Файл: Методические рекомендации по внедрению моделей формирования и оценки общих компетенций обучающихся в соответствии с фгос спо.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2. Общие компетенции в структуре ФГОС СПО и примерных основных образовательных программ
3. Общие компетенции как результаты среднего профессионального образования
4. Модели формирования общих компетенций в процессе реализации основных образовательных программ СПО
6. Номенклатура применяемых технологий по формированию общих компетенций
7. Типовая модель для построения образовательных траекторий
10. Требования к кадровым условиям реализации моделей формирования и оценки общих компетенций
11. Типовые требования к зонированию и оснащению помещений для формирования общих компетенций
4. Модели формирования общих компетенций в процессе реализации основных образовательных программ СПО
Формирование общих компетенций в процессе реализации основных образовательных программ СПО осуществляется с учетом содержания формируемых компетенций и в зависимости от того, как названные компетенции соотносятся с программами отдельных дисциплин и профессиональных модулей. Ряд общих компетенций формируются при прохождении определенных учебных дисциплин, входящих в ОГСЭ и ЕН циклы образовательной программы. В этом случае формулировки планируемых образовательных результатов по данным дисциплинам соответствуют формулировкам конкретных общих компетенций, определенных во ФГОС СПО, а содержание изучаемых дисциплин обеспечивает формирование тех умений и знаний, которые входят в состав данных общих компетенций.
Так, цель и планируемые результаты освоения учебной дисциплины «Физическая культура» соответствуют общей компетенции ОК 08. «Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности». Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся по данной дисциплине выстроено таким образом, чтобы студенты СПО научились использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, освоили рациональные приемы двигательных функций, умели пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной профессии. Таким образом, место учебной дисциплины в структуре образовательной программы определяется задачами формирования названной общей компетенции в соответствии с ФГОС СПО.
Изучение в рамках ОГСЭ цикла учебной дисциплины «История» традиционно ориентировано достижение воспитательных целей, в т.ч. на формирование нравственных и гражданских ценностей, основанных на знании истории России, историко-культурного, национального наследия народов, населяющих Российскую Федерацию, и уважение к его многообразию. Результаты обучения по данной дисциплине соответствуют компетенции «ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей».
Учебная дисциплина «Психология общения» имеет целью изучение различных форм общения как вида социального взаимодействия, а также освоение студентами СПО приемов эффективного общения в повседневной жизни и в контексте профессиональной деятельности. Обучающиеся должны освоить навыки эффективной коммуникации и способы разрешения конфликтов, соблюдая при этом этические принципы общения, научиться использовать приемы регуляции собственного поведения в процессе межличностного общения. Прохождение студентами данного курса создает основу для формирования общей компетенции «ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами».
Изучение в образовательных организациях СПО учебной дисциплины «Иностранный язык» имеет определяющее значение для формирования общей компетенции «ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках». От обучающихся требуется знание лексического минимума, относящегося к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности, способность читать и понимать тексты на иностранном языке (техническая документация), способность участвовать в диалогах на общие и профессиональные темы с участием иностранных специалистов или клиентов.
Учебная дисциплина «Информатика и информационные технологии», входящая в ЕН-цикл, нацелена на формирование двух общих компетенций, определенных во ФГОС СПО. При изучении технологических аспектов современных информационных систем (общий состав и структура персональных компьютеров и вычислительных систем; базовые системные программные продукты в области профессиональной деятельности; использование различных видов программного обеспечения; обеспечение информационной безопасности и др.) обеспечивается достижение образовательных результатов, определенных «ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности». Решая поисковые задачи, выполняя поиск и отбор информации на компьютерных носителях, в локальных и глобальных информационных сетях, студенты СПО должны сформировать умения и знания, соответствующие общей компетенции «ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации
, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности».
В случаях, описанных выше, цели, планируемые результаты обучения и содержание отдельных учебных дисциплин, входящих в ОГСЭ и ЕН-циклы образовательной программы, полностью соответствует задачам формирования той или иной общей компетенции, установленной во ФГОС СПО. Это является основанием для использования в учебном процессе концентрированной модели формирования общих компетенций, при которой одна или несколько дидактических единиц, входящих в ОГСЭ и ЕН-циклы, рассматриваются в качестве базовых и ведущих для целей формирования конкретной общей компетенции, определенной во ФГОС СПО.
