Файл: Особенности организации развивающей предметно пространственной среды в доо автор Токарева И. Ю., старший воспитатель мбдоу детский сад 203 Содержание.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рабочее пространство:
-
центр ручного труда и ИЗО -
центр природы -
центр экспериментирования
«Подготовительная к школе группа»
Спокойное пространство:
-
книжный уголок -
библиотека
«Активное» пространство:
-
центр театрализации
-
спортивный центр -
уголок дежурств -
музыкальный центр
Рабочее пространство:
-
центр ручного труда и ИЗО -
центр природы -
центр экспериментирования
5. Опыт работы педагогического коллектива МБДОУ Детский сад
№ 203 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
по проектированию предметно-пространственной среды
В групповых помещениях созданы центры активности. Подобраны разнообразные дидактические пособия, аудиоматериал, игрушки. Мебель подобрана в соответствии с ростом и возрастом воспитанников. Приемные оформлены информационными стендами, выставками детских работ. Коридоры оформлены выставками творчества детей, в фойе устроены выставки поделок детей и родителей, в спортивно-музыкальном зале меняется оформление к каждому времени году, эстетичное оформление к различным праздничным и памятным датам.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ оборудована с учетом возрастных особенностей воспитанников, связана между собой по стилю и состоянию. Особенности предметно-пространственной среды ДОУ определяются интересами детей, возрастными и личностными особенностями. Таким образом, предметно-пространственная среда способствует формированию у ребенка жизненной позиции в образовательной деятельности, развивает инициативность и обеспечивает самореализацию через различные виды деятельности.
Педагогами ведется работа по созданию предметно-пространственной развивающей среды в группах и на участках. Разработаны различные центры активности. Педагоги стремятся к наполненности группы, ежегодно приобретаются необходимые расходные и игровые материалы, оформление групп и участков производится с учетом сезонности и тематического планирования.
Развивающая предметно – пространственная среда в МБДОУ Детский сад № 203 обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности воспитанников, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает:
- реализацию различных образовательных программ;
- учет национально – культурных климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
- среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функцию.
Развивающая предметно – пространственная среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Все групповые помещения соответствуют требованиям к развивающей предметно – пространственной среде, педагоги стремятся к тому чтобы сделать среду:
-
содержательно – насыщенной, -
трансформируемой, -
полифункциональной, -
вариативной, -
доступной, -
безопасной.
организованная предметно - пространственная среда позволяет каждому найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать и оценивать чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.
Каждый воспитатель нашего дошкольного учреждения ежегодно обновляет развивающую предметно-пространственную среду в своей группе. Предметно – развивающую среду в своей группе организем так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его интересов, склонностей и уровня активности.
День в нашей группе начинается с утреннего приёма. Приём воспитанников осуществляется в раздевалке группы, где есть много интересного: информация и советы для родителей (законных представителей), выставка детского творчества, красочные рекомендации, напоминающие о том, как вести себя на улице и дома. В раздевалке расположен уголок творчества наших воспитанников, где мы устраиваем тематические выставки.
В учебной зоне размещены следующие центры:
-
познавательно - исследовательский центр; -
центр ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) -
уголок «Любознайка»; -
творческая мастерская; -
уголок театрального и музыкального развития; -
книжный центр.
Здесь воспитанники могут по желанию заняться любым видом деятельности, развивая любознательность, творческие способности, мышление, познавательную активность.
В учебной зоне находится познавательно-исследовательский центр, который включает в себя различные приборы: энциклопедии, иллюстративный наглядный материал, оборудования для опыта, микроскоскопы, мерные стаканчики, предметы из различных материалов. Дети проводят опыты, учатся наблюдать, делать выводы, занимаются поисково-исследовательской деятельностью, что способствует развитию познавательного интереса.
Центр ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) особенно привлекателен для воспитанников, хотя основная часть деятельности в этом центре организуется как совместная деятельность педагогов и детей. В данном центре имеется интерактивное и мультимедийное оборудование, воспитанникам представляется возможность побывать в виртуальных путешествиях, стать участниками интерактивных игр и др.
Часть учебной зоны мы выделили под уголок «Любознайка», где разместили материалы по математике, развитию речи, наборы дидактических игр, плакаты, карты, материал о нашей стране, родном крае, о космосе, иллюстраций.
Целью создания творческой мастерской является формирование творческого потенциала воспитанников, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.
Материал по конструированию в специально отведённых для него коробках, передвижных ящиках. Крупный напольный строительный материал размещён в игровой зоне в шкафу.
Уголок театрального и музыкального развития способствует формированию интереса к театральному искусству, музыке, знакомит с музыкальными инструментами.
В книжном центре находятся художественная литература, азбуки, энциклопедии, журналы, иллюстрации детских писателей. Воспитанники могут выбрать книгу по желанию, посмотреть, почитать совместно с воспитателем или самостоятельно.
В игровой зоне (социально-коммуникативного развития) созданы все условия для игровой деятельности, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между воспитанниками. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр «Супермаркет», «Парикмахерская», «Больница», «Строители», «Автомастерская», «Семья», «Аптека» подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В развивающей среде определенное место отведено настольным и настольно-печатным играм. Разнообразие настольных игр дают возможность детям выбрать игру по желанию: шашки, шахматы, дидактические игры, конструктор и т. д. Все эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, внимания, усидчивости.
Оборудован центр активности, его оснащение способствует развитию двигательной активности, физических качеств воспитанников и укреплению здоровья. Предметное наполнение центра применяется в играх, индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности воспитанников.
В группе есть центр «Безопасности», где находятся дидактические игры, наглядно - дидактические пособия, макет города, атрибуты для сюжетно- ролевых игр (жезлы, свистки, фуражка сотрудника ГИБДД, игрушки транспорт, дорожные знаки). Здесь ребята закрепляют знания по правилам дорожного движения и безопасного поведения в помещениях и на улице.
Созданная нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.
В то же время такая предметная среда позволяет педагогам решать конкретные образовательные задачи, вовлекая воспитанников в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.
6. Роль методической службы МБДОУ Детский сад № 203 в
организации развивающей
предметно-пространственной среды ДОУ
Для того чтобы правильно организовать предметно-пространственную развивающую среду, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит её организация поэтому в МБДОУ Детский сад № 203 ежегодно организуются семинары, педагогические советы, тематические проверки и смотры – конкурсы, затрагивающие вопросы проектирования РППС ДОУ.
Для достижения наилучшего результата педагогическому коллективу необходимо:
-
уметь выстроить работу по качественному оснащению предметно-пространственной среды группы в соответствии с действующими нормативными требованиями;
-
знать теоретические и методологические основы; -
определиться с предметным содержанием (программы, методики и оборудование); -
наполнить предметно-пространственную среду современными качественными развивающими игровыми средствами и оборудованием, уметь их применять; -
владеть способами проектирования развивающей предметно-пространственной среды
Для того чтобы правильно организовать развивающую предметно-пространственную среду, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит её организация, с этой целью методической службой проводятся анкетирования и опросы педагогических работников для того, чтобы: