Файл: Методические рекомендации по внедрению моделей формирования и оценки общих компетенций обучающихся в соответствии с фгос спо.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2. Общие компетенции в структуре ФГОС СПО и примерных основных образовательных программ
3. Общие компетенции как результаты среднего профессионального образования
4. Модели формирования общих компетенций в процессе реализации основных образовательных программ СПО
6. Номенклатура применяемых технологий по формированию общих компетенций
7. Типовая модель для построения образовательных траекторий
10. Требования к кадровым условиям реализации моделей формирования и оценки общих компетенций
11. Типовые требования к зонированию и оснащению помещений для формирования общих компетенций
Табл. 4.
Коды ОК п. 2.2 примерной программы учебной дисциплины (4 столбец) | Наименование разделов и тем (п. 2.2 примерной программы учебной дисциплины (2 столбец) | Результаты обучения (п.4 Контроль и оценка результатов учебной дисциплины (столбец 1) | Критерии и методы оценки (п.4 Контроль и оценка результатов учебной дисциплины (ст. 2-3) |
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности | Тема 1 | | |
Тема 2. | | | |
Тема | | | |
Тема | | | |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. | Тема 1 | | |
Тема 2. | | | |
Тема | | | |
Тема | | | |
….. | | | |
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности | Тема 1 | | |
Тема 2. | | | |
Тема | | | |
Тема | | |
Результатом анализа на данном этапе является уточнение используемых инструментов оценки и дополнительная дифференциация оценочных средств. Оценочные средства, используемые для оценки уровня освоения учебных дисциплин, в данной форме необходимо описать и представить наряду с оценочным инструментарием, применяемым для оценки общих компетенций обучающихся (п. 8.4 ФГОС СПО).
После того, как завершен анализ ПООП на уровне отдельных учебных дисциплин, участники цикловой методической комиссии сводят воедино результаты проведенного анализа и делают предметом обсуждения задачи и механизмы формирования и оценки ОК по циклу в целом. Для этого заполняется табл. 5.
Табл. 5.
Коды и наименования ОК (п. 4.1 ПООП) | Знания и умения ОГСЭ 01. Основы философии п. 1.2 примерной программы учебной дисциплины (2-3 столбцы) | ….. | Знания и умения ОГСЭ 05. Психология общения п. 1.2 примерной программы учебной дисциплины (2-3 столбцы) |
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности | | | |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. | | | |
….. | | | |
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности | | | |
Анализ предметных образовательных результатов (знаний и умений) и ОК, проведенный по циклу в целом, позволяет учесть те ОК, которые рекомендуется формировать на материале нескольких учебных дисциплин. Это дает основание для выработки членами цикловых комиссий совместных планов в области формирования и оценки ОК, при этом учитывая особенности предметного содержания отдельных учебных дисциплин.
Шаг 3. Внесение изменений в ОПОП с учетом рекомендаций примерных программ в части требований к формированию ОК, содержанию отдельных дидактических единиц, а также используемых форм и методов оценки ОК
В процессе обновления содержания ОПОП, осуществляемого с участием цикловых методических комиссий, проводится анализ соответствия между планируемыми результатами обучения по отдельным дисциплинам и профессиональным модулям и требуемыми результатами освоения образовательной программы в целом (компетенциями выпускников). Совокупность запланированных результатов обучения должна включать освоение общих и профессиональных компетенций, установленных в соответствующем ФГОС СПО, при этом в процессе обучения по отдельным дисциплинам и модулям должен быть обеспечен баланс между формированием предметных (профессиональных) результатов (умений, знаний, практического опыта), а также тех ОК, которые формируются в рамках прохождения данной учебной дисциплины (модуля) в соответствии с ПООП.
Обновление содержания ОПОП в части формирования и оценки ОК производится с учетом результатов, полученных в процессе анализа ПООП в части требований к формированию ОК, содержанию отдельных дидактических единиц, а также используемых форм и методов оценки ОК (п. 2.1.-2.5).
3.1. П. 4.1. «Общие компетенции» раздела 4. «Планируемые результаты освоения образовательной программы» ОПОП должен содержать перечень ОК, определенных в соответствующем разделе ПООП, включая коды ОК в соответствии с ФГОС СПО, формулировки ОК, а также дескрипторы знаний и умений, входящих в структуру ОК.
Содержание раздела может быть расширено за счет новых дескрипторов знаний, умений (3 столбец) по отдельным ОК. Это расширение имеет целью дополнительно конкретизировать содержание формируемых компетенций, обеспечить возможности оценки формируемых компетенций при проведении текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации.
