Файл: Особенности организации развивающей предметно пространственной среды в доо автор Токарева И. Ю., старший воспитатель мбдоу детский сад 203 Содержание.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • иметь четкое представление о степени оснащенности предметно-пространственной среды группы (организации), уметь определить недостатки, дефициты;

  • быть мотивированными и нацеленными на оснащение среды современными игровыми средствами;

  • знать требования к качеству и уметь выбирать игровые средства с большим развивающим потенциалом, соответствующие требованиям ФГОС ДО (знать эти требования);

  • владеть способами применения игровых средств для решения развивающих задач в различных образовательных областях.

Старшим воспитателем периодически разрабатываются рекомендации по проектированию РППС с учетом специфических условий:

  • реализуемая в детском саду основная образовательная программа;

  • материальные и архитектурно-пространственные условия (географическое место расположения ДОО, планировка, набор помещений, их площадь, конструктивные особенности);

  • особенности контингента воспитанников (состав, предпочтения, антропометрические, физиологические и психологические особенности развития, субкультура и т.п.).

Разработан примерный алгоритм преобразования развивающей предметно-пространственной среды в детском саду:

  1. Провести оценку и анализ развивающей среды группового помещения, определив дефицитарные области.

  2. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности воспитанников группы.

  3. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.

  4. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.

  5. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития воспитанников, приобретения новых средств.

  6. Провести смотр-конкурс на самое лучшее групповое помещение, чтобы в конкуренции повысить уровень энтузиазма педагогов.

И тогда развивающая предметно-пространственная среда приобретет особый, неповторимый дизайн, сохраняя свой развивающий потенциал.


7. Выводы

Проанализировав вышесказанное можно сделать следующие выводы:

1. Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Развивающая предметно-пространственная среда-часть образовательной среды, представленная в специально организованном пространстве материалами, оборудованием и инвентарем, развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья,учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
2. Развивающая предметно-пространственная среда - основа реализации образовательной программы дошкольного учреждения.
3.Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии ФГОС ДО, должна иметь следующие качества:

Насыщенность - разнообразие материалов, оборудования и инвентаря-в здании и на участке),должно соответствовать:

-возрастным возможностям детей;

-содержанию программы.

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменения предметно-пространственной среды в зависимости:

-от образовательной ситуации;

-от меняющихся интересов детей.

Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды

- наличие не обладающих жестко закрепленным способом употребления.(в том числе использование природных материалов, предметы заместители.)

Вариативность среды предполагает:

- наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения;

-разнообразие игр, материалов, игрушек, оборудования обеспечивающий свободный выбор детей;

-периодическую сменяемость игровых материалов, появление новых предметов для стимулирования игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей.

Доступность среды предполагает:

-доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

-свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской деятельности.

Безопасность среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
4. Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения должна способствовать своевременному и качественному развитию не только всех психических процессов, но и физическому развитию ребенка.



Её содержание должно быть построено в соответствии с основными элементами социальной культуры.
5. Развивающая среда должна быть мобильной и динамичной. В её организации педагогу необходимо учитывать зону ближайшего развития, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.
6. Развивающая предметная среда детства - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.
7. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии требованиями ФГОС ДО возможно по примерному алгоритму:

- Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды группового помещения, определив дефицитарные области.

-Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы.

-Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.

-Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.

-Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программыположительной динамики развития детей, приобретения новых средств.

-Провести смотр-конкурс на самое лучшее групповое помещение, чтобы в конкуренции повысить уровень энтузиазма педагогов.

-Привлечь родителей к созданию предметно-пространственной среды в соответствии требованиям ФГОС;

Таким образом, каждый последующий шаг представляет собой продолжение и развитие предыдущего и в то же время часть целого, и обеспечивает достижение поставленной цели – организации развивающей предметно-пространственной среды.


Список литературы

1. Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: её роль в воспитании личности/ О. В. Артамонова//Дошкольное воспитание.-1995.-№ 4

2.Авдулова Т.П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность// Справочник старшего воспитателя.-2014г.-№8.

3.Виноградова Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие/ Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева.-М.:Перспектива,2011.

4.Волосовец Т.В. Разработка спецификаций развивающей  предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс]//. –http://goo.gl/VhpiUr


5. Короткова Н.А. . Материалы и оборудование для детского сада: пособие для заведующих и воспитателей :-Москва, ЗАО «Элти-Кудиц» 2003г.

6. Епачинцева Н. Д. Организация развивающей среды в ДОУ: автореф.дисс….канд.пед.наук/Н. Д. Епачинцева.-Белгород:БГУ,2001

7. Комарова О.А. Обеспечение вариативности развивающей среды// Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8.

8. Комарова О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии с обраовательными областями.//Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8.

9. Конвенция о правах ребенка

10. Красношлык З.П. Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Красношлык // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 32-34

11. Максимова Г. Ю. Предметно-пространственная среда в контексте отечественной педагогики развития. Актуальные проблемы педагогики: сборник научных трудов. Вып.4/Г. Ю. Максимова, Л. Г. Русова.-Владимир:ВГПУ,2000.
12. Методическое письмо МО РФ от17.05.95 № 61/19-12«О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
13. Образовательная программа МБДОУ Детский сад № 203 ГО город Уфа РБ.

14. Петровский В. А.Построение развивающей среды в дошкольном учреждении/В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. Т. Стрелкова. -М.: Новая школа, 1993г.

15. Письмо МО РФ от 15.03.04 № 03-51-46 ин/14-03 с методическими рекомендациями «О направлении примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».

16.Полякова М. Н .Особенности организации развивающей среды в возрастных группах детского сада/М. Н. Полякова//Дошкольная педагогика.-2001.-№ 1

17. Федеральный государственный образовательный стандарт (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.

18. Федеральный Закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции от 18.07.2011 г. с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 1.08.2011 г.)

19. Федеральный закон «Об Образовании» №273 от 29.12.12г. 

20 . Ясвин В. А.Образовательная среда: от моделирования к проектированию/В. А. Ясвин.-М.,2001.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.


В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова) .

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Требования ФГОС к развивающей предметно- развивающей среде:

1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. доступность среды, что предполагает:

2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.