории нашей литературы».
-
-
-
1. «Главное дело в жизни – любовь». (Л.Н.Толстой) -
2. «Искусство есть высочайшее проявление могущества в человеке». (Л.Н.Толстой) -
3. «Для истинного художника – где жизнь, там и поэзия». (В.Белинский)
-
«Вдохновение рождается только из труда и во время труда». (П.Чайковский
-
-
-
1. Горек чужой хлеб // говорит Данте // и тяжелы ступени чужого крыльца. -
2. Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли // писал Л.Н.Толстой. -
3. Бороться и искать, найти и не сдаваться // эти слова Каверина стали нашим девизом. -
4. По выражению М.Горького //искусство должно облагораживать людей.