Предлагаемые дополнения вносятся составителями в п. 4.1. «Общие компетенции» ОПОП. Эти изменения учитываются затем при пересмотре рабочих программ по отдельным учебным дисциплинам и профессиональным модулям.
3.2. При рассмотрении п. 1.2 «Цель и планируемые результаты освоения дисциплины» в программах отдельных учебных дисциплин анализируется, как содержание ОК, формируемых в процессе преподавания данной дисциплины, отражено и раскрыто в характеристике образовательных результатов.
Составители могут дополнительно расширить перечни знаний, умений по дисциплине (модулю) (2-3 столбцы табл. 1.2) за счет внесения дескрипторов знаний, умений ОК, которые даны в п. 4.1 ОПОП. За счет этого обеспечивается уточнение содержания тех надпредметных образовательных результатов, относящихся к отдельным ОК, которые рассматриваются в качестве самостоятельных образовательных результатов при реализации учебной дисциплины или профессионального модуля.
3.3. В ходе рассмотрения тематического плана учебной дисциплины (модуля) (п. 2.2 ОПОП) проводится методический анализ тематики и содержания учебного материала, а также форм организации учебного процесса. Предметом анализа является уточнение элементов учебного содержания, которые используются при формировании тех ОК, которые сопоставлены данному разделу (теме).
В программы занятий могут вноситься дополнительные материалы, а формы организации учебной деятельности обучающихся перестраиваться в целях более рационального и систематического формирования ОК при освоении обучающимися предметного содержания данных учебных дисциплин (модулей).
3.4. После уточнения тематического содержания необходимо обеспечить баланс между ОК, которые формируются при прохождении отдельных тем, и теми оценочными инструментами, критериями и методами оценки, которые используются при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Для этого в содержание п. 4 рабочих программ учебных дисциплин вносятся оценочные задания, обеспечивающие оценку надпредметных образовательных результатов.
Используемый оценочный инструментарий должен обеспечивать не только оценку уровня освоения обучающимися предметных знаний, умений, но и оценку сформированности каждой из ОК, предусмотренных в программе учебной дисциплины (модуля).
3.5. Изменения, внесенные в рабочие программы учебных дисциплин (модулей), сводятся воедино и обеспечивают координацию действий преподавателей, формирующих ОК интегрированно, в рамках реализации ОПОП в целом.
Планируя в рамках реализации ОПОП достижение более высокого уровня сформированности ОК и пересматривая для этого содержание образовательных программ, разработчики используют возможности вариативной части образовательной программы. На изучение тем (разделов), обеспечивающих формирование ОК, отводятся дополнительные объемы учебного времени, при этом при увеличении объема времени, отведенного на дисциплины и модули обязательной части, либо при введении новых дисциплин и модулей в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения учитывается необходимость формирования у обучающихся общих компетенций.
6. Номенклатура применяемых технологий по формированию общих компетенций
В соответствии со статьей 13, пп. 2, 3 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» при реализации образовательных программ СПО используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Формирование общих компетенций обеспечивается за счет использования в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, проектной деятельности, деловых и ролевых игр, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий и т.п.) в сочетании с внеаудиторной работой обучающихся.
Симуляторы и тренажеры являются важным элементом профессиональной подготовки в таких областях, как транспорт, энергетика, медицина, педагогика. Эти устройства позволяет искусственно смоделировать ту профессиональную реальность, в которой в дальнейшем предстоит действовать работнику. Симуляторы обеспечивают формирование общих и профессиональных компетенций в искусственно моделируемой среде. Заменяя собой реальный технологический процесс, производственную или жизненную ситуацию, они могут в существенной мере формировать и дополнять опыт обучащегося в его взаимодействии с внешним миром. Компьютерные тренажеры рассматриваются в качестве особой разновидности технических средств обучения (ТСО) – «специализированных технических средств, предназначенных для использования в образовательном процессе в целях повышения качества и эффективности обучения».Характер процесса обучения на симуляторе близок к обучению на рабочем месте, в то же время обучающая среда является искусственно сконструированной.
Симуляторы широко используются для формирования моторных навыков (вождение транспортных средств, медицинские манипуляции), применяются при обучении распознаванию образов (диагностика технических неисправностей, медицинская диагностика). Эти обучающие системы эффективны в тех случаях, когда от исполнителя требуется выполнение безошибочных действий по алгоритму (например, действия авиационных диспетчеров или операторов электростанций). Значение симуляторов еще больше возрастает в тех случаях, когда требуется подготовить персонал к нештатным и аварийным ситуациям при управлении сложными техническими объектами и системами (судоводители, операторы атомных станций, бурильных установок, паровых турбин, химических производств и др.). Важной составляющей подготовки в симуляционных системах являются общие компетенции. От