Общие компетенции, установленные во ФГОС СПО, носят деятельностный характер и предполагают применение знаний, относящихся к различным областям. Рабочие и специалисты среднего звена применяют их в различных контекстах профессиональной деятельности. С точки зрения своего содержания общие компетенции носят, как правило, межпредметный характер и не всегда могут быть сопоставлены отдельной учебной дисциплине или профессиональному модулю. В таком случае их формирование осуществляется при прохождении ряда дидактических единиц или в процессе реализации образовательной программы СПО в целом.
Так, компетенция «ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам» выступает в качестве образовательного результата при освоении каждого профессионального модуля, входящего в образовательную программу. Это могут быть задачи, связанные с эксплуатацией технологического оборудования, оказанием различных видов услуг, разработкой новых информационных продуктов, оказанием первой (доврачебной) медицинской помощи, обучением воспитанников дошкольных учреждений, выращиванием сельскохозяйственных культур и т.д. В каждом случае, требующем принятия обоснованных решений и действий в стандартных и нестандартных производственных ситуациях, обучающийся должен определить ключевые параметры сложившейся ситуации, обнаружить скрытые связи и факторы, влияющие на ситуацию, описать ресурсы, необходимые на каждом этапе решения проблемы, разработать план действий, оценивать риски и продумывать альтернативы, оценивать сильные и слабые стороны найденного решения и итоги его реализации.
Общая компетенция «ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие» также формируется на протяжении всего процесса обучения в колледже. Участие студентов в профессиональных олимпиадах и конкурсах Ворлдскиллс, выбор ими мест производственной практики, выполнение курсовых работ и ВКР, принятие решений о продолжении обучения в университете или выходе на рынок труда мотивируют студентов СПО к принятию самостоятельных решений, которые определяют их дальнейшую карьерную и жизненную траекторию. Опыт подобного профессионального самоопределения приобретается не в рамках отдельного курса, а при прохождении всей образовательной программы. В тех случаях, когда для целей формирования общей компетенции, определенной во ФГОС СПО, необходимо последовательно использовать ресурс ряда учебных дисциплин (модулей) или образовательной программы в целом, используется распределенная модель формирования общих компетенций.
Концентрированная и распределенная модели могут применяться обособленно, исходя из особенностей содержания общих компетенций и возможности их формирования в рамках отдельных дисциплин и профессиональных модулей. В то же время возможно объединение данных моделей, при котором образовательные результаты, достигнутые в результате изучении одной или нескольких дисциплин ОГСЭ и ЕН-циклов, наращиваются в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей. Например, навыки эффективной коммуникации (компетенция ОК.04), заложенные при прохождении соответствующей дисциплины, совершенствуются при прохождении профессионального модуля по организации производственной деятельности структурного подразделения. Студенты закрепляют навыки делового общения, осваивают на практике приемы ведения переговоров, учатся мотивировать работников и управлять конфликтными ситуациями, стрессами и рисками.
Формирование общих компетенций студентов СПО происходит не только в процессе обучения. Воспитательная работа как важная часть образовательного процесса также используется для совершенствования когнитивных, социальных и личностных качеств студентов СПО. Воспитание гражданско-патриотических качеств, ценностей служения Отечеству, уважение к государственной символике, достижениям государства, героям и значимым событиям древней и новейшей истории страны (компетенция ОК.06) обеспечивается в организациях СПО за
счет реализации просветительских программ, поддержки поисковых, археологических, военно-исторических, краеведческих, студенческих отрядов и молодежных объединений. Важную роль для формирования ценности бескорыстного общественного служения играет молодежное волонтерство- добровольная социально направленная и общественно полезная деятельность студентов СПО. Добровольческие инициативы распространяются на разные сферы человеческой деятельности – от поддержки инвалидов и престарелых граждан до помощи в организации спортивных соревнований и музыкальных фестивалей, участия в экологических проектах и т.д. В случаях, когда для целей формирования общей компетенции одновременно используется концентрированная (базирующаяся на изучении одной или нескольких дисциплин ОГСЭ и ЕН-циклов) и распределенная (предполагающая поступательное формирование ОК на материале разных дидактических единиц) модели, реализуетсясовмещенная модель формирования общих компетенций.